В последние несколько дней в Казахстане прошла волна протестов против изменений в Земельный кодекс. В трех городах страны Атырау, Актобе (Актюбинск) и Семей (Семипалатинск) люди вышли на улицы, требуя не предоставлять землю в аренду иностранцам.
По оценкам обозревателей, в каждом из городов в митингах приняли участие от 1000 до 2000 человек, что является очень редким явлением для страны, где преследуют за публичную критику государственной политики.
В последний раз, когда в Казахстане была акция протеста такого масштаба, полиция открыла огонь по демонстрантам. По официальным данным, 14 человек тогда погибли. Это было в 2011 году, когда нефтяники организовали забастовку в городе Жанаозен.
Но в отличие от той забастовки, протесты этой недели перекинулись сразу на несколько городов, чего раньше никогда не бывало. Люди выступили против изменений в Земельный кодекс, которые были подписаны президентом еще в ноябре 2015 года. Внесенные поправки позволяют иностранцам арендовать земельные участки сельскохозяйственного назначения сроком на 25 лет.
"Разоблачить и наказать"
Поначалу некоторые митингующие утверждали, что закон позволяет иностранцам брать землю в частную собственность, но президент Нурсултан Назарбаев назвал это "вбросом дезинформации" и осудил подобные слухи.
"Все спекуляции на эту тему беспочвенны. Провокаторы должны быть разоблачены и понести наказание согласно закону страны", - заявил он.
Однако аренда земли иностранцами тоже не нравится многим. Законодательство страны и раньше позволяло гражданам других государств брать в аренду сельскохозяйственные земли, но лишь сроком на 10 лет. Теперь же сроки увеличились до 25 лет, что и заставило протестующих выйти на улицы.
Вряд ли изменения в Земельный кодекс можно считать кардинальными. Кто-то назовет их скорее прогрессивными, так как в отличие от государственного управления частные собственники обычно охотнее идут в ногу с инновациями и умеют привлечь необходимые инвестиции в сельскохозяйственный сектор.
Так почему же эти поправки вызвали такую болезненную реакцию среди граждан Казахстана? И почему протесты прошли только сейчас, хотя закон был принят еще полгода назад?
Китайская экспансия
Дело в том, что закон об изменениях в Земельный кодекс вступит в силу 1 июля. И тогда же начнутся аукционы, на которых планируется продать 1,7 млн гектаров земли.
Больше всего казахстанцы боятся, что возможность арендовать земли позволит китайцам завладеть их территориями. Именно эти опасения звучали во время демонстраций.
"Если мы отдадим землю китайцам, то они уже не уйдут отсюда", - негодовал один из участников протеста в Актобе.
"По истечении 25 лет они потом остануться еще на 65, – прокричал с трибуны другой. - Через 65 лет их потомки получат гражданство Казахстана, а наши потомки будут их рабами".
Далее его голос утонул в реве толпы.
Китай, который имеет протяженную границу с Казахстаном, активно инвестирует в нефтегазовый сектор и транспортную инфраструктуру страны. Он выдал миллиардные займы Казахстану, а китайские компании разрабатывают крупнейшие казахстанские нефтегазовые месторождения, в том числе в Актюбинской и Атырауской областях.
Многие участники протеста опасаются роста китайской экспансии, если иностранцам предоставят в аренду земли.
Кроме того, многие граждане также не доверяют государству и считают, что в изменениях законодательства есть подвох, который сводится к тому, что только богатые и приближенные к власти получат от них выгоду, а остальное население останется без земли.
"Все знают, как у нас все проводится. Всюду коррупция, – сказала одна из участниц протестов, пожелавшая не указывать свое имя. - Люди просто не верят, что это будет эффективно, а не, как обычно, все под себя."
"Меры устрашения"
Но не только эти опасения вынудили людей выйти на демонстрации. Экономический кризис сказывается на положении многих граждан. 70% экспорта Казахстана составляет нефть, и доходы страны рухнули вместе с мировыми ценами. Государство начало сокращать расходы, дабы решить проблему дефицита бюджета. Национальная валюта тенге потеряла половину своей стоимости, хоть и начала сейчас медленно укрепляться вместе с ростом цен на нефть.
Все эти факторы негативно сказались на уровне жизни, усилив протестные настроения среди населения.
Для решения данного вопроса государство, возможно, опять прибегнет к традиционной мере – к пресечению любой критики.
Прокурор города Семея предостерег граждан от участия в несанкционированных митингах.
Активисты же заявляют, что полиция уже начала задерживать участников прошедших протестов.
Правозащитница из Актобе Ольга Климонова, которая снимала демонстрацию на видео, тоже была вызвана в полицейский участок без предъявления ей повестки или иного документа.
Правда, вскоре она вернулась домой.
"Это просто устрашение людей, - говорит она, - чтобы больше никто не приходил и ничего не говорил против".
Источник: bbc.co.uk