
В истории нашего народа много особых памятных дат и событий. Одними из таких дат являются 31 января и период с 1 по 9 февраля 2000 года — дни, когда чеченцы пошли на прорыв из окружённого Грозного и выступили в поход продолжительностью семь дней. Сам переход в Шатой является не менее героическим событием и предметом гордости нашего народа.
В конце января 2000 года штаб командования обороной Грозного принимает решение оставить город и отступить в горы — в Аргунское ущелье.
К этому моменту вражеские войска почти подошли к центру города с северо-восточной и западной сторон. В результате переговоров с представителями чеченской (гантемировской) милиции было достигнуто соглашение о выводе раненых и сопровождавших их муджахидов на севере г. Грозного, в районе Сольжи. Общая численность спасённых этим путём составила около 250 раненых и примерно 50 сопровождающих муджахидов.
После двухмесячной обороны г.Грозного группировка войск муджахидов под предводительством амиров прорывается в юго-западном направлении через линию позиций российских войск, участвовавших в окружении города и установивших минные поля. Количество установленных мин составляло около двух тысяч.
На минном поле погибли более 200 муджахидов, в том числе амиры Асланбек Исмаилов, Хункар-Паша Исрапилов, Лечи Дудаев, Умар Эдилсултанов и другие, которые шли в первых рядах, разминируя собой дорогу для тех, кто следовал за ними. Гибель этих амиров на минном поле стала тяжёлой потерей для Сопротивления и народа в целом, так как каждый из них пользовался поддержкой и авторитетом в народе и являлся опытным воином, прошедшим войну 1994–1996 годов.
Пройдя через минное поле, группировка войск армии Ичкерии вырвалась из окружения и начала движение в сторону гор.
В этом переходе около 40 муджахидов погибли, замёрзнув заживо. Самым трудным и холодным стал второй день после начала движения от Гехи-Чу: ночью 8 февраля температура опустилась до –20…–25 °C. Во время движения колонны уже уставшие и замёрзшие муджахиды засыпали — и больше никогда не просыпались…
Сам этот переход практически не имеет аналогов в военной истории, если не считать перехода муджахидов из Шатоя через Улус-Керт в Ведено, когда в обоих случаях истощённые и раненые бойцы преодолели более 50 километров труднопроходимой горно-лесистой местности.
Зимний переход по труднопроходимой горно-лесистой местности, когда часть армии после длительной обороны Грозного, пройдя через минное поле, не имея каких-либо средств передвижения или армейского снабжения, в самые холодные дни конца января — начала февраля, без общей координации войск и даже без координации подразделений, продолжала путь.
Каждый муджахид лично совершал героический подвиг, преодолевая не только физические испытания, но и проявляя силу духа и убеждений, проходя все трудности своего пути без приказов и указаний командования.
Это было не отступление в тыл и не выход из войны, а передвижение на новую линию обороны в войне против такого врага и такой империи, как Россия.
Каждый муджахид, участвовавший в переходе, знал, что идёт туда — в горы, к своим братьям, которые с конца декабря также находились в практически окружённом состоянии в Аргунском ущелье, подвергавшемся атакам со всех сторон.
Считаю, что эта дата и этот героический прорыв через минное поле, а также недельный переход достойны того, чтобы наш народ помнил эти дни и это героическое событие.
День, когда лидеры выходили вперёд своих подчинённых и осознанно шли первыми — по минам и под шквальным огнём врага.
Дала декъала бойла вай кхелхан бола вежарий йижарий!
Дала гӀазот къобала дойла цера!
Салман Алиханов
Видео с песней, посвященное тем героическим дням, смотрите здесь.
