В Таджикистане стало небезопасно носить бороду и хиджаб. За последние несколько недель в стране сотрудниками таджикской милиции были задержаны несколько десятков бородатых мужчин, которым после установления личности и снятия отпечатков пальцев насильно сбривали бороды.
Женщины, покрывающие платком голову, также жалуются на повышенный интерес к себе со стороны таджикских милиционеров.
Генеральная прокуратура Таджикистана и МВД в настоящий момент разбирается с многочисленными жалобами от пострадавших в результате милицейских проверок.
В таджикском МВД признают недопустимость подобной практики, но предупреждают, что плановые меры в отношении лиц, вызывающих подозрение, будут продолжаться.
Наблюдатели полагают, что действия таджикских властей, направленные против ношения бороды и хиджаба, проводятся в рамках борьбы с радикализацией общества и сохранения светской формы правления.
Исламская партия Таджикистана обратилась с открытым письмом к уполномоченному по правам человека Зарифу Ализода с требованием дать оценку многочисленным фактам ущемления прав верующих в стране и прекратить гонения на них.
"Многие годы наша партия становилась объектом давления. Теперь в стране преследуются верующие, которые носят бороды и хиджабы. Подобные действия противоречат основному закону страны, который гарантирует свободу слова, вероисповедания, мнений", - заявил Саидумар Хусайни, первый заместитель партии Исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ).
Признак радикала
По мнению экспертов, в представлении чиновников борода и хиджаб – первый признак исламского радикала.
"Меня с другом днем остановили люди в гражданской форме на улице. Они представились оперативниками и стали интересоваться, почему я ношу бороду", - рассказал Рустам Гулов, член общественного совета по реформе милиции при УМВД Согдийской области.
Он говорит, что под предлогом выяснения личности, несмотря на предоставленный паспорт, его силой отвезли в отдел милиции города Худжанда.
"Там, ссылаясь на какой-то секретный закон о запрете бороды, который мне отказались показать, тут же в отделе насильно сбрили мою бороду. Три милиционера меня держали за руки, а один брил бороду. При этом мне сказали, что жаловаться я могу куда угодно, а затем отпустили", - говорит Гулов.
Рустам Гулов обратился с открытым письмом-жалобой к президенту страны Эмомали Рахмону, а также к руководству генпрокуроры и МВД страны. В нем он, в частности, требует объяснений от властей и наказания виновных.
"Милиционеры мне заявили, что это политика властей. Бороду носить нельзя. В службе собственной безопасности МВД, которая проводит проверку по моей жалобе, очень вяло на нее отреагировали и честно признались, что милиционеры, сбрившие мне бороду, скорее всего, получат просто выговор. Действия их сотрудников их не удивили, зато они были неприятно удивлены моим желанием добиться справедливости", - добавил Рустам Гулов.
Житель города Худжанд – один из немногих, кто решился открыто написать жалобу на незаконные действия таджикской милиции. Большинство пострадавших отказываются обращаться в МВД за помощью, опасаясь преследования и мести со стороны сотрудников правоохранительных органов.
"Я был с друзьями на улице рядом с домом, когда меня задержали милиционеры. Десятки людей стали свидетелями того, как меня просто насильно посадили в машину и увезли в парикмахерскую и сбрили мне бороду. При этом сотрудники МВД оскорбляли меня, верующих мусульман, называя их ваххабитами и врагами государства", - уверен душанбинец Эрадж Неккадамов.
"Для мусульманина насильно сбритая борода – это страшное оскорбление, - продолжает он. - Мне стоило огромных усилий пережить все это, но обращаться с жалобой в органы я не стал. Зачем? Знаю, что делать это бесполезно. Никого не накажут, поскольку милиционеры лишь выполняли спущенные сверху устные указания начальства".
Жалобы
В МВД Таджикистана после волны недовольства и негодования граждан в социальных сетях таджикского сегмента интернета поспешили осудить действия своих сотрудников, назвав их незаконными. Однако до сих пор ни один из сотрудников таджикской милиции, участвовавших в незаконных рейдах, не понес наказания.
"Руководство МВД получило несколько жалоб. По ним проводится разбирательство. В отношении сотрудников милиции, допустивших незаконные действия, будут применены дисциплинарные взыскания", - пообещал Икром Умарзода, заместитель главы МВД, в интервью местным СМИ.
Между тем, в неофициальных беседах некоторые сотрудники милиции признались Русской службе Би-би-си, что получали специальные устные директивы, спущенные сверху, о проверке документов у мужчин, носящих бороду, и женщин в хиджабах.
В комитете по делам религии при правительстве Таджикистана также опровергают наличие каких-либо правительственных решений на этот счет и предупреждают население о появлении группы мошенников, продававших разрешения на ношение бород и хиджабов.
Информация о злоумышленниках появилась на сайте Комитета. Кроме того, там была размещена фотография фиктивного документа - удостоверения, разрешающего официально носить бороду и хиджаб.
"Документы, подтверждающие право на ношение бороды и хиджаба, - это полнейший абсурд", - подчеркивается в сообщении Комитета по делам религии.
Пристальное внимание
Несмотря на заверения властей о недопустимости каких-либо дискриминационных мер по отношению к верующим, владельцы торговых точек, торгующих мусульманской одеждой в Душанбе, рассказали Русской службе Би-би-си, что им настоятельно рекомендовали прекратить продажу исламской атрибутики.
"К нам приходили милиционеры, проверили наш магазин и потребовали, чтобы мы закрыли его. Продавать хиджабы, длинные халаты, черные платки нельзя. При этом предоставить каких-либо официальных бумаг, подтверждающих запрет, нам не смогли", - рассказала Би-би-си на условиях анонимности хозяйка небольшого магазина на одном из рынков Душанбе.
"Однако многие продавцы испугались, потому что инициативы эти идут сверху и правды нам добиться будет сложно. Работать в любом случае не дадут. А ведь многие вложили в дело огромные деньги, и что теперь – банкротство?"
Пристальное внимание тому, как одеваются и как выглядят таджикские граждане, уделяют не только сотрудники правоохранительных органов и спецслужбы страны. Президент страны Эмомали Рахмон также не оставил без внимания этот, по его мнению, очень важный вопрос.
"Не преклоняйтесь перед чуждыми ценностями, не следуйте чуждой культуре! Носите наряды традиционных расцветок и покроя, а не черную одежду, так как даже траурная одежда таджикской женщины была белого, а не черного цвета", - говорит президент страны.
Не остались в стороне и таджикские государственные телеканалы, транслирующие репортажи о прямой связи религиозных радикалов с теми, кто носит бороды и мусульманские головные уборы, а также об их пагубном влиянии на молодежь.
Традиционно таджички носили платки, повязанные поверх головы, но в последние годы количество женщин и девочек в хиджабах в Таджикистане заметно возросло, и это несмотря на введенный таджикскими властями запрет на ношение мусульманского головного убора в учебных заведениях страны.
Темпы исламизации
Мусульманские платки хиджабы становятся серьезным препятствием при поиске работы в Таджикистане.
Темпы исламизации страны наиболее заметны в Душанбе, в Согдийской и Хатлонской областях, расположенных на севере и на юге страны, а также в районах, находящихся в непосредственной близости от таджикской столицы. Интерес к религии в стране в последние годы заметно вырос.
Вместе с тем, результаты проведенного ранее опроса демонстрируют, что эта увлеченность религией часто бывает не вполне добровольной.
По официальным данным, 99% жителей Таджикистана исповедуют ислам. Большинство мусульман Таджикистана, за исключением небольшой общины шиитов-исмаилитов Горного Бадахшана, являются суннитами ханафитского толка.
Религия в Таджикистане официально отделена от государства. Однако в реальности власти активно вмешиваются в деятельность религиозных институтов в стране, в частности, имеют решающий голос при избрании имам-хатибов мечетей, которые ведут пятничные молитвы.
В Душанбе опасаются, что молодежь, оставшаяся без контроля государства и семьи, может попасть под влияние радикально настроенных религиозных групп или стать сторонниками нетрадиционных для Таджикистана течений ислама.
Слабость авторитета
Однако политологи уверены, что причиной появления в обществе радикально настроенных мусульман, является отсутствие национальной идеологии, слабость авторитета официального духовенства и нерешенные социальные вопросы.
"Таджикские власти так и не смогли решить социально-экономические вопросы. Им не удалось сократить поток мигрантов, что также влияет на рост радикализма молодежи, которая хотела бы жить и трудиться у себя на родине. Вместо этого, в стране многократно вырос уровень коррупции, распространено местничество, налицо тенденция кланового правления государством, без учета интересов жителей страны", - подчеркивает социолог Мехмоншо Шарифов.
"Это все приводит к росту недовольства огромной части населения Таджикистана. Что делают власти? Они не решают причин конфликта. Они создают образ врага, навязывают этот образ через подконтрольные им СМИ и государственные органы, населению страны и борются с теми, кто хочет реформ. Враги – это недовольные властью оппозиционно настроенные люди. Однако Душанбе не понимает, что борьба с лжеврагами ослабляет иммунитет страны, что в итоге делает страну слабой перед действительно настоящими угрозами, как терроризм и экстремизм", - продолжает Мехмоншо Шарифов.
В прошлом Таджикистан вернул из мусульманских стран тысячи студентов и школьников, обучавшихся в исламских учебных заведениях мусульманских стран. Многие из этих студентов вновь были вынуждены покинуть родину из-за безработицы и чрезмерного внимания спецслужб.
Официальный Душанбе в настоящий момент ведет переговоры с властями Ирана, Пакистана, Афганистана, Саудовской Аравии, Египта о возвращении таджикских граждан на родину, а также внимательно следит за всеми передвижениями таджикистанцев за пределами страны и их активностью в социальных сетях, в том числе в России.
По данным ГКНБ Таджикистана в боевых действиях в Ираке и Сирии участвуют до 300 граждан страны, однако эксперты считают, что число таджиков, воюющих в странах Арабского Востока, намного больше.
Анора Саркорова