За месяц до начала Евромайдана авторитетнейший украинский религиовед Виктор Еленский рассказал мне такую историю. В настоящее время он занимает пост начальника департамента партии "Батькивщина" по связям с религиозными и общественными организациями. И вот пришлось ему поехать на съезд крупного баптистского объединения в Донецк. В этом опорном пункте Виктора Януковича он вышел на трибуну перед несколькими тысячами участников собрания и спросил их: поддерживают ли они мнение лидера "донецких" о равноправии в стране двух языков – русского и украинского? Получив положительный ответ аудитории, он под одобрительные аплодисменты собравшихся начал речь на украинском.
Политическая ориентация практически всех украинских религиозных организаций однозначна. Они являются сторонниками сильного и независимого украинского государства с европейской ориентацией. В этом отношении они отражают точку зрения основной массы верующих. Не секрет, что подавляющее большинство людей, реально соблюдающих религиозные нормы, живет в центре, на севере и, конечно, на западе страны. То есть там, где власть в последние дни переходит в руки сторонников Евромайдана.
Впрочем, и на востоке и юге страны большая часть верующих, например, многочисленных там протестантов (в Донецкой области по числу зарегистрированных общин протестанты опережают православных) настроена "проукраински" и проевропейски. Вторая по величине украинская православная церковь - УПЦ Киевского патриархата - также безусловная сторонница украинской независимости. Ее лидер Филарет (Денисенко), тесно связанный с днепропетровской политической элитой (Юлия Тимошенко и другие), не зря в эти дни отказался от наград Януковича. Тот, хорошо зная реальное отношение к нему подавляющего большинства религиозных организаций и их лидеров, старался задабривать наиболее влиятельных из них. Они, в свою очередь, открытой оппозиции до поры до времени не демонстрировали, но то, что подарками любви не купишь, стало очевидно при первом же серьезном кризисе.
Поэтому присутствие на Евромайдане значительного количества священников, в том числе православных, не удивляет. Как и в 2004 году, при полной поддержке и сочувствии своего руководства низовые священники и приходские активисты, церковная интеллигенция делом и словом помогают стране двигаться в направлении Европы.
Иная ситуация в крупнейшей религиозной организации страны – Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). На нее приходится чуть более трети из 37 тысяч религиозных общин страны. На первый взгляд кажется, что сейчас она должна переживать кризис. Основные спонсоры и общественно активная часть мирян находится у нее на востоке и юге страны. И это те люди, для которых существование самостоятельной Украины до сих пор находится под вопросом. Не то чтобы всем им так уж хочется прямо в Россию, но вариант зависимой от России клептократической диктатуры по типу Приднестровья на левом берегу Днепра их бы, наверное, устроил. Эти люди точно не хотят жить по европейским правилам и желают видеть государственным языком русский.
С другой стороны, большая часть приходов (и, соответственно, прихожан) УПЦ МП находится в правобережной и северной части Украины, а это в целом европейски ориентированные и при этом преимущественно сельские и украиноязычные районы. В столичном граде Киеве церковно-административный персонал и церковная интеллигенция в целом разделяют идеи Евромайдана. А раздражение от режима Януковича испытывают даже записные русские патриоты – как, например, глава пресс-службы УПЦ Василий Анисимов. Но при этом часть высших церковных чиновников находится на содержании у правящей клики, а потому вынуждена произносить речи, встречающие, мягко говоря, неприятие основной массы собратьев.
Ситуацию обостряет то обстоятельство, что сам Янукович – человек верующий и, в отличие от Путина, питающий подлинный интерес к делам церкви. Верующие из "донецкой" группировки, в которую входил и сам Янукович, в 1990-е и особенно в 2000-е годы много вложили в возрождение православия московского образца как в Донецком регионе, так и в Украине в целом. При этом Янукович, похоже, имеет верное представление о нравах руководства УПЦ МП и его политических настроениях. Помимо государственных чиновников и СБУ за возможной "изменой" церкви следит специально назначенный "смотрящий" от донецких - православный олигарх Вадим Новинский.
И как же на эту сложную ситуацию реагирует руководство УПЦ МП? На мой взгляд – единственно правильным образом. Говорят, в критической ситуации раненому всаднику лучше отпустить поводья - конь сам примет нужное решение и вывезет. Глава УПЦ митрополит Владимир (Сабодан) сейчас угасает в борьбе с раком. Его ближайшее окружение разделилось на тех, кто сидит у ложа, и тех, кто вынужден от него отходить, чтобы отдатьритуальные знаки внимания Януковичу и его команде. К тому же "дары волхвов" до Киева наконец доехали, тоже надо поприсутствовать.
Между тем украинская церковная интеллигенция и киевское духовенство практически единодушнодемонстрируют свое неприятие Януковича. И никто "сверху" не спешит остановить эти декларации. Критики церковных либералов внутри УПЦ сейчас просто не существует. Даже реальные сторонники Януковича в митрополичьем сане – главы Донецкой и Одесской епархий - в последние дни предпочитают сидеть тихо и лишний раз не высовываться. Лишь днепропетровский архиерей нанес визит в областную администрацию, но и там обошелся без публичных выражений лояльности.
И эта естественная тактика выживания церковной верхушки, отработанная еще в дни Оранжевой революции, - залог того, что у УПЦ МП все и дальше будет хорошо. И с новой властью найдется кому дружить (тут будут при деле православные интеллигенты), и с "региональными" спонсорами сохранятся нормальные отношения (не выступили архиереи против – уже хорошо), и Московская патриархия не обидится (о ней вообще никто ничего не говорил). Плюрализм – это сила! Поэтому УПЦ МП до сих пор и остается крупнейшей украинской религиозной организацией, способной вовлечь в свою орбиту столь по-разному мыслящее (и по-разному голосующее) население запада и востока, севера и юга страны.
Николай Митрохин