Александр Подрабинек: Есть ли сегодня смысл оппозиции принимать участие в выборах?
Андрей Илларионов: Режим, какой существует в нашей стране в последние, по меньшей мере, 13 лет, является жестко авторитарным, при нем политические права и свободы граждан ликвидированы. Победить на федеральных – либо президентских, либо парламентских выборах – невозможно, это все прекрасно понимают. Те, кто полагает, что они могут что-то получить, либо в лучшем случае тешат себя иллюзиями, либо откровенно обманывают граждан – победить невозможно. Участие оппозиции в такого рода спектаклях, в такого рода политическом цирке (не побоюсь такого слова), дискредитирует, с одной стороны, саму оппозицию, а с другой стороны, так или иначе работает на власть, поскольку дает власти возможность заявить: смотрите, они участвовали, следовательно, у нас демократия. Такая "оппозиция" выступает в странной роли то ли мальчика для битья, то ли клоуна для отвода глаз.
АП: Выборы как инструмент демократии в России не работают. Оппозиционные активисты вполголоса признают, что смысл участия в выборах только один. Во время избирательной кампании можно попытаться консолидировать общество под требованиями демократии, можно пробудить людей от спячки, побудить их к более активным протестным действиям. Все это тактически верно и заслуживает внимания. Но в этом есть один существенный изъян – оппозиция вводит людей в заблуждение. Это вопрос доверия к ней – и сейчас, и в ближайшем будущем. Следует откровенно сказать избирателям: "Вас опять обманут, ваши голоса пропадут, результаты подтасуют. Но зато выборы – это повод заявить наш протест авторитарной власти". Стоит ли относиться к выборам как к разминке, от которой нет очевидного результата, но нет и вреда?
АИ: Я считаю, что это не просто бессмысленно, это вредное действие, которое усиливает режим и оттягивает момент его ликвидации.
АП: Завлекать избирателей на псевдовыборы обещаниями возможной победы, а иметь в виду только всплеск протестного движения – для т.н. "оппозиции" это еще одна возможность утратить общественное доверие. Избиратели не дурнее политических активистов. К сожалению, разговаривать с избирателями честно – это не есть национальная традиция в российской политике, как правительственной, так и оппозиционной. Примером тому может послужить недавняя дискуссия в стане оппозиции. Избирательное законодательство требует от участвующих в выборах партий иметь группы или отделения во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и в новоприобретенном, точнее – в недавно захваченном Крыму. Вот дилемма: зарегистрировать группу в Крыму – значит, фактически признать Крым субъектом Российской Федерации, согласиться с аннексией Крыма и российской юрисдикцией над полуостровом. Не регистрировать – не допустят к выборам. Демократическая коалиция во главе с ПАРНАСом решает подчиниться законодательству, считая этот шаг вынужденным. Каковы будут последствия такого решения?
??АИ: Если это действительно будет сделано, то это будет свидетельством того, что так называемая Демократическая коалиция не является оппозиционной. Сейчас, по крайней мере, в последние два года, главный вопрос в политической жизни нашей страны – это вопрос, который сформулировал в свое времяАйдер Муждабаев: "Крым наш или не наш?" "Чей Крым?" Это точка невозврата. Соответственно является ли та или иная политическая сила, тот или иной деятель властью или оппозицией, определяется в зависимости от ответа на этот вопрос. Те, кто говорит, что "Крым наш", являются подлинными сторонниками нынешней власти, что бы они ни говорили по другим вопросам. Это означает, что все остальные дискуссии по любым другим вопросам являются дискуссиями в рамках большой власти – и той, какая сидит в Кремле, и той, какая бегает по улицам, но которая – так или иначе – но работает на этот режим.
? ?Принципиальнейший вопрос сегодняшней повестки дня в России – это вопрос права. Никаких споров и дискуссий по поводу того, кому принадлежит Крым, не существует – Крым принадлежит Украине. И те, кто считает, что это не так, кто своими действиями, в том числе действиями по созданию каких-нибудь ячеек по проведению выборов, показывают, что Крым якобы не принадлежит Украине, являются сторонниками власти.
А.Подрабинек: Генеральная Ассамблея ООН признала присоединение Крыма к России незаконным. Международное сообщество осудило аннексию Крыма. Западные демократии выражают свою поддержку Украине. И только российская демократическая оппозиция считает, что фактическое признание Крыма российской территорией – мелочь в сравнении с той выгодой, которую сулит оппозиции участие в парламентских выборах.