Прекращение военных действий в Сирии дает о себе знать: что бы ни говорили о нарушениях перемирия, уровень насилия заметно упал. На фоне этого хрупкого и пока небольшого прогресса США и Россия оказались в одной упряжке после многих лет, в течение которых Сирия была зоной их соперничества.
"Меня беспокоит то, что погоду делают русские", - говорит генерал-лейтенант сэр Саймон Майалл, бывший до прошлой осени старшим советником по Ближнему Востоку британского министерства обороны.
"Перемирие от имени режима Асада было подарком с их стороны. Это меня немного беспокоит - в этой части мира гарантами, как правило, выступали американцы, это они делали здесь погоду", - говорит он.
Сопредседатели
После заключения договора в Мюнхене 12 февраля Россия и США стали сопредседателями Международной группы поддержки Сирии, курирующей поставки гуманитарной помощи, а также следящей за соблюдением договоренностей, согласно которым войска Башара Асада и группировки, признанные "не-террористическими", должны прекратить стрелять друг в друга.
Обе стороны приложили много усилий для достижения этой сделки, и у каждой из них есть свои собственный интерес в том, чтобы она оказалась успешной.
"Они – совладельцы до тех пор, пока русские с уважением относятся к политическому процессу и действительно оказывают давление на Асада, чтобы он прекратил обстрелы и отнесся к процессу серьезно", - говорит Карин фон Хиппель, до недавнего времени работавшая в госдепартаменте США, где она занималась американской стратегией по борьбе с группировкой "Исламское государство". Сейчас она директор Королевского института оборонных исследований (RUSI) в Лондоне.
Вашингтон считает необходимым скорейший переход к переговорам между Асадом и сирийским Высоким переговорным комитетом, объединяющим его оппонентов.
Российские авиаудары
Однако в частных беседах официальные лица проявляют нервозность по поводу российских попыток объявить террористической любую группировку, когда-либо сотрудничавшую с джихадистами "Исламского государства" или со связанной с "Аль-Каидой" группировкой "Фронт ан-Нусра".
В результате эти силы лишаются права участвовать в процессе по смещению Башара Асада с политической арены.
Перед встречей в Мюнхене и сирийская оппозиция, и европейские источники говорили, что Керри пригрозил Высокому переговорному совету полностью прекратить поставки помощи, если оппозиция не согласится поддержать мирный процесс.
В начале февраля, когда сирийские правительственные войска при поддержке российской авиации вели наступление на Алеппо, Турция и Саудовская Аравия готовились вмешаться, чтобы защитить повстанческие группировки, которые они поддерживают.
11 февраля представитель министерства обороны Саудовской Аравии Ахмед аль-Ассири заявил, что его страна приняла окончательное и бесповоротное решение послать в Сирию наземные войска для борьбы с "Исламским государством".
Турецкие войска, тем временем, обстреливали курдские позиции, а Москва обвиняла Анкару в подготовке интервенции в Сирию.
Раздел Сирии?
Этот кризис, возникший в середине февраля, мог столкнуть поддерживающую Асада Россию со страной-членом НАТО – Турцией, или привести к вторжению саудовских войск в восточную Сирию. Этого не случилось благодаря тому, что Соединенные Штаты оказали немалое давление на своих союзников.
Саудовская Аравия - по крайней мере, на время, - вместо отправки наземных войск удовлетворилась дислокацией в Турции нескольких своих боевых самолетов для нанесения ударов по позициям ИГ.
Тот факт, что борьба с "Исламским государством" является лишь частью общей проблемы достижения мира в Сирии, служит одним из многих факторов, усложняющих ситуацию в регионе.
Некоторые в Вашингтоне утверждают, что наступление на оплот боевиков ИГ - город Ракку - важнее для интересов национальной безопасности США, чем отстранение Асада от власти.
Мюнхенское соглашение, которое сдерживает сирийские оппозиционные группировки с тем, чтобы США и Россия смогли сосредоточиться на борьбе с ИГ и "Фронтом ан-Нусра", как нельзя лучше соответствует этой стратегии.
"Асад сумел превратить это в противостояние между государством и террористами", - говорит генерал-лейтенант Майалл.
Что же произойдет, если политический процесс забуксует или войска Асада нарушат условия перемирия?
Посол России в ООН дал понять, что на сирийского лидера будет оказано давление. Но госсекретарь Джон Керри, выступая на прошлой неделе перед сенаторами в Вашингтоне, упомянул о вариантах "плана Б".
"Может быть, уже слишком поздно для того, чтобы сохранить Сирию единой", - предположил он.
Многие в сирийской оппозиции заявляют, что у США нет никаких рычагов давления на Асада, и что его правительство вполне устраивает раздел страны.
Источник: bbc.co.uk