Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Является ли глава Чечни бомбой замедленного действия для российско-турецких отношений?

Штаб-квартира Национальной разведывательной организации в районе Этимесгут в Анкаре (Фото AA)

Среди наиболее ярких геополитических событий последнего десятилетия - запутанное и порой чреватое последствиями взаимодействие между Россией и Турцией, двумя региональными соперниками с многовековой историей вражды. Когда в ноябре 2015 года Турция сбила российский истребитель-бомбардировщик Су-24, который, по мнению Анкары, нарушил турецкое воздушное пространство вблизи сирийской границы, или позже, в начале 2020 года, когда поддерживаемые Россией силы убили 33 турецких солдата в "зоне деэскалации" на севере Сирии, многие искренне опасались "открытой международной военной конфронтации". Две страны враждуют не только по поводу Сирии, где они по-прежнему сохраняют военное присутствие и поддерживают противоборствующие стороны, но и по множеству других вопросов, таких как российско-украинская война, продажа Киеву современного турецкого оружия, суверенитет над Крымом, азербайджано-армянский конфликт вокруг Карабаха, затянувшийся кризис в Ливии, и это лишь некоторые из них. Удивительно, однако, что два соседа, которые, по идее, должны были бы вцепиться друг другу в глотку из-за своих, казалось бы, непримиримых разногласий, умудряются поддерживать в основном теплые отношения и даже предпринимают попытки расширить свои связи. Год за годом и месяц за месяцем президент Владимир Путин и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган упорно преодолевают одно препятствие за другим, очевидно, осознавая риски для экономики и безопасности, которые могут возникнуть в результате любого нового спада в их отношениях.

Последние двусторонние переговоры в Сочи 5 августа - вторая встреча обоих президентов за месяц - не изменили эту тенденцию. "Несмотря на текущие региональные и глобальные вызовы, лидеры двух стран подтвердили свою общую волю к дальнейшему развитию отношений между Турцией и Россией", - говорится в совместном заявлении, выпущенном после встречи. Россия и Турция, всегда стремящиеся преуменьшить свои разногласия, договорились укреплять свои экономические и торговые связи, содействовать доставке зерна из украинских портов, сохранять территориальную целостность Сирии и "действовать согласованно [...] в борьбе со всеми террористическими организациями". Однако были явные признаки того, что планы России на переговорах в Сочи выходят за рамки двусторонней торговли, экспорта украинского зерна или сотрудничества в сфере безопасности в Сирии.

В день сочинской встречи глава Чеченской Республики и близкий союзник Путина Рамзан Кадыров, который ранее направлял свои войска как в Сирию, так и на Украину, сообщил в своем Telegram-посте, что "во время личных переговоров Владимира Владимировича Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана я лично познакомился с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу и главой Национальной разведывательной организации Турции Хаканом Фиданом. У нас состоялась неофициальная, содержательная и продуктивная беседа, в ходе которой мы пришли к единому мнению о необходимости налаживания тесного сотрудничества между Турцией и Чеченской Республикой по различным вопросам". Кадыров утверждает, что "высокие гости" передали ему приглашение посетить их страну, которое он принял. Обращение Кадырова к турецкому руководству, по-видимому, было специально приурочено к саммиту Эрдоган-Путин и, скорее всего, одобрено самим российским президентом. Причиной встречи турецких чиновников с Кадыровым, помимо простой дипломатической вежливости, должны были стать особые отношения чеченского силовика с Путиным, растущая репутация самого влиятельного регионального лидера России, а также стремление Турции заручиться сотрудничеством Москвы в планируемом наступлении Анкары на севере Сирии - хотя Чавушоглу отрицает, что Турции нужно "чье-либо разрешение на проведение военных операций [...] в Сирии".

Ни Чавушоглу, ни Фидан не прокомментировали встречу с Кадыровым или приглашение его в Турцию. Но если это утверждение правдиво, оно будет означать как крупный переворот для чеченского силовика, так и, возможно, отступление Турции от некоторых своих прежних обязательств. Стремясь к укреплению связей с Россией, Анкара в течение последних 15 лет вынуждена была бороться с одним существенным раздражителем - кампанией заказных убийств, проводимой Кремлем на турецкой земле. Примечательно, что эта кампания была направлена в основном на российских граждан чеченского происхождения: бывших полевых командиров, воевавших против Москвы во время двух чеченских войн, активистов или деятелей СМИ. В одном случае убийцы убили гражданина Турции с чеченскими корнями Медета Онлу, который представлял чеченских сторонников независимости в Турции. Лишь немногие из этих нападений были окончательно расследованы, в результате чего многие чеченцы, обосновавшиеся в стране, чувствовали себя уязвимыми и испытывали тревогу за будущее.

Однако в прошлом году Национальная разведывательная организация Турции (Millî İstihbarat Teşkilatı, MİT) одержала важную победу, арестовав небольшой отряд киллеров, который, по данным агентства, планировал ликвидировать по приказу Кадырова как минимум двух чеченских диссидентов. Четырем россиянам, узбеку и гражданину Украины, составлявшим ядро группы, были предъявлены обвинения в "политическом и военном шпионаже", а Адам Делимханов, депутат нижней палаты российского парламента и правая рука Кадырова, был назван главным координатором запланированного убийства. Вскоре после ареста Кадыров вылетел в Турцию, что, по предположению местных чеченских источников, было последней попыткой добиться освобождения незадачливых убийц, но эта миссия закончилась неудачей. Чеченская и кавказская общины Турции вздохнули с облегчением, услышав эту новость и последующие заверения MİT о том, что Турция останется "безопасным убежищем для просителей убежища и политических диссидентов, против которых направлены действия спецслужб других стран". Однако, если сделка, о которой Кадыров хвастался в своем недавнем сообщении в Telegram, действительно была заключена, беспокойство в этих сообществах, скорее всего, вернется.

На своих предыдущих встречах с турецкими чиновниками он неоднократно жаловался, что Турция укрывает "лиц, совершивших серьезные преступления в Чеченской Республике", и даже призывал Эрдогана выдать нескольких предполагаемых террористов. Тесное сотрудничество между Турцией и Чеченской Республикой", о котором упоминает Кадыров в своем сообщении в Telegram, вполне может отражать его надежду на то, что Анкара наконец-то станет более отзывчивой на его просьбы о выдаче его врагов. Однако Чечня мало что может предложить взамен, особенно если учесть, что ее глава сыграл лишь частичную роль в кампании российских спецслужб по убийству чеченских диссидентов, проживающих за рубежом. Каковы бы ни были ожидания Кадырова, представляется маловероятным, что Турция отступит от своей давней политики невыдачи чеченцев России.

Общая численность этнической чеченской общины в Турции может составлять несколько миллионов человек, в основном это потомки тех, кто был изгнан с Северного Кавказа вторгшимися царскими войсками России в 19 веке. Однако после первой (1994-1996) и второй (1999-2000) чеченских войн Турция также стала домом для примерно 1500 чеченских беженцев. Многие из них приехали туда в поисках медицинской помощи, в том числе бывший командир чеченского сопротивления Абдулхаким аль-Шишани, один из предполагаемых целей Кадырова. Аш-Шишани прибыл в Турцию в 2009 году после тяжелого ранения в боях в Чечне, но затем он не смог вернуться.

Очевидный шаг Анкары навстречу Кадырову может, кроме того, вызвать негативную реакцию со стороны Украины, где глава Чечни считается военным преступником. Кадыров неоднократно призывал к вторжению в страну еще до 24 февраля и, как уже упоминалось выше, регулярно отправлял свои "добровольческие батальоны" на передовую. Турции, которая уже несколько лет расширяет военно-техническое сотрудничество с Украиной, не мешало бы проявить больше чуткости к общественным настроениям в Украине. Энтузиазм Кадырова по поводу войны настолько взбудоражил украинцев, что группа депутатов Верховной Рады (национального парламента) открыто поддержала отделение Чечни от России, предложив законопроект, призывающий к признанию независимой Чеченской Республики Ичкерия.

Этой инициативе предстоит нелегкая борьба за пределами комитета, но ее приветствовали практически все чеченские оппозиционные группы, особенно в Турции, которая предоставила убежище многочисленным северокавказским борцам за независимость и где представление о свободе Чечни находит отклик даже в широких слоях турецкого общества. Всего несколько месяцев назад в одном из городов на северо-западе Турции был открыт парк имени Джохара Дудаева, лидера независимости Чечни 1990-х годов, что вызвало "неодобрение" Москвы и угрозу Кадырова "увековечить в Грозном имя основателя Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллы Оджалана". Многочисленные другие объекты в стране носят имя Дудаева, которого многие в Турции считают "героическим и легендарным лидером чеченской борьбы", к большому сожалению Кадырова и Кремля.

В конечном счете, расстилание красной дорожки для Кадырова, который уже давно наслаждается своей неофициальной ролью главного распространителя насилия в России, никогда не стеснялся высказывать антианкарские настроения, и против которого многие государства ввели запрет на поездки, возможно, не отвечает интересам самой Турецкой Республики.

 

Аслан Дукаев

https://www.mei.edu