Перефразируя мысль Черчилля о генералах, которые всегда готовятся к прошлой войне, можно сказать, что президентские выборы в Грузии были войной сразу с двумя прошлыми периодами: с периодом зависимости от России и с периодом, который связан с именем Саакашвили.

На этих выборах конкурировали не только, а для кого-то, возможно, и не столько сами кандидаты в президенты, столько те, кто стоял за ними. Назовем их "тенями" кандидатов. За Григолом Вашадзе – тень Саакашвили, за Саломе Зурабишвили – тень Иванишвили. Хотя кандидаты от своих "теней" существенно отличались, но об этом чуть позже.

В первом туре главных претендентов разделяло менее одного процента: у Зурабишвили – 38,64%, у Вашадзе – 37,74%. Во втором туре разрыв стал огромным, почти 20%: у Зурабишвили – 59,52%, у Вашадзе – 40,48%. В чем причины такой сокрушительной победы Зурабишвили и столь сокрушительного поражения Вашадзе?

Выборы президента Грузии, которые состоялись 28.11.2018 невозможно анализировать и комментировать в привычной для постсоветских  стран терминологии "борьбы добра со злом". По многим причинам. И прежде всего из-за репутации и действий "теней", стоящих за обоими претендентами.

Стоящая за Саломе Зурабишвили "тень" Иванишвили, во-первых, символизирует пророссийский курс. А, во-вторых, во многом, поддержка этой "тени" сделала эти выборы нечестными. "Прощение" банковских долгов шестистам тысячам граждан Грузии на сумму более полумиллиарда долларов, которое было объявлено накануне выборов, и гарантом которого стал миллиардер Иванишвили, трудно назвать иначе, чем подкупом избирателей.

Однако, сама Саломе Зурабишвили довольно успешно отделяет себя от "тени" Иванишвили. И делает это, прежде всего, за счет жестких антироссийских заявлений. В интервью BBC новый президент Грузии назвала вступление Грузии в НАТО и ЕС своими главными целями, а в отношении России заявила: "Не думаю что пока Россия ведет себя так, как сейчас, с учетом того, что происходит на линии оккупации, где похищают людей, и эта линия движется вглубь нашей территории, с учетом того как Россия ведет себя в отношении Украины, не думаю, что все это означает, что мы можем прямо сейчас перейти к сотрудничеству".

Попытки сторонников Саакашвили налепить на Зурабишвили клеймо путинистки и агента КГБ провалились. Более того, она смогла во многом более убедительно, чем ее оппонент артикулировать европейский, а значит, антипутинский курс грузинской политики. Помогла биография, в которой помимо 30 лет работы во французской дипломатии, есть еще и вывод российских военных баз с территории Грузии, который Зурабишвили осуществила в период, когда она возглавляла МИД Грузии в правительстве Саакашвили.

Что касается проигравшего выборы Григола Вашадзе, то стоящая за ним  "тень", Михаил Саакашвили, вела себя безобразно, в том числе опустившись в своих оскорблениях оппонентов до прямого антисемитизма. Назвав пиар консультанта Моше Клугхафта "грязным евреем", а также "жадным до денег евреем", Саакашвили заставил вспомнить о прошлых юдофобских выходках, как своих сторонников, так и собственных. Саакашвили припомнили как его сторонники в Украине, разбившие палаточный лагерь под стенами Верховной Рады "украсили" стены лозунгами, каждый второй из которых носил антисемитский характер. Не забылось и то, как в сентябре 2017 Дарина Чиж, пресс-секретарь Саакашвили, в своем блоге сообщила, что в президенте Украины Порошенко есть "доля Вальцмана", которая, по мнению Дарины Чиж, "одолевает разумное" у Петра Алексеевича. Сам Михаил Саакашвили ранее допускал антисемитские выпады в адрес депутата Шоты Шалелашвили, о чем ему также напомнили.  

Представители еврейской общественности Грузии подписали письмо протеста в связи с антисемитскими выходками Саакашвили. Насколько это письмо оказало воздействие на избирателей, сказать сложно. По последней переписи населения Грузии в 2014 году евреев в этой стране всего 1405 человек, что составляет 0,04%. Зато уровень антисемитизма в Грузии ниже, чем в большинстве других стран постсоветского пространства, а также в странах Восточной и Центральной Европы. Об этом свидетельствует исследование, проведенное в марте 2018 американским центром Pew Research Center. 13% опрошенных в Грузии "не хотели бы видеть евреев среди граждан своей страны", в то время как в Армении доля таких ответов составляет 32%, в Румынии – 22%, в Польше – 18%, в Чехии – 19%, в России -14%.

Трудно сказать, почему Михаил Саакашвили не научился скрывать свой антисемитизм. Имея богатый политический опыт, он уже должен был бы понять, что антисемитизм – это позорная болезнь, уродство, которое следует тщательно маскировать, гримировать, припудривать и всячески прятать от окружающих. Впрочем, это уже его личное дело. Важнее другое. После Холокоста антисемитизм стал играть роль фильтра, препятствующего попаданию на главные посты в европейских государствах.

Президентские выборы в Грузии подтвердили исправность этого фильтра.

 Игорь Александрович Яковенко