Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Шашка-Терс-Маймал

Bildergebnis für Шашка-Терс-Маймал

…Чеммы биться будем, среди гор отвесных?

Шашками вернее нам рубиться будет,

Шашка не обманет, коль рука не дрогнет,

Так сказал великий Ахмад Автуринский.

 

«Ахмад Автуринский”, чеченская народная героическая песня илли, воспевающая дружбу Ахмада с терским казаком.

Середина XIX века.

Слово «шашка» происходит от черкесского сашхо — длинный нож. Шашка имела слабо изогнутый клинок, защита для руки отсутствовала, рукоять утапливалась в ножны по самую головку. Носилась она лезвием вверх на плечевой или поясной портупее.

Шашка завоевывает большую популярность. Отсутствие крестовины, небольшая изогнутость, легкость создают удобства и значительное преимущество. Воин, выхватывающий саблю из ножен, рисковал зацепить крестовиной одежду или ремни. Однако этот риск с шашкой полностью исключался. Без всяких помех ее одинаково удобно было обнажить перед собой пешему и конному воину.

 

На Кавказе к оружию было немало требований. Клинок шашки прежде всего должен был быть » легким как перышко, упругим как лоза и острым как бритва». Ко всему этому чеченцы достигали гибкости клинка настолько, что его свободно сворачивали и

размещали в обычном домашнем сите для просеивания муки.[1] Существовала поговорка: «Чеченский волк уснул в своем логове. Осмелишься ли ты его разбудить?» Грозный, пружинистый клинок, острый, как бритва, вынуть из сита не каждый осмеливался.

Кавказская шашка впоследствии завоевала большое признание. Она послужила образцом для шашки, принятой в 1840-х годах на вооружение донскими казаками, а в 1881 году — большей частью русской кавалерии. Кавказской шашкой пользовались также терские и кубанские казаки.

По мнению В. А. Потто, к началу XIX века русская армия, считавшаяся одной из сильнейших в мире, не имела на вооружении хороших клинков.

В отличие от регулярной армии «арсенал линейных казаков на Кубани и Тереке представлял оригинальную мозаику, такую смесь оружия всех времен, что специалисты

только диву давались».[2]

Чеченское оружие

Встречались на Кавказе также клинки с различными изображениями и латинскими надписями. Такие клинки, по свидетельству В. А. Потто, могли быть добыты горцами из могил венецианских и генуэзских воинов, погребенных в Колхиде, а затем переделаны. Однако, основная масса оружия у горцев и казаков была местного, кавказского производства.

Наибольшей популярностью у чеченцев пользовались шашки Гурда, Терс-маймал (другое название «волчок») и Калдам. Быть обладателем этих шашек являлось большой честью. Имея высокое качество, они стоили очень дорого, составляли предмет гордости не только горцев и казаков, но и офицеров царской армии, служивших на Кавказе.

По свидетельству В. А. Потто, после прихода на Кавказ русские были очарованы шашками горцев, » удары которых, нередко перерубавшие ружейные стволы и даже рассекавшие панцири, приводили всех в изумление». Имена владельцев подобных клинков были известны и вызывали зависть молодцев из многих аулов и станиц. Нередко Гурда, Терс- маймал и Калдам добывались в жестоких боях, «когда над телом убитого завязывались отчаянные схватки, и смерть одного влекла за собой гибель десятка других прежде, чем удавалось завладеть оружием».

Есть различные мнения, объясняющие термин Терс-маймал. Одни полагают, что Терс- маймал означает «ревущая обезьяна» (чеч. терс — рев; маймал — обезьяна). Однако мнение

shashka1А.С. Сулейманова — краеведа, историка, поэта, посвятившего десятки лет топонимике Чечено-Ингушетии, расходится сЧеченская шашка мнением ряда ученых. Он считает: «Терс-маймал тур — клинок особой закалки и особой стали. В основу названия легло арабское турс — щит, маймун — меч…»[3]

Клинкам Терс-маймал была присуща легкость, гибкость, значительная часть их складывалась в кольцо. Им был свойственен особый звон, свист, которые они издавали при сильных взмахах, в сражениях и сравниваемый в народе с ревом обезьяны. Проворство, ловкость обезьяны, ее пронзительный крик, способный влиять на психику, послужили, по мнению многих краеведов, поводом для оригинального названия клинка.

В числе этих точек зрения заслуживает внимание и мнение академика И.Ю. Алироева, склоняющегося к версии о существовании восточных клинков с изображением обезьяны, имевших высокое качество, широкую известность в Чечне и нареченных чеченцами Терс-маймал («ревущая обезьяна»).

Впоследствии, по мнению Алироева, чеченские мастера-оружейники сохранили популярное в народе название Терс-маймал и стали им называть собственные клинки с изображением своего символа — волка.[4]

Возможно и еще одно толкование этого названия. В арабском языке среди значений слова маймун есть и «обезьяна», и «счастливый, благословенный, блаженный» (значения » меч» нет). Слово терс означает «щит». Сочетание слов терс-маймун можно истолковать как «благословенный щит».

В своей работе «Кавказская война» в разделе «Несколько слов о холодном оружии» В. А. Потто доводит до нас рассказ путешественника: «Клинок был превосходный, настоящий терс- маймун, и рубил гвоздь как сахар. Показывая шашку, вытащенную им из какого-то подполья, старик предварительно запер двери и огляделся кругом, чтобы его не подслушали. На вопрос, как ему не стыдно продавать такую шашку, казак отвечал: «А куда ее передать? Детей у меня нет, а держать такую вещь мне, одинокому старику, не безопасно. Я уже пустил славу, что сбыл ее на правый фланг, да все как-то не верят, все будто присматривают за мной. Далеко ли до греха!»».[5]

В.        А. Потто там же отмечает: «Эти клинки, высоко ценимые на Кавказе, чаще попадаются в Чечне… Неизвестно почему чеченцы опознали в этом зверьке обезьяну — «маймун», отчего произошло у них и самое название клинков».

Изображение волка встречается и на изделиях европейских оружейников. Среди них первыми его употребили мастера немецкого города Пассау в XIV веке — изображение было заимствовано из городского герба. Бегущий волк выполнялся глубокой инкрустацией медной проволочкой. Клинки пользовались большим спросом. Эти же клинки на Кавказ могли проникнуть в XIV-XV веках.[6]

Подтверждением тому могут служить слова А.П. Ипполитова: «…И теперь еще можно встретить горцев, у которых эти вещи (клинки) …времен Крестовых Походов или периода существования республик Генуэзской и Венецианской… Между этими вещами встречаются такие, которые для наших антиквариев были бы действительной находкой»[7].

На Кавказе среди западных клинков встречались и клинки с буквами «НМ». Они, по ряду мнений, берут начало в XII веке. Предполагается, что партия таких клинков была изготовлена для свиты одного из участников Крестового похода и принадлежала знатному французскому роду Монморанси.

В XVI-XVII веках появились подражания пассауским волчкам на изделиях мастеров города Золингена. Здесь изображения волка делались гравировкой, без инкрустации.[8] В XIX в. золингенские «волчки» появились и на Кавказе, пользовались большим спросом у горцев.[9]

Чеченские «волчки» Терс-маймал и сходны с золингенскими, и отличаются от них. Волк на чеченских клинках имеет не открытую, а закрытую пасть, кроме того, по обеим его сторонам расположены розетки с крестом внутри, так называемые «пчелы».

shashka4Как можно связать Терс-маймал с пассауским или золингенским «волчком» (wolf-klinge), трудно сказать. Однако более вероятно их существование независимо друг от друга, ведь волк — символ храбрости у чеченцев, упоминаемый в народных песнях и сказаниях, и его изображение было естественным также на раннем оружии. В пользу этой версии говорит и древнее вайнахское название бронзы — борза (волк).

В последующем попавшие на Кавказ западные клинки с изображением волка могли понравиться чеченцам, и их мастера стали наносить на свои изделия изображение волка, приближенное к золингенскому и вместе с тем отличающееся от него (закрытая пасть, «пчелы»), сохранив при этом старое, популярное в народе и широко известное на Кавказе название — Терс-маймал. Рисунок волка в разные времена мог видоизменяться, в чем нас убеждает их разнообразие на кавказских клинках (см. рис. на с. 58).

По словам потомков оружейных династий, некоторые шашки Терс-маймал не имели рисунка волка из-за запрета в мусульманской религии изображать живые существа.

 [1]   Подобную гибкость имели только шашки Терс-маймал. Они укладывались в домашнее сито диаметром 45-55 см. Вероятнее всего гибкость шашкам Терс-маймал чеченцы стали придавать позднее, когда перестали широко пользоваться кольчугой и другими защитными средствами.

[2]   Потто В.А. Указ. соч. Т.4. С. 545.

[3]   Сулейманов А.С. Топонимия Чечни. Изд. второе. Нальчик, 1997. С. 669.

[4]   Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный. 1990. С. 275.

[5]   Потто В.А. Указ. соч. Т. 4. С. 504.

[6]   Колонии генуэзцами были основаны на Азовском и Черноморском побережьях в XIV в. «Каталонский атлас» и географические карты братьев Пиццигано датируются 1375 годом.

[7]  Ипполитов А.П. Указ. соч. С. 53.

[8]   Ленц Э.Э. О клеймах мастеров на оружии. СП6,1911. С. 3-5, 17-19.

[9]   Наряду с «волчками» на Кавказе большой популярностью пользовались и другие золингенские клинки, например так называемые венгерские, прусские, польские слегка изогнутые, изредка еще встречающиеся на Кавказе (см. Аствацатурян. Указ. соч. С. 32).