Присяга отдельных бевиков "Имарата Кавказ", признанного в России террористической организацией, лидеру провозглашенного в Сирии и Ираке "Исламского государства" Абу Бакру аль Багдади не означает присоединения к этой структуре и потому не будет иметь серьезных последствия для ситуации на Северном Кавказе, считают российские политологи Алексей Малашенко и Ахмет Ярлыкапов.
Как писал "Кавказский узел", один из командиров боевиков, действующих на территории Хасавюртовского района Дагестана, Сулейман Зайланабидов после обвинений со стороны соратников в раскольничестве присягнул лидеру "Исламского государства" (ИГ, ранее ИГИЛ) Абу Бакру аль Багдади. Об этом сам Зайланабидов заявил в выложенном 21 ноября на сервисе YouTube видеообращении.
Малашенко: на Кавказе ИГИЛ не столь популярно
Пока серьезных перспектив у "Исламского государства" на Кавказе нет, считает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.
"То, что лидер "ауховских" боевиков присягнул, - это некая декларация, если хотите, реакция на то, что Аль-Багдади пугал Путина и говорил, что будет распространять свои действия на Северный Кавказ (в сентябре боевики ИГИЛ распространили в Интернете обращение к Владимиру Путину с угрозами взять контроль над Чечней и всем Кавказом, - прим. "Кавказского узла"). Но я думаю, что пока это несерьезно, хотя хорошего в этом тоже мало. Амбиции у ИГИЛ огромные, во всяком случае на словах, - это и Центральная Азия, и Кашмир, и Индонезия, естественно Афганистан и Пакистан. И уже они получили поддержку от исламского движения Узбекистана, от движения "Пакистанский Талибан". Но там-то действительно есть организованные силы", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Алексей Малашенко.
По его мнению, на Кавказе ИГИЛ не популярно, и связано это с очень жестокими действиями его членов.
"Я сомневаюсь, что от имени ИГИЛа они (боевики на Кавказе, – прим. "Кавказского узла") будут сейчас действовать. ИГИЛ не столь популярно, как это кажется, потому что они очень жестоко себя ведут, – это и продажа в рабство, рубка голов, уничтожение женщин и детей", - отметил эксперт.
Он также указал на то, что на стороне провозглашенного на территории Сирии и Ирака формирования уже воюет много граждан Российской Федерации.
"По разным данным, их две тысячи человек. Некоторые хотят воевать там до конца, другие будут возвращаться. И вот когда они будут возвращаться, тогда и посмотрим", - заявил Малашенко.
Он также не уверен в том, что у группировки боевиков на Ближнем Востоке есть будущее.
"Само ИГИЛ пока на коне. Против них целая коалиция ничего не может сделать. Но как там будут обстоять дела дальше – пока неизвестно. Я не слышал, чтобы были заявления от "Имарата" ("Имарат Кавказ", признанный в России террористической организацией, - прим "Кавказского узла") о признании Аль-Багдади. Сам Доку Умаров не успел, а новые ребята мало ли что заявили", - заключил Алексей Малашенко.
Ярлыкапов: случаи признания Аль-Багдади лидером выражают позицию отдельных полевых командиров
У "Исламского государства" есть задачи расширяться, но пока о присоединении к нему боевиков признанного в России террористической организацией "Имарата Кавказ", которые никаких значимых территорий не контролируют, говорить не приходится, считает старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов.
"У "Исламского государства", конечно же, есть задачи расширяться. Они не собираются концентрироваться только на своей территории. 2013-2014 годы были посвящены территориальному утверждению на землях Ирака и Сирии, и именно для этого в 2013 году, как только объявили о создании "Исламского государства", они объявили и призыв, на который откликнулось большинство боевиков из "Имарата Кавказ", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ахмет Ярлыкапов.
Однако, указывает эксперт, ИГИЛ реально контролирует лишь территорию, на которой находится.
"Самое главное, они сумели создать действующие структуры. Очень умело использовали бывших иракских баасистов (сторонников идеи создания единого однопартийного арабского государства, - прим. "Кавказского узла"), привлекли их к строительству государственных структур, налаживанию налоговой системы, бюджета, то есть создали вполне дееспособное государство. И, конечно же, их идеология предполагает выход за его пределы. И думаю, что Кавказ является для них одним из таких регионов, которые стоят на повестке дня. Но "Имарат Кавказ" никаких значимых территорий не контролирует. Его невозможно воспринимать даже как полугосударство", - подчеркнул Ахмет Ярлыкапов.
Он отметил, что признания Абу Бакра аль Багдади лидером боевиков на Северном Кавказе ранее не было, и сейчас лишь можно говорить о единичных таких случаях, которые могут стать выражением тенденции, а могут просто выражать позицию отдельных полевых командиров.
"Не помню, чтобы "Имарат" признавал аль Багдади. Наоборот, высказывались сожаления, что люди уезжают, людей не хватает на Кавказе. Я не слышал, чтобы ранее такого рода случаи присяги на Северном Кавказе были", - сказал Ахмет Ярлыкапов.
По его словам, будет ли продолжаться раскол в среде северо-кавказских боевиков, зависит от позиции самого "Имарата Кавказа", признанного в России террористической организацией, его руководства и амиров, которые действуют по отдельным направлениям.
"Смотрите, что творится с Талибаном (действующим в Афганистане и Пакистане исламистским движением, признанным ООН террористической организацией, - прим. "Кавказского узла"). Насколько я знаю, там есть присягнувшие ИГИЛ достаточно влиятельные командиры, но в целом позиция Талибана состоит в том, что они никаким образом не присоединяются к халифату", - резюмировал эксперт Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН.
Источник: kavkaz-uzel.ru