Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Газовый "суверенитет" Путина

Известный своими приемчиками по дезинформации и дезориентации Путин продолжает вводить в заблуждение общественное мнение. Однако если вменяемые и ответственные политики на Западе давно раскусили "многоходовочки" кремлёвского православного чекиста, то в России продолжают вестись на его разговоры, типа "суверенитетом не торгуем".

Последним примером путинской манипуляции фактами и событиями может служить его безапелляционное заявление о том, что, дескать, Москва не отказывалась ни от "Южного потока", ни от "Турецкого потока", но ждет ясной позиции Еврокомиссии по этим вопросам.

Об этом кремлёвский газовый манипулятор говорил 7 июня на пресс-конференции после переговоров с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Наряду с извращением всем хорошо известных обстоятельств по эволюции этих проектов Путин, тем не менее, выдвинул условие по их реализации: ему, ни много ни мало, необходима "ясная позиция Брюсселя".

Очевидно, что разглагольствования Путина на газовую тематику, как говорится, было ко времени и к месту. Специалистами и аналитиками по энергетическим вопросам справедливо подмечено, что неблагоприятная ситуация для Кремля складывается не только в области ценообразования на нефть. Но и в другой архиважной для жизнедеятельности клептократического режима сфере – состояние и перспективы поставок природного газа на европейские рынки.

Во многом именно предельно ясная позиция Брюсселя по отношению к кремлевскому режиму, выразившаяся в антипутинских санкциях после агрессии против Украины, как бы ни изгалялся Путин, и предопределила нынешнее незавидное положение "Газпрома" в Европе, судьбу проектов, с помощью которых российский монополист пытается закрепиться на европейских рынках.

Провал "Южного" и "Турецкого" потоков полностью лежит на совести Путина. Не стоит даже напоминать о том, что именно он 1 декабря 2014 года в Анкаре официально заявил об отказе российской стороны от проекта "Южный поток", окончательно разуверившись в перспективах снятия санкций со стороны ЕС, пытаясь тем самым шантажировать Брюссель. Затем спустя год пришла очередь уже наказывать "турецкую клику", которая, между прочим, подыграла кремлевскому "другу" Эрдогана трансформировать "Южный поток" в "Турецкий".

26 ноября 2015 года было объявлено, что в связи с уничтожением российского бомбардировщика Су-24 турецкими истребителями Россия прекращает работу над рядом проектов инвестиционных и торговых соглашений с Турцией, в том числе по "Турецкому потоку. 3 декабря 2015 года министр энергетики России Александр Новак заявил, что заявил, что проект "Турецкий поток" приостановлен.

Теперь, в Кремле, принимая израильскую делегацию, будучи неуверенным в снятии санкций ЕС, в реализации лоббируемого Шредером "Северного потока-2, не дождавшись извинений со стороны Эрдогана и после недавних заявлений Варшавы о нежелании продлевать контракты с "Газпромом" Путин сменил свою "суверенно-великодержавную" тональность.

Он уже посылает сигналы всем своим контрагентам по газовому сотрудничеству: мол мы готовы продолжать это сотрудничество. Даже "ненавистным" туркам, когда говоря об экспортных маршрутах по дну Чёрного моря, Путин в отличие от прошлых резких высказываний в адрес Анкары, на этот раз отделался лишь обтекаемой фразой: "есть известные трудности политического характера с Турцией".

Изменившаяся газовая тональность Путина в присутствии Нетаньяху в немалой степени связана ещё и с тем, что, по имеющейся достоверной информации, в том числе из израильской и западной прессы, Турция и Израиль близки к окончательной нормализации двусторонних отношений. По мнению наблюдателей, Анкара и Тель-Авив заинтересованы в налаживании взаимовыгодного энергетического сотрудничества, в частности, готовы подписать соглашение по поставкам газа с шельфовых месторождений Израиля в Турцию и транзитом в Европу.

Необходимо отметить, что Брюссель выражает в этом заинтересованность и неоднократно заявлял о поддержке проекта по доставке израильского газа в Европу, рассматривая его как один из альтернативных вариантов по уменьшению зависимости от российского газа. Наряду с поставками газа из Каспийского региона по так называемому "Южному Газовому Коридору" и увеличением доли сжиженного природного газа в общем энергобалансе ЕС.

Итак, ситуация складывается таким образом, что газовая "скрепа" Кремля все отчетливее начинает давать трещину. В этих условиях новоявленный исправитель мирового политического и экономического порядка, "устрашитель" Европы вынужден начать делать противоречивые заявления. Заявления, которые иначе как торговлей "газовым суверенитетом" не назовешь.

Хотя совсем недавно парировал своему "реформатору" Кудрину, что не собирается торговать суверенитетом страны и клялся делать это до конца своей жизни.

 

Кямран Агаев