Яхь", "эхь" (совесть), "бехк" (вина и ответственность) - три столпа, на котором держится национальный характер, его духовность. Чеченец вовсе не безрассуден. "Яхь" - суть и даже определитель чеченца. Это ощущение себя равным другому человеку: самому сильному и богатому, смелому и благородному, королю и так далее. Чеченец признает выше себя три предмета: свой головной убор, потолок своего дома и небо.
"Яхь" - путь человека от рождения до подвига и достойной смерти. Чеченцы жизнелюбивы, но если надо умереть - "яхь" помогает им сделать это, будто того и хотели. А способность мужественно умирать всегда называлась самоотверженностью и тому, кто пытается назвать это иначе, не хватает именно того, о чем речь. Чтобы понять о чем разговор, надо получить все это с молоком матери, от отца, деда, сверстников, родного дома, гор, родника, взгляда аульской девушки.. Переступить черту "яхь" - равнозначно перемещению в другое измерение - за порог общества, семьи, народа.
Об одном скажут, что он полон "яхь", о другом, что лишен его, это уже приговор, обжалованию не подлежащий. У одних: "мертвые сраму не имут". Чеченцы так не говорят, ибо мертвые у них срам "имут", и не только сами, но и живые за мертвых. Каждый из них носит в себе затаенный страх умереть недостойно, это чувство тоже входит в понятие "яхь". Если седьмой предок умер недостойно, срам за него испытывает седьмое поколение. И оно должно смыть это пятно с предка, даже ценою крови - собственной или чужой. Чеченец сам часто признается, что если бы не вошел в состояние "яхь", не смог бы исполнить, совершить, одолеть... Когда человек в таком состоянии, в том же состоянии, с ним находятся все его предки - живые и мертвые, родственники, друзья - где бы они физически не находились.
Это природа национального характера - девственность личности, которую нельзя нарушить дважды. Сознательный выход за нормы "яхь" лишает человека этого качества и тогда "эхь" и "бехк" становятся стражами, препятствующими возвращению обратно.
С.Яшуркаев