ИНТЕРВЬЮ
Рамзан Кадыров правит чеченцами уже более двух десятилетий. В последнее время появились сообщения о том, что он серьезно болен, и после его смерти может возникнуть угроза нового вторжения России в Чечню, сказал HN аналитик Юрай Месик.
Ричард Шибер

Кадры сделаны во время визита Путина в Чечню в августе 2024 года.
ФОТО: ReuTeRs.
В последний год появились слухи о том, что правитель Чечни страдает неизлечимым заболеванием почек, из-за которого ему приходится проходить диализ в кремлевской больнице. Есть ли достоверные данные, подтверждающие сообщения о болезни Кадырова, котрые сам он отрицает?
Да, у московского сатрапа Кадырова серьезные проблемы со здоровьем, и он регулярно ездит на лечение в страны Персидского залива. Если его физическое выживание зависит от круглосуточной заботы врачей, то его политическое выживание полностью в руках кремлевского правителя, который после убийства его отца Ахмата сотрудниками российской госбезопасности в 2004 году сделал его своим верным слугой в Грозном.
Вот уже более двух десятилетий Чечня де-факто управляется «тяжелой рукой» Кремля. Как меняются методы его правления?
Правительство Рамзана Кадырова всегда придерживалось и продолжает придерживаться, как и режим в Москве, сочетания жестоких репрессий с покупкой льгот и коррупцией некоторых подданных. Единственная религия Кадырова - власть и деньги, но он пытается представить себя верующим магометанином и «защитником» всех мусульман в России. Сегодня в России их насчитывается около 20-25 миллионов, что примерно в 15 раз больше населения Чечни. Таким образом, он отлаживает круговое угнетение, пытаясь создать образ религиозного лидера.
Как сами чеченцы воспринимают режим в Грозном, независимо от того, живут ли они дома или в изгнании? Я слышал высказывания, восхваляющие его за строительство дорог, мечетей и памятников.
При тоталитарных режимах не существует надежных опросов, которые позволили бы объективно говорить о том, какие взгляды преобладают в народе. Представьте себе, что в коммунистической Чехословакии или гитлеровской Германии к вам подходят или звонят незнакомые люди и спрашивают, что вы думаете о политике Хусака или Гитлера. Все они точно знают, что ответить, чтобы не поставить под угрозу свою карьеру, а в худшем случае - жизнь свою и своих близких. То же самое можно сказать о любом опросе в современной России, а тем более в жестоко контролируемой Кадыровым Чечне. У многих чеченцев, живущих в изгнании, тоже есть родственники на родине. Чтобы не подвергать их опасности, они либо вообще избегают публичного выражения своих взглядов, либо высказывают их очень осторожно.
Каково восприятие Кадырова в России? Как простые россияне или представители элиты относятся к тому, что Кадырову разрешено нарушать российские федеральные законы, открыто применять жестокое насилие или вести исламскую войну?
Большинство русских глубоко ненавидят чеченцев, причем это относится как к простым русским, так и к так называемой элите, особенно к военным. Русские вообще шовинисты, их глубокий комплекс неполноценности перед западными странами проявляется в превосходстве над покоренными ими этническими группами. Чеченцы, однако, также занимают видное место в российском шовинизме. Ведь со своей любовью к свободе, гордости и человеческому достоинству они являются полной противоположностью крепостническому, рабскому менталитету русских. Это глубокая ненависть «волжских мещан» к свободным горцам.
С каких пор Северо-Кавказский регион фактически находится под контролем Москвы?
Северный Кавказ, а вместе с ним и Чечня, были завоеваны русскими только в ходе Кавказской войны (1817-1864). В ходе этой бесконечно долгой войны русские, обладая огромной численностью, полностью истребили одни горские народы и депортировали в ссылку другие, но чеченцы выжили в этой войне и сохранили свой уникальный язык, самобытность и гордость. О том, почему русские ненавидят их и сегодня, свидетельствуют воспоминания русского генерала Ермолова, командовавшего российской армией в первые годы Кавказской войны. Позвольте мне начать: «Это они, чеченцы, возмущают весь Кавказ. Проклятое племя! Даже наши солдаты бегут именно в Чечню. Их привлекают туда совершенное равноправие и равенство чеченцев, не признающих в своей среде никакой власти. Приходилось истреблять их аулы… Я не успокоюсь до тех пор, пока своими глазами не увижу скелет последнего чеченца».
Переносятся ли эти исторические неприязни в современность?
Да, но сегодняшнее поколение русских и российских генералов не может простить чеченцам поражения в первой русско-чеченской войне (1994-1996), привилегированного положения Кадырова среди кремлевских приспешников и того, что его боятся убийцы по всей России. Вполне возможно, что это российское разочарование и страх приведут к новому российскому военному вторжению в Чечню после смерти или смещения Путина.
Каково положение президента Чечни в российской системе власти? Является ли оно по-прежнему прочным благодаря сложившимся отношениям с Путиным?
Мы много говорим о Кадырове, который является не представителем свободных чеченцев, а послушной марионеткой Москвы. Однако его положение среди них на самом деле совершенно исключительное. Именно вторая чеченская война (1999-2000 гг.) привела Путина с поста главы бывшего КГБ, через должность премьер-министра России, на трон пожизненного правителя. Путин смог удержать свою «победу» в войне с чеченцами только благодаря сочетанию жестокого насилия и коррумпированности некоторых чеченских лидеров - сначала Кадырова-старшего, а когда это не сработало достаточно гладко, на его место был поставлен его жаждущий богатства и власти сын.
У Путина сложились с ним благожелательные отношения как с сыном. Он заваливает его деньгами - Чечня получает больше всех в России, - позволяя ему делать все, что он хочет, убивать и совершать преступления по всей России и за рубежом, публично избивать и унижать даже этнических русских. Кадыров платит ему за это абсолютной лояльностью, а его личные вооруженные силы постоянно присутствуют в Москве в качестве личной, абсолютно преданной охраны Путина. Ни один российский губернатор или губернаторский чиновник не имеет даже отдаленно сравнимого положения. Но это само по себе, очевидно, вызывает огромную ревность со стороны других силовиков, включая ФСБ и военных. Именно поэтому я упомянул о возможности новой войны с чеченцами после смерти Путина.
Как война в Украине, размещение его бойцов на украинских фронтах повлияли на положение Кадырова?
Никаких «кадыровцев» в Украине уже давно нет, это всего лишь миф, нагнетаемый кадыровской пропагандой. Его войска с шиком вошли в Украину в феврале 2022 года в составе победоносной армии, которая - по мнению Москвы и многих западных «аналитиков» и СМИ - должна была захватить Киев за три дня. Их задача состояла в том, чтобы распространить террор на завоеванной территории и тем самым обеспечить деморализацию украинцев. Сразу же весной 2022 года Кадыровы понесли значительные потери в Украине, быстро отвели свои хвосты и с тех пор практически не появляются на линии фронта. Позирование Кадыровых за спиной сражающейся армии еще больше усиливает ненависть россиян к чеченцам и в то же время вызывает насмешки - их называют воюющими войсками Тиктока только в социальных сетях. Кадыровы прославились и во время похода Пригожина на Москву в июне 2023 г. Они якобы отправились из Чечни на помощь Путину, но «застряли в пробках».
Какова же доля чеченцев в составе российских войск, развернутых на украинских фронтах?
Война в Украине - это большое кладбище для многих порабощенных народов России, в ней погибло непропорционально большое количество башкир, тувинцев, бурят, татар, дагестанцев и многих других. Путин массово отправляет в украинскую мясорубку людей из порабощенных народов, косвенно проводя этническую чистку их территорий, но не кадыровцев. Последние выполняют функцию путинских преторианцев и служат на войне максимум в качестве войск, находящихся достаточно далеко за фронтом, убивая и пытая своих же отступающих солдат и дезертиров. Изредка, ради пиара, они приближаются к фронту и разыгрывают сценки как бы из боя или с завоеванной ими территории. Чтобы не рисковать жизнями своих людей, Кадыровы набирают наемников из разных регионов России, которых потом выдают за чеченцев.
Каков уровень жизни в Чечне по сравнению с близлежащими регионами? Стали ли люди там жить лучше благодаря огромному денежному потоку из Москвы?
Подавляющее большинство населения России живет в бедности, исключение составляют витрины режима - Москва и Петроград, как и в коммунистическую эпоху. Для примера, из 140 миллионов жителей России 41 миллион - пенсионеры, а их средняя пенсия составляет 200 евро. Зарплата учительниц в регионах составляет примерно 250-300 евро. К числу наиболее экологически неблагополучных районов относятся те, где проживают этнические меньшинства, составляющие около 30 процентов населения России. Это одна из причин, почему так много представителей нерусских народов гибнет на фронте в Украине - зарплаты, предлагаемые Москвой, таковы, что дома они не могут даже мечтать о них. На фоне всего этого Чечня живет немного лучше, получая самые высокие в России дотации на душу населения. Правда, как и везде в России, большая часть денег разворовывается внутри семьи Кадырова и ее ближайшего окружения, а остальное раздается лояльной части населения. Нелояльные же терпят бедствие. В результате почти 60 процентов чеченцев зарабатывают менее 300 евро в месяц.
Подавляющее большинство населения Чечни исповедует ислам суннитского толка. Какую роль играет религия в их повседневной жизни?
Ислам играет в Чечне и на Северном Кавказе такую же роль, какую, например, католицизм долгое время играл в Польше перед лицом России. Это укрепляющий мораль союз с наднациональным миром против смертельной российской угрозы. Многие чеченцы, которых я знаю, - глубоко религиозные люди. Но точно так же, как лишь меньшинство словацких католиков являются духовными потомками средневековой инквизиции, меньшинство религиозных чеченцев - воинствующие исламисты.
Именно такой ярлык Кремль навешивает на любое противодействие российским интересам на Кавказе. Не является ли садистский султан Рамзан, в конце концов, своего рода барьером против вооруженных джихадистов, наводняющих регион?
Так называемая угроза воинствующего ислама - это продукт двух сил на Северном Кавказе. Одна из них - российские дезинформационные операции, направленные как на российское, так и на иностранное общество внутри страны: их цель - очернить весь народ и внушить Западу, что если Россия падет, то ее территорию займут еще более кровожадные варвары, чем русские. Многие на Западе поддались на эту психологическую операцию. Это все та же схема: в сегодняшней российской пропаганде, например, все украинцы - фашисты, хотя фашистские партии даже не имеют представительства в местном парламенте. Второй - и реальный - источник воинствующего ислама на Кавказе, а также в других странах мира - это деньги исламистов Персидского залива. В 1990-е годы они привезли в Чечню исламских боевиков из Афганистана, которые, хотя и не прижились в религиозно толерантной Чечне и на Северном Кавказе, своим присутствием способствовали распространению московского нарратива.
Независимо от того, когда и как умрет Кадыров, сможет ли его клан удержать власть? Может ли его смерть означать конец чеченской «стабильности»?
Власть Кадыровых абсолютно зависима от Москвы - как только в Кремле произойдут перемены, Кадыров и его клан не смогут сохранить свою власть, которая основана только на терроре и деньгах, поступающих из Москвы. Скорее всего, она рухнет так же быстро, как несколько месяцев назад рухнула власть Асадов в Сирии, только бежать Кадыровы будут не в Москву с наворованными богатствами, а, скорее, в Эмираты. Самым большим риском для стабильности и безопасности в Чечне и на всем Северном Кавказе будет новое российское вторжение - но это произойдет только в том случае, если у русских останется достаточно военных сил после поражения в Украине.
Какова деятельность чеченского правительства в изгнании, чего оно пытается добиться?
В 1990-х годах Чечня была независимой республикой с демократически избранными президентом, парламентом и правительством. Большинство из них были убиты русскими, но некоторые чеченские лидеры живут за границей, где сформировали правительство в изгнании. Последнее пытается добиться признания независимой Чеченской Республики Ичкерия другими государствами, наращивая потенциал для восстановления государственной власти после поражения Москвы. Вооруженные силы Чечни также воюют с русскими в Украине - с момента российского вторжения в Донбасс в 2014 году и еще более интенсивно после вторжения в феврале 2022 года. Многие из их членов воюют в отдельных чеченских батальонах, другие - в составе спецназа в других подразделениях, практически на всех фронтах.
Как вы думаете, есть ли у этих надежд шанс на успех?
Чеченцы - бегуны на длинные дистанции. Их мечта о свободе и независимости пережила геноцид Кавказской войны, депортацию целого народа в морозные степи Казахстана в феврале 1944 года, две русско-чеченские войны недавнего прошлого и нынешнюю диктатуру сатрапа. Они также получат межнациональное признание, и, надеюсь, не в далеком будущем. На мой взгляд, это произойдет тогда, когда Европа поймет, что единственным эффективным способом восстановления мира является полный военный разгром России и ее распад на десятки новых государств. Как это было после поражения Австро-Венгрии, Османской империи и, частично, Российской империи после мировой войны.
Кто такой Юрай Месик:
Выступает в качестве независимого аналитика глобальных тенденций и давно интересуется событиями в Чечне. В прошлом он работал специалистом Всемирного банка, возглавлял фонд «Экополис» и читал лекции в Университете Палацкого в Оломоуце и в Экономическом университете в Братиславе. В настоящее время также является почетным консулом правительства Чеченской Республики Ичкерия в изгнании в Чешской Республике.