После аварии на Чернобыльской АЭС территории Белоруссии, Украины и России загрязнены радионуклидами цезия-137 и стронция-90. При этом нормы содержания радионуклидов в продуктах по регламенту Таможенного союза (ТС) выше, чем в Белоруссии.
Техрегламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) считает допустимым к потреблению человеком сгущенку с уровнем содержания стронция-90 в 100 беккерелей на килограмм. Радиоактивного цезия-137, по нормам ТС, в молоке сгущенном и молочных консервах может быть до 300 Бк/кг.
Еще больше – в сухом молоке и сублимированных продуктах: до 500 Бк/кг цезия-137 и до 200 Бк/кг стронция-90.
Такие допустимые уровни содержания радионуклидов в продуктах, предназначенных населению, можно найти в Приложении 4 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции". Документ доступен в интернете - разве что на то, чтобы добраться до приложения №4, уйдет время.
Подобный документ с названием "Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов в пищевых продуктах и питьевой воде" можно найти на сайте белорусского МЧС – в составе этого министерства действует департамент по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.
Любопытно, что нормы загрязнения продуктов радионуклидами в Белоруссии, наиболее пострадавшей от чернобыльской катастрофы, гораздо ниже значений, установленных для стран-участниц Таможенного союза (ТС).
Вот некоторые данные для сравнения – в беккерелях на килограмм (литр).
Чем чреваты беккерели
Независимые исследователи заявляют, что распространение продуктов питания, загрязненных радионуклидами, пагубно воздействует на здоровье человека, вызывая генетические дефекты и провоцируя развитие целого ряда заболеваний.
"Инкорпорация радионуклидов приводит к повреждению жизненно важных органов и в конечном итоге к гибели организма", - утверждает профессор Юрий Бандажевский, специалист в области радиационной медицины, руководитель координационного аналитического центра "Экология и здоровье" (Киев).
Ученый покинул Белоруссию после освобождения из тюрьмы в 2005 году. За решетку на восемь назначенных судом лет профессор Бандажевский попал по обвинению в получении взятки на посту ректора медуниверситета в белорусском городе Гомеле - как раз в тот период, когда в 1999 году на Западе стали известны его исследования о воздействии на организм человека малых доз радиации.
По ныне действующим белорусским меркам человек, чей организм накопил активности изотопов 400 Бк на килограмм веса, подлежит обследованию и лечению, а причины накопления такой "грязи" расследуются учреждениями здравоохранения.
В районах, наиболее пострадавших от аварии на ЧАЭС, обязательно обследование жителей на предмет накопления радионуклидов в организме не реже раза в год.
При этом заболевания, связанные с употреблением загрязненных продуктов, официально не считаются обусловленными последствиями чернобыльской катастрофы.
По нормам страны-импортера
После аварии на Чернобыльской АЭС радионуклидами цезия-137 и стронция-90 загрязнены территории Белоруссии, Украины и России.
В результате катастрофы до 70% радионуклидов, выброшенных в атмосферу взрывом, выпало на Белоруссию. На Украине заражено 4,8% территории, в инициировавшей создание Таможенного союза России - 0,5%.
Загрязнение земель опасными изотопами, впрочем, в некоторых странах Таможенного союза происходило и до, и после Чернобыля.
Доступный для ознакомления белорусский перечень допустимых уровней содержания радионуклидов в продуктах питания содержит практически вдвое меньше наименований продуктов, чем обозначено в техрегламенте ТС.
В белорусском документе есть и такой любопытный пункт: "Поставка продуктов питания за пределы Республики Беларусь осуществляется по нормативам страны-импортера".
Татьяна Мельничук