"В то время как Польша празднует знаковый юбилей первых частично свободных выборов июня 1989 года - начало конца европейского коммунизма - жизнь кажется прекрасной. Поляки живут богаче и безопаснее, чем когда бы то ни было за последние полтысячелетия или около того. Однако торжества сопровождаются явным беспокойством. Посмотрите в любом направлении, чтобы понять почему", - пишет член редакционного совета The Wall Street Journal Мэтью Камински.
На востоке марширует Россия: "Плохие сценарии на этом направлении - это Югославия 1990-х, возрожденная протосоветская империя или и то и другое разом".
Однако самым большим сюрпризом мартовского кризиса, вызванного аннексией Крыма, стала реакция Берлина, полагает автор статьи.
В немецком языке появилось новое слово - Russlandversteher, "понимание России". Больше половины немцев утверждают, что "с пониманием относятся" к аннексии Крыма и конфликту на востоке Украины. "Германия торгует с Польшей и инвестирует в Польшу больше, чем в Россию. Однако текущий подход Берлина заставляет вспомнить о Германии, которая когда-то вместе с Россией перекроила Центральную Европу. Никто не говорит об очередном разделе Польши, однако тот факт, что польские власти ворчат в адрес Берлина больше, чем в адрес Москвы, оказывает отрезвляющий эффект", - отмечает Камински.
Еще западнее раскол только усиливается: "Французы намерены выполнить в этом году контракт на сумму 1,6 млрд долларов на поставку двух десантных кораблей класса "Мистраль", несмотря на протесты Вашингтона, а также Польши и стран Балтии, недавно ставших союзниками по НАТО. А Великобритания продала лондонский Сити вместе со своей душой за горшок грязного русского золота", - пишет автор.
"Мир и стабильность в Центральной Европе воспринимаются как данность, хотя это - историческое исключение. Ни один из семи соседей Польши не существовал в современном виде до 1991 года", - напоминает журналист.
"Поляки связывают свою будущую безопасность с НАТО и США и увеличивают расходы на оборону в качестве своеобразной предоплаты. Их ход мыслей таков: после Украины нужно забыть о вере в абсолютно "западную" Германию. Верните определение НАТО времен холодной войны: альянс, который удерживает русских снаружи, немцев на их месте, а американцев в Европе", - говорится в статье.
"Нападение Путина на Украину разделило континент не по линии Восток-Запад и не по предложенной Дональдом Рамсфельдом линии "Старая Европа"-"Новая Европа". "Ястребы" от оборонки и атлантисты видят в этом поворотный пункт для Европы, который требует повторного наращивания обороноспособности и смещения американцев обратно в сторону НАТО. Желаю удачи в попытке убедить в этом Брюссель и Вашингтон. "Умиротворители" Путина в западных столицах превосходные", - заключает Камински.
Источник: The Wall Street Journal