Ахмед Закаев
Эккехард Маас
09.05.2022
Путинский план украинской войны - Забытая война России на Кавказе. Интервью с премьер-министром Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ) в изгнании Ахмедом Закаевым о страхах и надеждах на будущее, взятое и переведенное Эккехардом Маасом, председателем Немецко-кавказского общества в Берлине.
В эти дни в конференц-зале на окраине Берлина. В целях безопасности Ахмед Закаев, премьер-министр чеченского правительства в изгнании в Лондоне, лишь ненадолго приезжает на празднование 25-летия Немецко-кавказского общества, которое с 1997 года наводит культурные мосты на Кавказ и поддерживает многочисленных чеченских изгнанников в их повседневной жизни в Берлине. В связи с агрессивной войной России против Украины, вопросы Ахмеду Закаеву от Эккехарда Мааса.
Эккехард Маас: Господин Закаев, вы живете в изгнании в Лондоне. Что привело вас сейчас в Берлин?
Ахмед Закаев: Есть три причины: во-первых, у меня были важные переговоры с политиками о войне в Украине. Во-вторых, я хотел посетить ежегодную встречу Немецко-кавказского общества, которое отмечало свое 25-летие. Мое сотрудничество с ней началось в 1997 году, когда я был министром культуры и СМИ Чеченской Республики Ичкерия. Нас связывают культурные и политические проекты, включая гостевые выступления Большого драматического театра Грозного и детского танцевального ансамбля "Даймохк" в Берлине, парламентский обмен с чеченскими политиками и - после первой чеченской войны - обучение чеченских саперов.
В течение двух десятилетий Немецко-кавказское общество поддерживало чеченских беженцев в процедуре получения убежища и в их социальной интеграции, и не одна жизнь была спасена признанием убежища. В-третьих, я был приглашен на свадьбу сына близкого друга, нашего государственного министра Абдуллы Ортаханова - не по сезону красивое событие.
Мы видим картины разрушений из Харькова, Мариуполя, Киева уже более восьми недель. Напоминают ли вам эти фотографии о разрушении Грозного и двух чеченских войнах России?
Безусловно, это напоминает вам обо всем, что происходило в нашей республике. К сожалению, в то время мировая общественность неадекватно отреагировала на агрессивную войну России в Чечне. Это началось 28 лет назад. Сегодня Россия использует те же методы, которые были опробованы в Чечне. Если бы цивилизованный мир попытался остановить Путина еще тогда, если бы он понял, что в 1999 году за предлогами для войны, за взрывами в Москве и Волгадонске, очевидно, стояли платные сотрудники российской секретной службы, ФСБ, то он смог бы уже тогда понять, кто такой этот Владимир Путин.
То, что происходит сегодня в Украине, отличается от чеченских войн только в одном отношении: в Чечне, по данным российских властей, было убито 200 000 человек, среди них 40 000 детей. Разница с женщинами и детьми, которых Путин сейчас убивает в Украине, только в одном: тогда мир принял чеченские войны как внутреннее дело России и закрыл глаза на военные преступления. Сейчас мир вынужден реагировать на войну в Украине и борьбу украинцев против российской агрессии.
Война в Украине началась на следующий день после 23 февраля, традиционно "Дня российской армии", который также является днем памяти депортации чеченского народа, когда 550 000 ингушей и чеченцев были депортированы с родины предков в Среднюю Азию в 1944 году при Сталине. Около 260 000 из них погибли в ходе этого процесса. Думали ли вы, что агрессивная война России в Украине возможна?
Я был убежден до конца, что, несмотря на постоянные провокации в Донецке и Луганске, открытой агрессии не будет. Я не думал, что Путин пойдет на такой глупый шаг, шаг, который, я надеюсь, ознаменует конец его президентского срока. Конечно, он был убежден, что это пройдет без последствий и что украинцы примут его с хлебом и солью. Он не ожидал, что украинцы окажут такое ожесточенное сопротивление.
Путин отзывается об украинцах так же пренебрежительно, как тогда о чеченцах, говоря, что они комары, жуки, террористы.
Путин называл нас, чеченцев, паразитами, насекомыми, исламистами и международными террористами, чтобы заставить нас - людей низшего сорта - убивать более бессовестно. Он использовал ту же терминологию в отношении Крыма, Донецка и Луганска. В войне против Украины он идет на шаг дальше. Он использует терминологию Второй мировой войны и называет украинцев фашистами и нацистами, говорит о денацификации в своей войне, поэтому он должен освободить украинский народ от его правительства и элиты. Под этим предлогом он также "освободил" чеченцев от избранных ими в то время президентов Джохара Дудаева и Аслана Масхадова.
Мировое сообщество вынуждено остановить Путина и сделать так, чтобы ему пришлось ответить перед трибуналом по военным преступлениям в Гааге. Он дисквалифицировал себя как партнера по диалогу: Если бы президент Украины Зеленский ослаб и встретился с Путиным для переговоров, это, на мой взгляд, было бы победой Путина, его реабилитацией и позором для украинцев. Джо Байден, президент США, уже открыто назвал Путина военным преступником, западные политики также говорят о военных преступлениях Путина.
Перед Украиной стоит задача привлечь Путина к ответственности не только за военные преступления в Украине, но и за преступления против чеченского народа и взрывные нападения на российских граждан в жилых домах Москвы и Волгадонска в 1999 году, которые, по многим признакам, очевидно, были совершены российскими спецслужбами для создания предлога для войны с Чечней.
Теперь у Украины есть шанс призвать Путина к ответу за его преступления. В конечном счете, в этом будет заинтересован и российский народ, когда он очнется от нынешней пропаганды и поймет, что сделал Путин. Так же, как сербы сдали Милошевича, они очнутся от своего гипноза и сдадут Путина.
Насколько устойчивым вы считаете аппарат и большое количество людей, стоящих за Путиным в России? Насколько велика ваша надежда на смену режима и связанную с этим смену идеологии?
Смены режима, то есть дворцовой революции, вряд ли можно ожидать от путинского окружения. Вероятно, нет людей с политическим статусом, которые могли бы понять, что Путин - военный преступник, и противостоять ему. Когда Путин заявил Совету безопасности России, что отдал приказ о войне против Украины, весь мир мог видеть на экранах, кто его окружает: слабые, коррумпированные чиновники, преданные ему, безответственные вассалы. Они никогда не будут противоречить ему, они тоже должны нести юридическую ответственность за то, что происходит в России.
Какие ошибки допустили Германия и Запад в отношениях с Путиным?
Самой большой ошибкой было то, что западные политики продолжали уважать и обхаживать Путина, несмотря на то, что он убивал чеченский народ. В то время Германия стала самым важным западным партнером России, а канцлер Германии Герхард Шредер - близким другом Путина. Он заявил, что не будет публично критиковать Путина за войну в Чечне. По его словам, существуют общие политические и экономические интересы, а дружба с Путиным является важной стратегической задачей, которая не должна быть поставлена под угрозу.
И сегодня он угрожает ядерной бомбой не только чеченцам и украинцам, но и всему миру, включая своих бывших союзников. Он делает их участниками своей войны в Украине. К счастью, европейская общественность очень серьезно реагирует на эти вызовы. Лидеры западных стран не смеют закрывать глаза на военные преступления Путина. В этом отличие от войн в Чечне. Сегодня немецкая общественность ведет себя достойно, помогая, поддерживая и оказывая давление на правительство с целью принятия жестких мер против России. Они еще недостаточно обширны, но это придет, я убежден.
Что теперь будет делать немецкая и европейская политика дальше? Как вы оцениваете зависимость от нефти и газа? Боитесь ли вы, что в конечном итоге энергетическая зависимость будет слишком велика, чтобы принимать радикальные решения?
Я убежден, что альтернативы можно найти для всего, даже если это нелегко. Но по отношению к человеческой жизни важность комфорта невелика. Европейцы, прежде всего немцы и французы, не должны продавать украинцев за их благополучие и те удобства, которые они имеют благодаря торговле с Россией. Я убежден, что они пересмотрят свое решение.
На стороне Путина в этой войне два других диктатора: Лукашенко в Беларуси и Кадыров в Чечне, "ищейка" Путина, как его называют комментаторы. Его спецназ, как говорят, был особенно активен в районе Мариуполя. Это целенаправленное нагнетание страха российской пропагандой или реальная опасность?
В водовороте войны многие люди позволяют себе быть обесчеловеченными. И, к сожалению, многие люди признают, что так бывает.
В войне против чеченцев Россия пользовалась поддержкой на других уровнях, несмотря на некоторую критику. Совет Европы приветствовал Россию, когда она вела войну против мирных жителей Чечни и убивала женщин и детей. За этот период Европа оказала России экономическую помощь в размере 20 миллиардов долларов. Во время второй чеченской войны Владимир Путин чувствовал поддержку всего мирового сообщества. Сегодня у него есть только два союзника в войне против Украины: от Беларуси - Лукашенко, у которого нет политического будущего, и от Чечни - Рамзан Кадыров, доказанный военный преступник и предатель чеченского народа. У Путина нет других сторонников.
Мир обязан призвать его и его сообщников к ответу. Я убежден, что это произойдет. Если бы США и страны Европейского сообщества были настроены серьезно - и это мое личное мнение - они смогли бы заставить Путина немедленно прекратить войну. Позвольте мне объяснить, как: Пока они приняли решение только об экономических санкциях, они вооружают Украину как легким, так и тяжелым оружием, они поддерживают ее материально, но не для того, чтобы закончить войну, а для того, чтобы ослабить Путина.
Должно ли НАТО вмешиваться в войну и рисковать третьей мировой или даже ядерной войной?
Когда Путин разместил свои силы в Сирии, он ответил Совету Безопасности, что сирийское правительство попросило его о помощи и поддержке, то есть он поддержит законную власть в Сирии в соответствии с нормами международного права, независимо от того, что там уже находятся американцы. Если бы сегодня США и некоторые европейские страны заявили, что они направят свои контингенты миротворцев в Украину по просьбе украинского правительства, которое уже обращается ко всем государствам с этой просьбой, Путин был бы вынужден отозвать свой приказ о войне. Путин в принципе хочет победить в Украине, но он не в состоянии вести войну против всего мира. Если бы мир хотел остановить его, он мог бы это сделать.
Чеченцы тоже воюют на стороне Украины?
Насколько мне известно, на стороне Украины воюют около 1 000 чеченских добровольцев, в том числе два батальона, которые находятся там с 2014 года. Я поддерживаю с ними постоянный контакт. В Украине уже давно проживает много чеченцев, имеющих постоянный вид на жительство или украинское гражданство. Они вооружились вместе с украинцами и защищают Украину, потому что Россия также является их врагом. Военная поддержка со стороны чеченцев определенно есть.
Но есть и много молодых чеченцев из европейских стран, которые обращаются к нам и хотят поехать в Украину в качестве волонтеров. Но это возможно только в том случае, если государства, в которых они живут, создадут для этого правовые условия. Если они считаются наемниками, то в некоторых странах это является уголовным преступлением. В настоящее время мы ведем переговоры об этом с соответствующими посольствами Украины и представителями правительств этих стран.
Что будет с семьями в Чечне, чьи сыновья воюют на стороне Украины?
Они подвергаются преследованиям и жестоким наказаниям со стороны режима Кадырова, поэтому мы не просим их об этом. Те, кто все равно едут в Украину, подвергают своих родственников большой опасности.
Каково положение чеченской общины в Германии и в Европе? После убийства в Тиргартене в 2019 году беженцы из Чечни должны жить в страхе, что Рамзан Кадыров будет преследовать их и здесь?
Их преследует не Кадыров, а Путин и его секретная служба. Мы точно знаем, кто убил Зелимхана Хангошвили в парке в августе 2019 года. Это был не Кадыров, хотя и его иногда используют в качестве инструмента. За всеми этими преступлениями стоит российская секретная служба, то есть Путин.
Пока он у власти, не только чеченцы, критикующие Путина, рискуют жизнью, но и немцы, французы, англичане. Александр Литвиненко, убитый в Лондоне в 2006 году, был британским гражданином; это не помешало Путину отравить и убить его. Существует бесчисленное множество примеров политических убийств и попыток покушений со стороны российской разведки в западных странах, особенно много их в Турции. Это государственный терроризм, в котором, как в случае с Литвиненко, использовались даже радиоактивные средства, или, как в случае со Скрипалем в 2018 году, нервно-паралитическое вещество "Новичок".
Насколько вы сами подвержены опасности? Можете ли вы вообще вести нормальную повседневную жизнь? Насколько вы защищены во время путешествий, например, во время вашей нынешней поездки в Германию?
Конечно, я также нахожусь в опасности и в постоянном контакте с лондонской полицией и полицией Великобритании, которые пытаются защитить меня от нападения. Я не могу оставаться где-либо за границей в течение длительного времени, ситуация угрозы все еще существует и только что усилилась, я убежден в этом. Пути назад для Путина нет. И он мне особенно мешает, не лично, а как носитель идеи независимой Чеченской Республики Ичкерия.
Путин знает, что фактор Чечни может быть использован против него в любой момент, например, как политический инструмент со стороны Украины. Военные преступления двух чеченских войн и режима Кадырова, жертвы которого мы представляем как правительство в изгнании, все чаще могут стать предметом расследования в международных трибуналах. Пока существую я и представители независимого чеченского государства, это угроза для Путина, и он будет пытаться нас уничтожить.
Есть ли у вас надежда когда-нибудь вернуться на родину, в свободную Чечню?
Да, у меня есть такая надежда. Я даже убежден, что мы, я и многие чеченцы, вернемся в Чечню, и страна будет освобождена от российской оккупации. Особенно в свете войны в Украине, я не сомневаюсь, что будет свободная и независимая Чечня, а также свободная, демократическая Украина, обе из которых будут иметь нормальные отношения с новой Россией, которая будет существовать после Путина.
Я убежден, что после Путина Россия изменится, она станет совершенно другой страной с совершенно другой структурой власти. Путинская Россия исчезнет вместе с Путиным, а на ее месте появится новая, свободная Россия, заинтересованная жить в дружбе и мире со всеми другими странами. Россия, которую мы знаем сегодня, не живет сама и не дает жить другим. После Путина родится новая Россия, и мы все должны помочь, чтобы это произошло поскорее и чтобы из-за Путина больше не умирали люди.