"Свято место пусто не бывает" - есть такая известная пословица, значение которой очевидно в нынешнем Донецке. Несмотря на экономическую блокаду и постепенное исчезновение украинских товаров с прилавков магазинов, загнать город в товарную зависимость (от Украины. - Ред.) не получается, так как предприниматели стали налаживать торговые отношения с российскими поставщиками.
Прилавки крупных супермаркетов, таких как "Караван", "Брусничка", "Обжора", запестрели продуктами с пометкой "Сделано в России". Так как качественные и дорогостоящие товары из России сюда завозить нецелесообразно (у местного населения на них просто не хватит денег) – сюда везут то, что подешевле.
Прошли первые выплаты пенсий в рублях. По заявлениям очевидцев, очереди на получение выстроились километровые. В кассах супермаркетов уже объявляют "На кассе номер три вы можете расплатиться рублями". Курс гривны к рублю - по-прежнему 1:2.
Стали буйно процветать уличные рынки. По сравнению с магазинами, их ассортимент очень широк. На город достаточно приятно смотреть в преддверии праздников – создается иллюзия того, что жизнь вернулась в нормальное русло: люди ходят по магазинам, несут цветы, надевают "все лучшее сразу"…
Пасха, кстати, ознаменовалась неслабыми боями, следующий после Пасхи день – тоже. Город опять гудел от взрывов. В день праздника во дворах, прилегающих к основным соборам, были расставлены автоматчики. Вообще, все как-то опасливо стали относиться к местам большого скопления людей – боятся провокаций или терактов.
Милиции нет, поэтому теперь эту роль выполняют непонятные люди в камуфляже с совершенно невиданными ранее шевронами. Однако это не мешает так называемым "защитникам" кататься по городу на "отжатых" машинах со скоростью сто с копейками километров в час и входить в повороты на двух колесах. Предварительно они, правда, включают аварийку.
Мой знакомый не успел перестроиться в другой ряд, поэтому он сначала слушал отчаянные гудки клаксона, а потом, когда обгоняющие с ним поравнялись - выслушал трехэтажный мат с угрозами и тыканьями автоматом из открытого окна.
На Пасху в центральном парке прошла раздача какого-то творожного кулича – привет от ростовчан. Благо дело, раздавали не на лопате.
В городе среди так называемого "ополчения" объявлена полная боевая готовность. И вообще, жители ожидают каких-то ужасных боев 16 апреля. Откуда эти слухи – неизвестно, но ходят они упорно.
У членов так называемого "ополчения" и совсем небольшого процента гражданского населения проявляется любовь к советским символам. Есть у нас машины с номерами "СССР", советскими флагами, наклейками на стекле, некоторые личности носят советские шевроны…
И вообще, имеются совершенно уникальные экземпляры, "залипшие" в советской эпохе времен ВОВ, словно мухи в смоле. Например, они называют украинские войска "немцами", носят на камуфляже советскую военную символику.
Это не город, а машина времени. Но каким-то чудом у нас до сих пор совершенно нетронутыми стоят памятники Шевченко и Хмельницкому.
Кстати, насчет машин. Ездить в городе на авто теперь - не просто дорогое удовольствие, а еще и особая привилегия, потому что то и дело в Донецке пропадает на день-другой бензин, газ или солярка, и купить топливо в эти дни можно только по талонам. Нет талона – нет бензина. Нигде.
Договориться с заправщиками невозможно. Водители впадают в панику. Когда бензин все-таки завозят, на заправках выстраиваются очереди похлеще киевских пробок.
Что же касается политических настроений, народ крайне осторожен в своих высказываниях. Недавно зашел разговор со знакомыми о том, кто кого поддерживает сейчас. Надо признать, что пыл поостыл как у одной стороны, так и у другой.
Все чаще слышу "Надоели все!". На мой вопрос "Так что же вас не устраивает на Украине?" мне ответили: "Мы не против Украины, мы против действующей украинской власти…"
Недавние законы и решения, принятые в Киеве, дают дополнительную почву для подобных настроений даже у проукраинского населения города.
Те, кто ходил на так называемый "референдум о независимости Донбасса", сейчас утверждают, что делали это в знак протеста против пришедших к власти политиков.
И правду говорят о том, что у человека короткая историческая память. Но как бы там ни было, и бывшие приверженцы федерализации и оставшиеся здесь "укропы" сейчас находятся по одну сторону забора и получают одинаковые плоды своих кардинально разных действий.
Манон Леско