Депортация целого народа стоила советскому государству огромнейших средств ?
23 февраля - горькая дата для чеченского народа. 63 года назад целая нация была выселена со своих земель и отправлена в никуда. Мало кто знает, но чеченцев в те годы "вычисляли" и в действующей Советской Армии, причем даже тех, кто геройски сражался на фронтах Великой Отечественной, был награжден орденами и медалями. Вообще, насильственной депортации подверглись не только чеченцы. В 1930-1950 годы места своего исконного проживания покинули около 3,5 миллионов человек 58 национальностей. Среди них - около 400 тысяч поляков, 122 тысячи корейцев, свыше миллиона 200 тысяч советских немцев, более 69 тысяч карачаевцев, 93 тысячи калмыков, около 39 тысяч балкарцев, 190 тысяч крымских татар, 94955 турок-месхетинцев, курдов и хемшинов, более 150 тысяч латышей, литовцев, эстонцев, 15 тысяч греков.
Роковая записка
Данные об антисоветских выступлениях на территории Чечено-Ингушетии стали поступать в Москву, начиная с первых дней фашистского вторжения в СССР. Придавленное к концу 30-х годов бандитское подполье с началом войны заметно оживилось, а с подходом немецких войск к Кавказу стало еще более агрессивным. Наиболее полно отражающей ситуацию в республике стала докладная записка на имя Лаврентия Берии, направленная 9 ноября 1943 года заместителем наркома комиссаром госбезопасности 2-го ранга Богданом Кoбуловым под названием "О положении в Чечено-Ингушской АССР".
Вот некоторые фрагменты этой докладной, сыгравшей роковую роль в жизни целого народа.
"В ЧИ АССР насчитывается 2288 населенных пунктов. Население за время войны сократилось на 25 886 человек и составляет 705 814 человек. Чеченцы и ингуши в целом по республике составляют около 450 000 человек.
При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. бросили работу и бежали 80 человек членов ВКП(б), в т.ч. 16 руководителей райкомов ВКП(б), 8 руководящих работников райисполкомов и 14 председателей колхозов. Отношение чеченцев и ингушей к Советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. При первой мобилизации в августе 1941 г. из 8000 человек, подлежащих призыву, дезертировало 719 человек. В октябре 1941 г. из 4733 человек 362 уклонилось от призыва. В январе 1942 г. при комплектовании национальной дивизии удалось призвать лишь 50 процентов личного состава.
В марте 1942 г. из 14 576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13 560 человек, которые перешли на нелегальное положение, ушли в горы и присоединились к бандам. В 1943 году из 3000 добровольцев число дезертиров составило 1870 человек.
В республике 38 сект, насчитывающих свыше 20 тысяч человек. Они ведут активную антисоветскую работу, укрывают бандитов, немецких парашютистов. Антисоветские авторитеты, связавшись с немецкими парашютистами, по указаниям немецкой разведки организовали в октябре 1942 года вооруженное выступление в Шатоевском, Чеберлоевском, Итум-Калинском, Веденском и Галанчожском р-нах. Группа чеченцев под руководством Алаутдина Хамчиева и Абдурахмана Бельтоева укрыла парашютный десант офицера германской разведслужбы Ланге. За это преступники были награждены рыцарскими орденами Германии и завербованы для организации вооруженного выступления в республике.
По данным НКВД и НКГБ ЧИ АССР, на оперативном учете состоит 8535 человек, в том числе 27 немецких парашютистов; 457 человек, подозреваемых в связях с немецкой разведкой; 1410 членов фашистских организаций; 619 мулл и активных сектантов; 2126 дезертиров.
За сентябрь-октябрь 1943 года ликвидировано и легализовано 243 человека. На 1 ноября в республике оперируют 35 бандгрупп с общей численностью 245 человек и 43 бандита-одиночки. Свыше 4000 человек - участников вооруженных выступлений 1941-1942 годов прекратили активную деятельность, но оружие - пистолеты, пулеметы, автоматические винтовки - не сдают, укрывая его для нового вооруженного выступления, которое будет приурочено ко второму наступлению немцев на Кавказ".
Документ, окончательного резюме в котором вроде бы не просматривалось, был составлен по тогдашним законам военного времени - без полутонов и оттенков, строго и конкретно. Жестким, упрямым и не подлежащим оговоркам оказалось и решение высшего руководства страны (а фактически - лично Иосифа Сталина). Все чеченцы, в том числе и те, кто не был запятнан связями с фашистами, подвергались тотальной депортации без указания срока длительности. Как и в недавние времена, кучка бандитов "подставила" весь свой народ. Ведь наказание назначалось не конкретным преступникам. Целый народ без какого-либо суда и следствия подвергался "моральной казни" - выдворению со своей родины.
Сколько времени планировалась операция "Чечевица", кто конкретно, кроме высоких начальников, принимал участие в разработке акции, до сих пор подробно не раскрывается. Если следовать последнему докладу Кобулова, то подготовка заняла всего три месяца. Но все мероприятия были разработаны тщательно и скрупулезно. За короткий период оперативные группы НКВД и НКГБ численностью 8-12 человек провели в регионе своего рода "перепись населения". Одновременно на карты наносились будущие маршруты движения, на схему обозначалось каждое опасное место. Было предусмотрено все: вплоть до таких мелочей, как куча хвороста, солома, заросли кукурузы, груда камней, которые можно использовать для вызволения застрявшего транспорта. Перед водными преградами предусматривались стоянки тракторов на случай непредвиденных поломок машин. Были отмечены места, через которые грузовики могли пройти только порожняком, а следовательно, надо было выставлять оцепление. Особое внимание уделялось труднопроходимым местам, где могли быть устроены засады.
Чеченцам не оставили шансов. Операция "Чечевица" началась в 2 часа ночи 23 февраля 1944 года. На всех дорогах от Назрани до Итум-Кале были выставлены дозоры, засады, отключены телефонная связь и радиотрансляционные станции. У дверей домов местных жителей появились автоматчики в форме войск НКВД. К пяти часам утра на площадях аулов, городов, поселков было собрано все мужское население. Дабы не возникало недоразумений, на родном языке им было объявлено решение правительства о выселении чеченцев и ингушей на восток СССР. После оглашения документов производился личный досмотр всех мужчин. В домах в этот момент шли обыски: сотрудники НКВД искали и изымали оружие, антисоветскую литературу, выводили на улицы жителей.
Утром на стол Сталина легла первая телеграмма с пометкой "Совершенно секретно". "Телеграмма N 6051 от 23.2.44 г. Товарищу Сталину. Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. Выселение проходит нормально. Заслуживающих внимания происшествий нет. Имело место шесть случаев попытки к сопротивлению со стороны отдельных лиц, которые пресечены арестом или применением оружия. Из намеченных к изъятию в связи с операцией лиц арестовано 842 человека. На 11 часов утра вывезено из населенных пунктов 94 тысячи 741 человек, т.е. свыше 20% подлежащих выселению, погружено в железнодорожные эшелоны из этого числа 20 тысяч 23 человека. Берия".
Каждые шесть часов в Москве получали информацию от руководителей четырех оперативных секторов: Владикавказского (Пригородный, Назрановский, Сунжский, Очалупский, Пседахский, Малкабегский районы), Слепцовского (Надтеречный, Галашкинский, Галанчожский, Ачхой-Мартановский), Гудермеского (Гудермеский, Курчалоевский, Ножай-Юртовский, Старо-Юртовский, Хасавюртовский районы) и Грозненского. (Атагинский, Веденский, Урус-Мартановский, Шалинский, Чеберлоевский районы).
Не все проходило гладко. В Кучалойском районе при оказании вооруженного сопротивления убиты легализованные бандиты Басаев Абу Бакар и Нанагаев Хамид. У убитых изъяты винтовка, револьвер и автомат. Во время следования колонны переселенцев в Галанчежском районе колонна была обстреляна бандой. Перестрелка длилась тридцать минут. Убиты лейтенант Дреев и рядовой Медведев. В колонне убита женщина и ранен ребенок. При нападении на оперативную группу в Шалинском районе убит один чеченец и тяжело ранен еще один. ... В Урус-Мартанском районе при попытке к бегству убиты четыре человека. В Шатоевском районе при попытке к нападению на часовых убит один чеченец. Легко ранены два наших сотрудника (кинжалами). В Итум-Калинском районе четыре автомашины со всем контингентом (имелись в виду выселяемые - Страна.Ru) свалились в ущелье, в результате чего погиб тридцать один человек.
Отправка "контингента" была организована с 27 железнодорожных станции региона. Плач детей, крики женщин, лязг затворов, лай караульных собак. Менее чем через сутки - к 00 часам 24 февраля, - 18 первых эшелонов уже везли переселенцев на восток. 107431 взрослых, 43529 детей должны были начать новую жизнь на новом месте. Еще 32 эшелона стояли "под погрузкой", 39 - были наготове
Берия - Сталину
"Докладываю об итогах операции по выселению чеченцев и ингушей. По состоянию на 29 февраля выселено и погружено в железнодорожные эшелоны 478 479 человек, в том числе 91250 ингушей и 387229 чеченцев. Погружено 177 эшелонов, из которых 159 отправлено к месту нового поселения. .Остались невывезенными 6 тысяч чеченцев в силу большого снегопада и бездорожья, вывоз и погрузка будет закончена в два дня. Случаи попытки к бегству и укрытию от выселения носили единичный характер, и все без исключения были пресечены. Арестовано 2016 человек антисоветского элемента, изъято огнестрельного оружия 20072 единицы, в том числе - 4868 винтовок, 479 пулеметов и автоматов".
Не менее важная задача вменялась Управлению конвойных воск НКВД СССР. Его начальник генерал-майор Бочков был обязан обеспечить "охрану спецконтингета во время погрузки и конвоирования до мест следования". При перевозках депортируемых было предусмотрено все. Вот строки из приказа по Управлению. "Для обеспечения перевозок спецконтингентов сформировать и отправить 152 маршрута по 100 вагонов в каждом, общим количеством 14200 крытых вагонов и 1 тысяча платформ .Эшелоны формировать в составе по 65 вагонов по схеме: в голове поезда ставить два вагона прикрытия (или 1 пульмановский), 33-й вагон отвести для конвоя, 34-й - под медизолятор..Каждый людской вагон оборудовать воинским съемным приспособлением по норме: 14 досок для верхних нар, 1 железная печь, 1 фонарь. 3 люка закрыть наглухо, в одном люке с правой стороны по ходу поезда поставить незарешеченную, остекленную раму. Ведра выдать только для вагонов-изоляторов и конвоя. Каждый людской вагон снабдить топливом по норме на 3 суток. . Установить, что спецконтингент обеспечивается продуктами питания на весь путь следования до пункта назначения за счет личных ресурсов сроком на 30 суток. Для багажа в каждом эшелоне отвести 2 вагона прикрытия.. Предусмотреть организацию пунктов снабжения эшелонов топливом по маршруту следования, организацию обеспечения эшелонов кипятком на узловых станциях. . Установить повсеместно с Наркомторгом продовольственные пункты по маршруту следования эшелонов для обеспечения в случае необходимости продуктами питания".
Организация питания переселяемых в пути следования производится комендантом эшелона в установленных пунктах. Оплата за питание производится комендантом эшелона. Денежные средства на питание комендант поезда получает от представителя НКВД СССР. Для медицинского обслуживания переселяемых органами Наркомздрава выделяется один врач и две медсестры. Врач обязан иметь при себе необходимое количество медикаментов. В каждом вагоне из числа спецпереселенцев назначается старший вагона, на обязанности которого лежит ответственность за порядок в вагоне, учет и проверка не реже раза в сутки всех размещаемых в вагоне спецпереселенцев, раздача пищи. О всех происшествиях в вагоне (побег, смерть и т.д.) старший немедленно обязан доложить коменданту эшелона.
На каждый эшелон для агентурно-оперативного обслуживания переселяемых в пути следования выделяется один оперработник НКВД или НКГБ. Оперативник обязан установить связь с агентурой и осведомлением из числа спецконтингента и информировать коменданта эшелона для принятия мер против попыток выселяемых к антисоветским действиям и организованному побегу. В обеспечении всей операции "Чечевица" было задействовано 17698 оперативных работников и 85.003 бойца и офицера НКВД и НКГБ.
Кстати, большое количество сотрудников было задействовано в спецмероприятиях еще до начала операции. Так, на совещании 7 февраля 1944 года, за две недели до времени «Ч», было принято решение «устранить наиболее опасных легализованных бандитов, чтобы обезглавить повстанческие элементы». Согласно приказу, лиц, на которых имелось достаточно компрометирующих материалов, необходимо было "оформить" для рассмотрения Особым Совещанием НКВД СССР. Легализованных бандитов (то есть сложивших оружие - Страна.Ru) надлежало "изъять" перед самым началом операции и отдельно, под усиленным конвоем, сопроводить на станцию погрузки.
В НКВД с маршрутов движения эшелонов шли безрадостные доклады. "Из эшелона СК-381 на ст. Уфа Куйбышевской ж.д. снято и отправлено в госпиталь 6 больных тифом и один - воспалением легких. Вагон, в котором выявлены больные, от эшелона отцеплен, спецконтингенту производится санобработка". "Из эшелона СК-397 на ст. Челябинск Южно-Уральской ж.д. снят труп умершей женщины 80 лет». «Из эшелона СК-349 на ст. Куйбышев снят труп ребенка 8 месяцев - умер от истощения". "Из эшелона СК-368 снято 4 трупа, из которых умерли - два новорожденных; один по преклонности лет (103 года) и один - упадок сердечной деятельности". "При отправлении эшелона СК-241 со ст. Яны-Кургаш Ташкентской ж.д. спецпереселенец Кадыев попытался бежать. При задержании Кадыев пытался нанести удар камнем красноармейцу Карбенко, вследствие чего было применено оружие. Выстрелом Кадыев был ранен и в больнице умер".
Всего при "конфликтных ситуациях" во время следования погибло 50 чеченцев и ингушей. 20 марта 1944 года на станцию Риддер Томской железной дороги прибыл эшелон СК-268. Это был последний эшелон. Берия мог вздохнуть с облегчением и доложить Сталину о выполнении поставленной задачи. "Отправлено 180 эшелонов с общим количеством переселяемых 493269 человек. В пути следования народилось 56 младенцев, умерло 1272 человека. В лечебные учреждения направлено 285 больных. По причине заболеваемости сыпным тифом было отцеплено 70 вагонов (2896 человек) для санобработки".
На новых местах поселений в восточных областях Советского Союза для "спецконтингента" было подготовлено более 75 тысяч пригодных для жилья помещений, в том числе 60 тысяч - за счет уплотнения местного населения. Спецпереселенцы получали продукты, а также ссуды в размере 5 тысяч рублей на семью с рассрочкой до 7 лет. В НКВД было принято удивительное по тем временам решение. У чеченцев и ингушей во время переселения не отбирались деньги и ценности, хотя, по агентурным данным, у некоторых жителей Чечни и Ингушетии на тот момент имелось по два-три миллиона рублей (тогдашняя стоимость самолета или танка Т-34 - Страна.Ru). Эти капиталы были накоплены, как правило, за счет спекуляций и воровства. Но чеченцам их "накопления" оставили! Такое решение было объяснено необходимостью обустройства на новом месте. Помимо сохраненных денег и выделенных денежных ссуд, каждая семья в счет погашения долга за оставленный на родине скот и зерно получала по одной голове крупного рогатого скота. Большинство переселенцев наделялись земельными участками. В целом операция "Чечевица" обошлась стране в 150 миллионов рублей.
В этот же период по всем фронтам были изданы специальные приказы. Всех карачаевцев, чеченцев, ингушей и балкарцев надлежало направить в распоряжение отделов спецпоселенцев НКВД Казахской ССР в Алма-Ату. Эти задачи вменялись специально созданным при Управлениях войск НКВД фронтов фильтрационным комиссиям. Интересно, что были в Красной Армии командиры, которые не выполнили этот приказ. Они укрывали своих отважных офицеров и бойцов. Так было с Героем Советского Союза Висаитовым, с известным фронтовым разведчиком Цароевым - ингушом по национальности. Кстати, всего за подвиги в боях с немецко-фашистскими захватчиками звания Героя Советского Союза были удостоены шестеро чеченцев. Более двухсот представителей чеченского народа защищали Брестскую крепость.
В конце марта 1944 года Лаврентий Берия отчитался перед Политбюро ЦК ВКП(Б) об успешно проведенной операции по выселению чеченцев и ингушей и других народов. За эту акцию ее участники получили правительственные награды. Орденом Суворова I-й степени (одним из самых высоких фронтовых орденов - Страна.Ru) были награждены сам генеральный комиссар госбезопасности Берия, комиссар госбезопасности 2-го ранга Б. Кобулов, комиссар госбезопасности 2-го ранга С. Круглов, комиссар госбезопасности 2-го ранга И. Серов. Орденом Кутузова I-й степени - генерал-полковник А. Аполлонов, комиссар госбезопасности 1-го ранга В. Меркулов, генерал-майор И. Пияшев. Орденом Суворова II-й степени было награждено 13 человек, орденом Кутузова II-й степени - 17, орденом Боевого Красного Знамени - 79, орденом Отечественной войны II-й степени - 61, орденом Красной Звезды - 120, медалью "За отвагу" - 259 человек.
Амир Ахмадов