Михаил Пожарский: Отличить адептов стадного чувства очень просто
Кажется, один из аргументов Дж. Ст. Милля в пользу свободы слова звучал примерно так - мол, мнение хорошо тогда, когда является плодом размышлений, а бездумное повторение и заучивание "правильного" мнения обесценивает даже самые хорошие взгляды. Можно продолжить - этика хороша лишь тогда, когда являются плодом определенной душевной работы, а не каким-то рефлекторным, заученным поведением. Вот есть люди, которые пишут "мне жалко артистов, но не жалко журналистов" или "не жалко никого, поточу что так-то и так-то". Насколько они правы - вопрос дискуссионный, но отдельный. Наиболее важным здесь является то, над своей позицией они ДУМАЮТ, выдвигают какие-то аргументы. Именно это выгодно отличает их от тех, кто публично скорбит исходя из "так принято" и прочего обострившегося стадного чувства. Даже если первые неправы, то потенциально все равно они лучше вторых, примерно как раскаявшийся грешник ценнее послушного праведника.
Однако здесь можно возразить - почему, дескать, скорбят "из стадного чувства", разве нет таких, для кого это искренняя и личная позиция? Разумеется, есть. Но отличить адептов стадного чувства очень просто - по тому насколько быстро они переходят в режим "моральной инквизиции". 1 пост соболезнований, 10 постов про "сжечь ведьму божену" - это вот оно. Есть в эволюционной психологии такое понятие - "парохиальный альтруизм". Суть его в том, что обратной стороной любви к "своим" является ненависть к "чужакам". Это связано на чисто биологическом, гормональном уровне (есть кое-какие эксперименты в подтверждение и т.д.).
Просто лучше выживали те, кто говорил "чужаки убили наших - пойдемте убьем чужаков". Однако люди почему-то склонны думать, будто бы именно такие реакции возвышают их над животным миром, делают представителями вида "человек нравственный". Отнюдь нет. Эмпатия, оборудованная кнопкой мгновенного переключения в режим "праведного гнева" - это природная прошивка мозга. Такая же была и у древних кроманьонцев, и у более ранних предшественников. Они тоже умели оплакивать потери, грозя соседям и предателям каменными копьями. В этом нет ни капли КУЛЬТУРЫ.
Культура же проявляется именно там, где над своими эмоциями начинают рефлексировать, размышлять. "Мне жалко этих, но не жалко тех, потому что" - это культурный феномен. Такая позиция может кому-то не нравится, однако носители такой позиции не переключатся в режим слепого "праведного гнева". Им нужны рациональные аргументы. А вот культ голой, неотрефлексированной эмпатии опасен именно тем, что эта эмоциональная буря легко обращается в охоту на ведьм, оправдание войны или нечто подобное. Если видите где-то бурный всплеск скорби и сочувствия - не удивляйтесь, если именно там завтра сколотят виселицу.
источник: kasparov.ru