На опережение
Центральные газеты комментируют подписанный президентом Путиным указ об отмене запрета на поставки Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300. Глава МИД России Сергей Лавров объяснил это решение прогрессом на переговорах по иранской ядерной программе.
"Необходимость в эмбарго полностью отпала, - заявил министр. - Комплекс С-300 имеет исключительно оборонительный характер, не приспособлен для целей нападения и не поставит под угрозу безопасность какого-либо государства региона, включая Израиль".
Между тем, как отмечает газета "Коммерсант", именно Израиль наиболее жестко отреагировал на эту новость. Министр разведки Израиля Юваль Штайниц заявил, что эта ситуация "доказывает, что рост иранской экономики, который последует за снятием санкций, будет использоваться для закупок оружия, а не для обеспечения благополучия иранского народа".
Профессор политологии университета Бар-Илан Зеев Ханин же сказал газете, что в случае поставок Ирану С-300 "у Израиля на некоторых чувствительных для России направлениях будут развязаны руки".
"Например, на украинском. Украинские власти давно интересуются, почему со стороны Израиля не было никаких деклараций [с критикой в адрес России] по украинскому конфликту", - пояснил он. Теперь, по словам эксперта, эта позиция может быть пересмотрена.
По данным "Коммерсанта", тема поставок Ирану ЗРК может быть поднята на заседании президентской комиссии по военно-техническому сотрудничеству, которая должна состояться в апреле.
По словам эксперта ПИР-Центра Андрея Баклицкого, решение по С-300, как до этого соглашение по строительству новых реакторов АЭС "Бушер", является не попыткой России действовать наперекор западным членам "шестерки", а "признанием того, что место и роль Ирана в регионе скоро радикально изменится".
"Чтобы не оказаться в невыгодном положении к началу "открытия" Ирана миру и закрепиться на рынке соседней страны, Россия должна успеть снять с повестки главный раздражитель в текущих российско-иранских отношениях", - объясняет эксперт.
Бывший посол США в России, профессор Стэнфордского университета Майкл Макфол убежден, что продажа российских ЗРК Ирану может подорвать переговоры по иранской ядерной программе. "Это решение президента Путина очень дестабилизирующее", - приводит его мнение "Коммерсант".
А вот как прокомментировал отмененный запрет на страницах "Независимой газеты" генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров: "Подписание президентом Путиным этого указа - весьма своевременный шаг. Российский президент действует на опережение, поскольку все идет к тому, что санкции с Ирана будут сняты. На иранском рынке вооружений, куда устремятся и западные компании, готовые поставлять все, что нужно, огромные возможности заработать десятки миллиардов долларов".
По его мнению, на Западе действиям Москвы "не рады, воспринимают как шаг более оперативного конкурента и соответственно отреагируют крайне негативно". Но решение Путина по С-300 позволяет поднять отношения между Москвой и Тегераном на новый уровень, считает эксперт: "Безусловно, это решение откроет огромные возможности для российского военно-промышленного сектора. Это сигнал Кремля, что в направлении Ирана дан зеленый свет".
Газета РБК добавляет, что в свое время Россия недополучила крупные средства в связи с приостановкой контракта на поставку С-300 в Иран из-за международных санкций, наложенных на эту страну. Прежний контракт, который оценивался в 800 миллионов долларов был аннулирован российской стороной, и минобороны Ирана в 2011 году даже подало иск на "Рособоронэкспорт" в Женевский третейский суд, требуя возместить ущерб в размере почти 4 миллиардов долларов неустойки. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заметил, что теперь "судебные издержки вряд ли возможны, если поставка осуществляется".
Обострение газового диалога
Россия впервые развернуто декларировала свою политику в ответ на новую концепцию энергосоюза ЕС. Об этом на первой полосе пишет газета "Коммерсант". На конференции по энергобезопасности, организованной в Берлине клубом "Валдай", центральным пунктом стала речь главы "Газпрома" Алексея Миллера.
"Аудитория, на которую направлено обращение, была определена темой и местом проведения конференции - по сути, речь идет об официальном ответе России на последние инициативы по созданию европейского энергосоюза и концепции энергобезопасности ЕС", - считает газета.
В выступлении Алексей Миллер подробно описал плачевное состояние российско-европейских газовых отношений. Основная проблема, по словам топ-менеджера, в том, что ЕС хочет в отношениях с Россией уйти от взаимозависимости, которую и отражали действовавшие более 40 лет долгосрочные контракты. Теперь, подчеркнул он, ЕС "целенаправленно в одностороннем порядке" стремится переложить все риски - спроса, цены, транзита и создания мощностей по добыче и транспорту - на поставщика газа", что создает большие сложности для "Газпрома". "Европа должна дать четкий и ясный ответ - нужна ли ей эта ресурсная база или нет", - заключил Алексей Миллер.
Говоря о создании энергосоюза ЕС, он подчеркнул, что если Еврокомиссия захочет установить единую импортную цену на газ, "то это будет не самая низкая из тех цен, по которым мы поставляем газ в Европу". Более того, впервые официально и открыто от лица "Газпрома" прозвучала угроза остановки поставок.
"Обращаю ваше внимание, в чем наше конкурентное преимущество - мы можем держать паузу, если надо, мы эту паузу будем держать, если нас просто к этому вынудят", - заявил Миллер.
Газета обращает внимание, что до сих пор и российские власти, и руководство "Газпрома" настаивали, что по своей воле никогда не нарушат контрактных обязательств перед европейскими клиентами. Сейчас речь также идет об отчасти вынужденной ситуации - если Европа сделает невозможной реализацию проекта газопровода "Турецкий поток", как это уже произошло в декабре 2014 года с South Stream. Алексей Миллер подчеркнул, что проект "блокировался только с целью сохранения статус-кво транзита через Украину".
Жесткую позицию Москвы отчасти компенсирует признание того, что она готова принять по крайней мере часть правил Брюсселя, отметил "Коммерсант". Алексей Миллер заявил, что "Газпром" может участвовать в создании газотранспортных мощностей от границы Греции и Турции на условиях Третьего энергопакета, применять который Россия до сих пор категорически не хотела и даже оспорила в ВТО, а также "обсуждать модели сотрудничества в том числе в рамках энергосоюза".
По словам собеседников "Коммерсанта" в Брюсселе, позиция ЕС в газовых отношениях с Москвой тоже ужесточилась. Теперь претензии ЕС к "Газпрому" не сводятся только к принципам ценообразования и соблюдению требований Третьего энергопакета. ЕС, много и не слишком результативно обсуждавший в последние годы снижение зависимости от российского газа, теперь может форсировать решение этой проблемы, перейдя от теории к практике.
Например, пишет "Коммерсант", для южной Европы потенциальным поставщиком мог бы стать Иран.
Тайна переписки под угрозой?
Материал в "Московском комсомольце" посвящен постановлению Дмитрия Медведева о том, что Роскомнадзору отныне разрешено проверять переписку в соцсетях и по электронной почте без решения суда. Этот документ, по замечанию "МК", наделал в интернете много шума.
Газета пытается разобраться: верно ли то, что все россияне - пользователи интернета теперь будут под колпаком, насколько эффективна эта мера в плане борьбы с экстремизмом и нарушает ли она права человека?
"Как известно, Конституция защищает тайну переписки, и не имеет значения, отправлено ли письмо в конверте или в электронном виде. Просматривать переписку можно только по решению суда. Поэтому мне не очень понятно это постановление правительства, идущее вразрез с Основным законом, - сказал "МК" управляющий партнер агентства "Социальные сети" Денис Терехов. - Но в любом случае реализовать тотальный контроль за всей перепиской невозможно".
Эксперт уверен, что во всем "информационном шлаке" найти крупицу сообщений о терроризме и экстремизме нереально.
"Скорее всего, мы имеем дело с очередным случаем, когда власть объявляет некую инициативу в области интернета, а потом забудет о ней, убедившись в ее глупости", - уверен Терехов.
Официальный представитель Роскомнадора Вадим Ампелонский объясняет, что постановление правительства призвано исполнить закон, который предписывает распространителям информации хранить в течение полугода информацию о действиях пользователей. "Вы регистрируетесь в Сети, отправляете сообщение, получаете сообщение - информация об этих фактах фиксируется. Но содержание этих сообщений никто не читает", - говорит Ампелонский. Чиновник поясняет, что ведомство главным образом должно проверять, есть у сайта возможность хранить эту информацию или нет.
Причем проверяться будут только те сайты, о которых попросят правоохранительные органы.
Но и в такой постановке вопроса Денис Терехов не видит смысла: "Вот, допустим, соцсеть отследила, что миллион девочек написал миллиону мальчиков "Я тебя люблю". И полгода хранит весь этот массив, а потом спецслужбы его запрашивают. Но как они в нем найдут ту самую Машу, которая является потенциальной террористкой?", - приводит газета его слова.
"Главная проблема людей, которые принимают подобные законы, в том, что они знают об интернете только по игре, в которой из рогатки птичкой стреляют по свинкам, - пишет "МК". - Они не понимают масштабов информации и того, что машинной обработке она не поддается. Каждое сообщение из переписки должен читать человек, чтобы понять его контекст. Машина не сможет оценить сообщение "Ты меня убиваешь", "Я тебе голову оторву", отличить шутку от реальной угрозы. Для того чтобы предотвратить теракт, спецслужбы должны не сидеть в Фейсбуке и ждать, когда некий Ахмет некоему Абдулле напишет: "Встречаемся через час на вокзале, вези бомбу", а внедрять своих агентов в террористические организации".
Адвокат Вадим Клювгант не видит в правительственном постановлении нарушения прав граждан: "Когда вы отправляете заказное письмо обычной почтой - информация об этом хранится в почтовом реестре: кто отправитель, кто получатель, и это никого не возмущает. Так же и хранение информации об электронной переписке ничьих прав не ущемляет до тех пор, пока эту корреспонденцию никто не читает".