Создание совместного учебного и оценочного центра НАТО и Грузии, открытие которого ожидается до конца этого года, посылает Москве важный сигнал о решительности НАТО интенсивно развивать отношения с Тбилиси, считают грузинские политологи.
Отношения Грузии и НАТО очень сильны и все больше углубляются, заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг журналистам в четверг после заседания комиссии НАТО-Грузия.
По его словам, более десяти членов альянса вносят вклад в реализацию "существенного пакета", который получила Грузия на саммите НАТО в сентябре пошлого года, и частью которого является создание совместного учебного центра в этой стране.
Этот тренировочный центр важен как для Грузии, так и для НАТО и других стран-партнеров, так как они смогут обучать там свои войска, отметил Столтенберг.
Как в альянсе, так и в правительстве Грузии говорят, что планируемый объект будет учебным центром, а не военной базой, и его создание не является шагом, направленным против России.
Но Москва считает открытие такого центра "провокационным шагом", который негативно отразится на безопасности в регионе.
Совместный центр
В альянсе выражают готовность помочь Грузии в модернизации системы безопасности страны для приближения к заветной цели - членству в НАТО.
По словам Столтенберга, во время встречи в Брюсселе несколько стран заявили о готовности внести свой вклад в реализацию пакета мера НАТО для Грузии частично обеспечением персонала, а частично финансовой поддержкой.
При этом США будут ключевой нацией с точки зрения учений НАТО в Грузии, сказал генсек альянса.
Комментируя встречу в Брюсселе в эфире грузинского "Первого канала", министр обороны Грузии Миндия Джанелидзе отметил, что основные функции планируемого центра - оценка состояния вооруженных сил Грузии и повышение их совместимости до стандартов НАТО.
"Это не будет ни военной базой, ни военной частью, и у него не будет функции решения конкретных боевых задач", - заявил Джанелидзе.
При этом министр обороны отметил, что ни один из шагов, предпринимаемых Грузией, в том числе и открытие центра, не направлен против какой-либо страны.
"Провокационный шаг"
Нынешнее правительство не раз заявляло, что ведет конструктивную политику в отношении России, при этом отмечая, что Грузия остается верной выбранному курсу евроатлантической интеграции.
Шаги по сближению Грузии с альянсом, как правило, вызывали раздражение со стороны Москвы.
В октябре прошлого года, вскоре после того как стало известно о намерении создать в Грузии совместный учебный центр, на очередном раунде переговоров в Женеве Москва выразила озабоченность "в связи с сообщениями грузинских СМИ о планах размещения на территории Грузии военной инфраструктуры в интересах НАТО".
Реакция российской стороны на заявления в Брюсселе на этот раз не заставила себя ждать. Постпред России при НАТО Александр Грушко назвал создание учебно-тренировочного центра в Грузии шагом, "который нельзя расценить по-другому, как провокационный".
"Нет никакой необходимости для НАТО создавать какие-то центры. Мы, конечно, будем разбираться, о чем идет речь, но тем не менее появление в Грузии натовских военных объектов - это шаг в сторону усиления напряженности и ухудшения региональной безопасности", - цитирует Грушко агентство РИА Новости.
Он добавил, что в регионе Черного моря есть все условия для того, чтобы безопасность обеспечивалась самими черноморскими странами.
Но в то время как Москва выражает недовольство по поводу создания в Грузии совместного учебного центра, у альянса вызывают обеспокоенность действия Москвы в отколовшихся от Грузии регионах Абхазии и Южной Осетии.
В совместном заявлении Комиссии НАТО-Грузия осуждается подписание "договора о союзничестве и стратегическом партнерстве" с Абхазией и выражается обеспокоенность по поводу подготовки к подписанию схожего договора с другим отколовшимся регионом Грузии - Южной Осетией.
Подписанный между Москвой и Сухуми документ предусматривает проведение скоординированной внешней политики и формирование общего пространства обороны и безопасности, в том числе создание объединенной группировки войск "для отражения агрессии", а также совместные действия по охране непризнанной границы Абхазии с Грузией.
Министры обороны стран НАТО в заявлении также призывают Кремль отозвать свое признание Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств и вывести российских военных из отколовшихся от Грузии регионов.
Сигнал Москве
Прозвучавшие в Брюсселе заявления подтвердили, что двустороннее сотрудничество между Грузией и НАТО не только продолжается, но и усиливается, считают эксперты.
Если раньше учения вооруженных сил Грузии в сотрудничестве с натовскими партнерами в основном проводились для подготовки к участию в миротворческих операциях, то с открытием совместного центра появляется возможность сотрудничества для усиления обороноспособности самой Грузии, говорит исполнительный директор Атлантического совета Грузии, бывший заместитель министра обороны Георгий Мучаидзе.
При этом, он отмечает, что открытие такого центра является важным сигналом для Москвы.
"Это очень важный политический шаг и серьезный сигнал в направлении России о том, что НАТО увеличивает свое присутствие в Грузии и не собирается отступать, несмотря на агрессивные шаги со стороны России. И это является сдерживающим фактором для дальнейшей экспансии России на постсоветском пространстве", - считает Мучаидзе.
Если после августовских событий 2008 года вступление Грузии в альянс многие считали если не иллюзорной, то далекой перспективой, то теперь происходящее на Украине может стать поворотным моментом для Тбилиси.
По мнению некоторых политологов, на фоне происходящего на Украине Запад постепенно осознает необходимость оказания более серьезной и твердой поддержки не только Украине, но и Грузии.
Однако по мнению политолога Корнелия Какачия, на данном этапе альянс по-прежнему вынужден считаться с политикой России, и НАТО пока не готово принять Грузию.
"В то же время они не могут отказать Грузии, и мы [находимся] в таком замороженном, непонятном положении. Эта ситуация продолжится до тех пор, пока не будет геополитических изменений, революции в постсоветском пространстве, - говорит Какачия. - Такие изменения или революция уже происходят в Украине, и итоги этого в любом случае повлияют на этот процесс".
Нина Ахметели