Кавказ, как известно, является одним из древнейших центров металлургии. Данные сравнительного языкознания дают основание думать, что железо впервые появляется у кавказских народов[1]. Судя по таким находкам, как клёпанные из листовой бронзы котлы, найденные в Бамутских курганах, можно сделать вывод, что металлообработка в эпоху ранней бронзы достигла значительных успехов[2]. Понимая значение металла в жизни горцев, Кавказское общество сельского хозяйства в 1875 году создало коллекцию железных изделий, собранных из всех уголков Терской области. Чеченские кустарные промыслы были представлены инструментом для подбивки кукурузы и лопаткой для выгребания золы из камина[3]. Примитивные с точки зрения современного человека горские орудия труда по тому времени были совершенными произведениями человеческого разума и рук. Каждое орудие создавалось с установкой на максимальную целесообразность, практичность, удобство. Представление о гармонии и красоте орудий труда закономерно вытекало из их строгой целесообразности и разумности[4].
Из металлообрабатывающих промыслов в XIX века наибольшее значение имело производство оружия. Чеченцы к оружию относились очень бережно. Подарить кинжал, шашку или обменяться ими символизировало дружбу, установление мира[5]. Когда горцам царские власти запрещали носить с собой оружие, и полиция строго следила за этим, то, чтобы иметь при себе хоть вид кинжала, горцы носили одни ножны без клинка или хотя бы с клинком, но деревянным[6]. А.С. Френкель, для борьбы с разбоем на Кавказе предлагал полностью разоружить все мусульманское население, выкупая у него оружие. В то же время он считал, что это вызовет некоторое неудобство для населения, т.к. горцам придется отправляться в дорогу без оружия, им невозможно будет охотиться, нести караул и т.п.[7]. Учтя все положительные и отрицательные стороны, а также возможности власти, решено было отложить полное разоружение горцев.
У горцев было много самобытного, оригинального оружия. В ходе Кавказской войны солдаты царской армии впервые столкнулись с довольно странным защитным оружием горцев – с так называемой рогулей, которая служила защитой то удара саблей, шашкой. Такую рогулю обычно делали из железа или стали длиной не более полуметра, она имела утолщённую ручку с деревянной рукояткой. Горцы прятали её под шубой или черкеской, в бою же молниеносно подставляли под удар сабли или шашки. Сабля, попавшая в рогулю, ломалась или получала сильную зазубрину, так что больше ею пользоваться было нельзя. Такая рогуля служила и подставкой для кремневого ружья[8]. Путешествовавший по Северному Кавказу в 1797-1798 гг. Я. Потоцкий указывает на то, что впервые видел здесь черкеса, стреляющего из лука. В.И. Марковин пишет: «Воин-вайнах всегда имел при себе холодное оружие (кинжал, а то и саблю), лук и набор стрел с железными наконечниками. Если же дело доходило до настоящей брани, он облачался в кольчужную рубаху с короткими рукавами из хорошо прокованных железных колечек, надевал цельнокованый железный шлем и брал круглый щит». Описывая боевое снаряжение черкесов, М.Ю. Лермонтов говорит не только об огнестрельном оружии, но и о старинных доспехах: так Измаил в бою появляется «в броне железной» и т.п.[9]
Предметы вооружения Терского казачьего войска первоначально заказывались руководством на Златаустовском заводе, а затем продавались казакам, причем шашка с отделкой и портупеей обходилась в 8 рублей, а кинжал с поясом – в 4 рубля. Однако и начальство и казаки Терского казачьего войска обратились к начальству с заявлением, что Златаустовские кинжалы стоят дороже лучших кинжалов местного изготовления на 1,5-2 рубля, а по своим качествам (слишком хрупкая сталь) не соответствуют своему предназначению. В связи с данным заявлением, Военный Совет разрешил Терскому казачьему войску закупать оружие у местных мастеров[10]. Кубанское и Терское казачьи войска был вооружены шашкой так называемого «казачьего образца». Это простая шашка горцев Кавказа с утопленной рукояткой. 8 апреля 1881 г. последовало высочайшее утверждение новых образцов шашек для русской артиллерии. В новых шашках кривизна клинка была сделана по образцу кавказских «волчков». Кроме того, был уменьшен вес клинка, его центр тяжести был перенесен ближе к боевому концу. К новым шашкам теперь полагались только деревянные ножны, вместо железных. Железные ножны были оставлены только в некоторых полках гвардейской кавалерии, как парадное оружие[11]. В 1910 г. было разрешено офицерам всех кавказских частей носить шашку «азиатского образца», в то время как в остальных частях русской армии была введена так называемая пехотная сабля, волочившаяся по земле[12].
Первоначально сабля была как рубящим, так и колющим оружием. В XIV веке на сабле появляется елмань – утолщение в боевой части клинка, которое утяжеляло оружие и увеличивало силу удара. С этого времени сабля становится преимущественно рубящим оружием. Русская конница переняла у кочевников технику сабельного боя, стрельбу из лука и манеру высокой седловки. Сабля имела малую массу (без ножен 850-950 г.) и значительную кривизну клинка. С XIII века сабля приходит на вооружение русской конницы, постепенно вытесняя меч. Позже саблями вооружились стрельцы и казаки[13].
При изготовлении оружия мастера использовали в своем творчестве, с одной стороны, стилевые особенности форм других национальных традиций, с другой стороны – иностранные материалы, в первую очередь клинки. Так, мастера – оружейники из Златоуста виртуозно украшали русскими узорами шашки и кинжалы, имевшие формы, традиционные для Северного Кавказа. Таких примеров творческой переработки традиционно сложившихся форм можно привести немало[14]. В настоящее время в парижском Музее Армии можно увидеть образец кавказской шашки с надписью: «Кавказская шашка, принадлежавшая капитану Розену, адъютанту генерала Меншикова, позже Горчакова во время осады Севастополя. Розен отдал эту шашку капитану Вансону в лагере Камеш после окончания военных действий в апреле 1856 года. Дар генерала Вансона»[15]
С завершением Кавказской войны производство горского оружия, прежде всего огнестрельного, сокращается. Впервые меры по ограничению распространения вооружения на Кавказе среди горских народов были приняты во время Кавказской войны. В высочайше утвержденных «Правилах для таможенного надзора по Кавказской линии» от 13 марта 1835 г. точно определялось, какие из видов вооружения запрещалось пропускать к горцам по всей Линии. Оружие и боеприпасы для армии, а также холодное и огнестрельное оружие, в небольших количествах находящиеся при приезжающих из России, пропускалось через Кавказскую линию только в городах Екатеринодаре и Кизляре. Частным лицам и нижним чинам запрещалось провозить через Кавказскую линию свыше положенного комплекта патронов[16].
Помимо преследования властей свою роль сыграло всё более широкое распространение скорострельного оружия российского и иностранного производства. У. Лаудаев приводит несколько названий для огнестрельного оружия, свидетельствующих о его происхождении: «Из ружей преимуществуют мажартоп, – вероятно, венгерские; ценятся также ружья, называемые грыме (крымские) и бахчисарай. Из пистолетов славятся вендит, или венецианские; перенг, или французские; генже, получившие название от пистолетов из Генуи»[17]. Итак, огнестрельное оружие в значительной мере было привозным из Европы (французское, итальянское и др.). В годы Кавказской войны горцы получали современные нарезные английские ружья через посредство Турции и отдельных перекупщиков. С помощью этих «заграничных» поставок они поражали русских военных с расстояния 500-600 метров[18]. Со временем в Чечне стало преобладать только холодное оружие, являвшееся незаменимым атрибутом национального костюма[19].
Большими достоинствами отличалась кавказская винтовка. Прежде всего, она была очень лёгкой. Горцы раньше, чем было усовершенствовано русское пехотное ружьё, дали своему ружью нарезы и достигли этим дальнобойности, поэтому кавказская винтовка, при особом устройстве прицела, далеко превосходила русское солдатское ружьё (до введения штуцеров). Оригинальными были и кавказские пистолеты с хитроумными приспособлениями для многозарядности, изобретёнными раньше, чем европейский револьвер барабанной системы. Интересно отметить, что некоторые кавказские пистолеты имели ложи, по форме напоминающие ружейные[20]. Случалось, что за ружье или шашку платили двести баранов, или столько же рублей[21]. По свидетельствам старожилов, чеченцы добывали свинец на руднике близ селения Хакмадой. По некоторым данным чеченцы делали порох, извлекая селитру из некоторых трав[22]. Помимо военных целей свинцовые пули использовались чеченцами в различных обрядах в качестве жертвоприношения в местных святилищах. В склепах нередко находят свинцовые пули – в кожаных мешочках, в кисетах, которые прикреплены к поясам умерших[23].
Пули горцев, сделанные в большинстве случаев из сплава свинца и меди, имели малый калибр (иногда размером с горошину) и, благодаря высокой скорости полета, «прошивали» мягкие ткани, не нанося тяжелых повреждений противнику. Имелось много примеров, когда солдаты с прострелянными руками и даже ногами совершали длительные переходы. После и даже во время боя горцы осматривали деревья и выковыривали из-под коры застрявшие там пули. Самодельный порох горцев был очень гигроскопичен и не мог применяться в сырую погоду, поэтому его смешивали с «русским», который добывался всеми правдами и неправдами. Лакомой добычей были патронные сумки павших солдат, а также фуры с боеприпасами[24].
Д.А. Милютин принимал непосредственное участие в боевых действиях на Кавказе и имел возможность ознакомиться с действиями кавказских войск и убедиться в несовершенстве их тактики. Тут не было того превосходства, которого следовало ожидать от «европейского регулярного войска», победившего армию Наполеона, над «неустроенными толпами вооруженного населения». Напротив, по его мнению, превосходство часто оказывалось на стороне горцев. Это объяснялось не только хорошо знакомой им и удобной для обороны местностью, умением приспосабливаться к ней, хорошим качеством огнестрельного и холодного оружия, но и меткостью ружейного огня противника[25]. Генерал-майор А.Ф. Сорокин также отмечал, что «…Горцы владеют оружием с особенною, только им свойственною ловкостью»[26]. У крепости Грозной и в районе села Гехи чеченцы использовали не только ружья, но и пушки. Горские пушки были вполне приспособлены к местным условиям, имели относительно небольшой вес и не уступали русским орудиям по дальности стрельбы. Горцы очень умело, и весьма результативно использовали свою артиллерию[27].
Отсталость отечественной военной промышленности, с одной стороны, и отсутствие средств для приобретения новых видов вооружений за границей – с другой, сильно тормозили дело перевооружения и помешали Милютину добиться сколько-нибудь существенных результатов в этой области. Ему приходилось непрерывно бороться с Министерством финансов, отстаивая требуемые им ассигнования на перевооружение армии, причем министр никогда не получал требуемых сумм. Большим препятствием, по словам Милютина, было «вмешательство в это дело, под эгидой наследника цесаревича, людей неспециальных, вовсе не знакомых с техникой оружейного дела и взявшихся за переделку наших ружей по какой-то случайно попавшейся им в руки неиспытанной системе». Вокруг наследника увивались различные дельцы только с одной целью: как бы побольше нажиться на поставке оружия, предлагая закупать вооружение в Европе. Милютин же придавал большое значение развитию отечественной военной промышленности, понимая, что только она может обеспечить армию в мирное и тем более в военное время. В одной из своих резолюций относительно приобретения ружей за границей военный министр писал: «Россия – не Египет, чтобы ограничиться покупкой ружей за границей на всю армию. Мы должны устроить свои заводы для изготовления в будущем наших ружей…»[28].
В ходе реформ 60-70-х годов XIX века были выработаны основополагающие принципы снабжения армии артиллерийским вооружением и боеприпасами. Они сводились к следующему: к иностранным заказам прибегать только в исключительных случаях, опираясь, прежде всего, на отечественного производителя; наряду с казенными заводами по производству артиллерийского вооружения и боеприпасов должны существовать и частные. При этом казенные предприятия должны служить «регулятором-конкурентом» для частных, школой для накопления специалистов. Не менее 60-70 % заводов, производивших вооружение, и от 80 до 100 % занятых производством боеприпасов должны были контролироваться государством, т.е. быть казенными. Размещение заказов на снаряды за границей в интересах государственной безопасности запрещал Государственный Совет, к зарубежному производителю прибегали только в случаях ведения войны[29].
Перевооружение позволило Кавказской армии вести борьбу равноценным оружием. Офицер 82-го Дагестанского пехотного полка писал, что после пленения в 1859 г. Шамиля среди горцев распространилась идея, что «русские водят дружбу с чертями». Сталкиваясь со своим противником на базаре, горцы пытались выяснить, откуда появились «ружья, которые бьют так далеко, а главное, такою большою пулею, в которой есть и свинец, и куски железа (горные орудия)». Подобная пуля, по утверждению горцев, попадая в руку, ломала кость. Если прежних ружей горцы не боялись, т.к. солдаты из них стреляли очень плохо, особенно после дождя, то после перевооружения русской армии положение горцев значительно усложнилось[30].
Кавказ на протяжении многих лет был для русской артиллерии военным полигоном, где отрабатывались тактические приемы, и испытывалось новое оружие[31]. В 1830 г. на Кавказе началось формирование постоянных частей горной артиллерии. В 1838 г. на вооружение армии были приняты первые горные орудия специальной разработки – ¼ пудовый (122 мм.) единорог и ½ пудовая мортира (на Кавказе испытывались с 1834 г.). В 1834 г. начальник артиллерии Кавказского корпуса генерал Г.Ф. Козлянинов писал: «…артиллерия нового устройства служит с пользой; она открыла пути в неприступные места, где никогда не была бы нога без ее содействия; а во многих случаях спасла отряды и самих отрядных начальников…»[32]. В 1840 г. были введены картечные гранаты, изобретенные в 1803 г. английским генералом Шрапнелем; в 1844 г. утверждены новые правила для вооружения крепостей; в 1845 г. получили новую организацию бригады кавказской артиллерии и учреждены особые горные роты. При Михаиле Николаевиче (наместнике на Кавказе), началась усиленная деятельность по артиллерийскому перевооружению. С 10 августа 1860 г. в армии стали использовать нарезные пушки, заряженные цилиндрическими гранатами[33].
Русская артиллерия оставалась средством военного и морального превосходства царских сил над горцами до 1842 года, когда Шамиль начал создавать свою артиллерию. Уже в следующем году она нанесла серьезный урон противнику. Первоначально артиллерия горцев состояла из трофейных орудий. Во время сражения в Ичкерии (1842 г.) два таких орудия попали в руки горцев, а в 1843 г. было захвачено 27 русских пушек. Тогда и было начато производство собственной горской артиллерии, и это дело оказалось очень сложным. «Когда кончилась отливка, – отмечал секретарь Шамиля, – и начали стрелять из пушки для пробы ядрами, то она разорвалась и разрушилась. Тогда имам поклялся: «Клянусь, мы отольем все-таки ее, хотя пришлось бы мне продать свою лошадь и ружье»». Ученый М.Казем-бек, который встречался с Шамилем в 1859 г., отмечал, что «артиллерия у него до ста орудий». На пушках, которые были отлиты в имамате, ставилась личная печать Шамиля[34].
В первые годы Кавказской войны происходило ознакомление обеих сторон друг с другом, поскольку боевые возможности русских были также мало известны горцам, как военные качества кавказцев – россиянам. Обе стороны заплатили за «расширение кругозора» очень высокую цену. Политические, социально-экономические и природно-климатические реалии этого региона определили особый характер «организации пространства войны», в котором многие европейские стратегические установки и тактические приемы оказались не эффективны. Противоборствующие стороны поневоле стали заимствовать друг у друга методы и формы борьбы. Так, чеченцы прониклись уважением к «царским пистолетам», как часто они стали называть пушки, дававшие русским войскам огромное преимущество. Затем чеченцы наладили собственное производство этого вида вооружения[35].
Чеченцы славились качественным изготовлением оружия. В 1897 году один из кавказских краеведов писал, что «ещё в самое недавнее время во многих аулах Терской области выделывались очень порядочные клинки; наибольшею известностью пользовались клинки атагинских мастеров, попавших даже в казачьи песни»[36]. Чеченские мастера знали секреты обработки булатных клинков и так называемой «дамасской» стали, что позволяло им изготовлять шашки, которые можно было свернуть вокруг пояса или положить в домашнее сито для просеивания муки. На изготовление некоторых уникальных клинков мастера затрачивали до 10 лет, их обработка всегда велась на буковом угле. Закалка производилась по частям самыми разными способами: воздушная, при помощи воды, различных жиров (например, волчьего и медвежьего), соли, песка и т.п.[37]. Считалось, что закаленное с помощью животного жира оружие приобретает качества волка или медведя. Часто клинки сабель и кинжалов украшали рисунком, изображающим бегущего волка, поэтому среди терского казачества за ними закрепилось название «волчки». Обычно эти сабли выделывались из привезенной стали или переделывали из других клинков и мечей. Так, одна из найденных в Чечено-Ингушетии шашек – «волчков» – переделанный меч крестоносца XIII – XIX веков[38]. Чеченцы делали клинки шашек такого отличного закала, что могли резать кремень, что и делали горцы, водя лезвием взад и вперед по кремнию, как смычком по скрипке[39]. В конце XIX века широкое распространение среди вайнахов получили клинки дагестанского типа, характерными признаками которых являлись более внушительные размеры, ромбовидность в сечении и по одному желобку, расположенных не на одной линии клинка. Отличны от них были традиционные вайнахские кинжалы, которые более легки, в сечении имеют очень сложный рисунок, два и более желобка на плоскости[40].
Появление шашки на Кавказе выводят из Турции либо Ирана, мотивируя это отсутствием раздвоенных наверший на клинковом оружии, производившемся в других частях света. Но в Европе также была широко распространена подобная конструкция. Шашка при всей своей небольшой длине и кривизне (по сравнению с саблей) очень удобна именно для ношения лезвием кверху и, естественно, для применения из этого положения. Подвешивание шашки лезвием кверху увеличивало самое главное – скорость первого удара. Позже, когда шашка вытеснит саблю из боевого комплекта вооружения, последнюю горцы продолжат хранить и надевать с парадными доспехами[41]. На Кавказе к оружию предъявляли немало требований. Клинок шашки, прежде всего, должен был быть «легким как перышко, упругим как лоза и острым как бритва». Как писал В.А. Потто, после прихода на Кавказ русские были очарованы шашками горцев, «удары которых, нередко перерубавшие ружейные стволы и даже рассекавшие панцири, приводили всех в изумление»[42]. Интересно заметить, что Россия раньше других европейских стран восприняла саблю и оценила ее боевые возможности[43].
Холодное оружие (шашки) у казаков имелось, но за весьма малым исключением, кавказской работы. С выселением горцев в Турцию, снабжение Кубанского и Терского войска шашками стало весьма затруднительно, в чём признавались официальные власти[44]. Чеченские шашки пользовались успехом у русских офицеров. До сих пор в музее Льва Толстого висит шашка, подаренная ему Садо Мисирбиевым[45]. Когда А. Дюма (отец) путешествовал по Кавказу, он очень высоко оценил мастерство местных умельцев, а черкеску, которую ему подарили, он не снимал, считая ее красивой и практичной[46]. По наблюдению французского писателя «…оружие у чеченцев обычно было так светло, так гладко вычищено, что его можно было принять за серебряное»[47].
В годы Кавказской войны кинжал был очень популярен не только среди чеченцев, но и у русских. Это обуславливалось, прежде всего, его хорошими техническими характеристиками и удобством. Главной конструктивной особенностью образцов оружия, называемых «кинжалами», является наличие у них особой формы клинка – двухлезвийного, оканчивающегося острым концом, у которого сходятся оба лезвия. При этом надо отметить, что клинок этот может быть прямым, с рукоятью, прикрепляемой к клинку строго параллельно продольной оси клинка, или изогнутым. С давних пор для поражения противника наряду с ножами применялись и кинжалы. В XVI – XVII веках в фехтовальных школах Италии и Испании в дополнение к рапире стали использовать кинжал, который служил для вооружения левой руки. Этот способ фехтования быстро распространился по всей Европе[48].
Следует отметить, что в 1904 году был официально утверждён тип холодного оружия (кинжал), применявшийся казаками уже несколько десятилетий. Это оружие, заимствованное у горцев, с течением времени подвергалось лишь несущественным изменениям, не затрагивающим конструктивные основы. Приказ по военному ведомству 1871 года за № 380, устанавливавший форму обмундирования и снаряжения Кубанского и Терского казачьих войск, очень определённо описывал холодное оружие: « Кинжал должен быть азиатский с произвольною оправою, привешиваемый к поясу, а шашка азиатского образца с произвольною отделкою». При опускании острия шашек и кинжалов на железный лист клинки пробивали его без малейшего для себя вреда. При рубке меди и железа отлично зарекомендовали себя лезвия, не получившие ни помятостей, ни зарубок[49]. Производство ножей было сосредоточено главным образом в Чечне и на Кумыкской плоскости. Лезвие дорогих сортов кавказских ножей сваривалось из мелких кусков ржавых гвоздей и затем хорошо прокаливалось особым способом[50].
Кинжалы – традиционное вайнахское оружие. Наиболее древние кинжалы были обнаружены около с. Сержень-Юрт и с. Зандак. Эти предметы, относящиеся к VIII в. до н.э., были изготовлены из железной заготовки и подвергнуты целенаправленному цементированию поверхности. Стоит отметить, что сам процесс искусственного получения стали в начале железного века, был достаточно трудоемким. Для получения науглероженного слоя толщиною 5 мм. необходимо было выдержать предмет при нагревании в течение 9 часов при температуре 910 градусов[51]. До XIX в. кинжалы чеченцев были широкими (до 7-9 см.) и длинными (до60 см), имели ребристую поверхность и заканчивались длинным острием. Кинжалы с удлиненным и тонким острием называли «противокольчужными». С середины XIX века и особенно после окончания Кавказской войны кинжалы стали меньше изящнее.
Кинжал носил каждый мужчина, начиная с 14-15 лет. Конечно, очень престижно было иметь хороший кинжал, например такой, чтобы одним ударом можно было рассечь бурку на две части. О существовании уникальных по прочности клинков свидетельствовал Г.А. Вертепов: «…В Сунженском отделе мне удалось видеть кинжал известного мастера… лезвие его, с одной стороны обыкновенное, с другой зазубрено в виде пилы, которою свободно можно было распиливать самую крепкую сталь. Закалка этого кинжала была настолько хороша, что не поддавалась слесарным инструментам, и когда владелец задумал снять зазубрины, пришлось «отпустить» клинок, в ущерб его прочности. Подобные клинки встречаются теперь как большая редкость…»[52].
С начала XVIII века и до начала XX века распространен был особый, кавказский тип кинжала – с прямым лезвием. У ингушей и чеченцев это оружие достигало значительных размеров – шириною «в четыре пальца» и длиной до 70 см.[53]. В городе Грозном выделывали кинжалы, достигавшие иногда длины 1,2 метра и напоминавшие мечи[54]. Кинжалы использовались не только в бою, но и в быту, а также при устройстве оборонительных сооружений. Благодаря конструкции рукояти кинжала, кинетическая энергия удара увеличивалась примерно в 1,6 раз. При рытье траншей горцы использовали только кинжалы и небольшие деревянные лопаточки. Традиция подвешивания кинжала на середине живота восходит к началу I тыс. до н.э.[55].
Специфической чертой чеченских кинжалов и отчасти шашек является украшение клинков гравировкой, а иногда и инкрустацией – растительным и геометрическим орнаментом, арабскими надписями – изречениями из Корана. Гравировкой иногда покрывали всю поверхность клинка. Нередко мастера писали свои имена гравировкой или инкрустацией, иногда штампом выбивали клеймо со своим именем. Украшение оружия серебром не было распространено в Чечне, господствовал строгий стиль: рукоять из рога или кости, ножны, оклеенные черной кожей с железным устьем, обоймицей, наконечником. Многие мастера – клиночники сами делали прибор к своим шашкам и кинжалам[56].
Аул Джигурта приобрел известность как один из центров производства холодного оружия в XVIII – XIX вв. Оржейным делом в селении занималась только одна семья – Рашидовы. Мастера оружейного дела Рашидовы сами изготавливали для своих изделий рукояти из рога буйвола, моржовой и слоновой кости. Рукояти делались двух видов: цельные и составные. Ножны обтягивались черной кожей, прибор – металлической, наконечник спрятан под кожу, виден только шарик. На клинках работы Махмада Рашидова имеются, кроме клейм, надписи, выполненные инкрустацией из медной проволоки. У Рашидовых было клеймо (мохар) в виде кувшинчика; на дне клейма имелась медная пластинка с выбитым именем мастера. Благодаря высокому качеству клинков, Саид Рашидов стал одним из лучших поставщиков оружия для армии Шамиля, для мюридов и наибов имамата. После окончания Кавказской войны Саид и Махмад, а затем и их потомки выполняли заказы для Терского казачьего войска. У них был очень выгодный заказ на клинки шашек «Терсмаймал». Рашидовы имели постоянных украшателей оружия. На клинках они часто изображали солнце; ножны были с солярными знаками. Орнамент схож с украшением безворсовых ковров «истанг». Мужские чеченские пояса для ношения кинжалов украшали очень редкой техникой – золотой насечкой по серебру на черневом фоне[57].
После строительства Северо – Кавказской железной дороги мастера в качестве сырья стали использовать вагонные рессоры, которые подвергались, по выражению мастеров, «процессу очищения». Рессоры разрезались на полосы и погружались в состав, состоящий из соли, чеснока, серы, помета водоплавающих птиц и других компонентов. Этот состав содействовал ускорению процесса коррозии. Затем металл прокаливали и вытягивали, сворачивали в спираль, а затем снова превращали ее в полосу и помещали в прежний состав. Эти процедуры повторяли многократно, пока не добивались нужного результата. Некоторые мастера использовали для закаливания уголь, полученный из белой древесины[58].
До недавнего времени были известны имена лишь 14 чеченских оружейников. В 1995-1998 гг. И.А. Асхабов обследовал селения, которые в прошлом были известны как центры оружейного производства. Опросом потомков мастеров и старейших жителей селений он восстановил имена еще 157 мастеров, составив список из 171 человека. Но этот список, конечно, не полон: во время депортации 1944 г. и в современной Чеченской войне погибли и потомки мастеров, поэтому некому вспоминать имена своих предков. Известным центром кузнечного мастерства было селение Старый Юрт (с. Дайкур – аул). С этим селением связаны имена известных мастеров холодного оружия Муртаза – Али и Чиллы. По рассказу внука Чиллы, он был уже известным клиночником, когда примерно в 1890-1893 гг., переехав во Владикавказ по совету одного офицера – осетина, для которого он изготовил шашку и кинжал. Во Владикавказе Чилла открыл небольшую мастерскую и вскоре приобрел известность, особенно среди офицеров. Он выполнял заказы военных и гражданских лиц Владикавказа, Тифлиса, Петербурга. Чиллу, единственного мастера – оружейника, упомянул в «Очерках кустарных промыслов Терской области» Г.А. Вертепов, отметивший, что во Владикавказе «…известен некий Чилли, кинжалы которого с вороненым лезвием обладают необычайно высокими достоинствами, однако малодоступны по цене (от 15 до 25 руб.) и поэтому не находят себе широкого сбыта»[59].
В Дарго работали пять семейств оружейных мастеров: Авторхановы, Велиевы, Исаевы, Мунциговы, потомки Геты. Один из мастеров рода Авторхановых, Сабар (род. В 1855 г.) кроме клинков изготавливал револьверы системы Наган и Кольт[60]. Старожилы из села Дарго называют мастеров своего селения, делавших ружья для армии Шамиля – это мастер Гета (1790-1895) и его сын Дуска (1815-1895). Особенно славился Дуска, его называли одним из лучших мастеров не только в Чечне, но и на всем Кавказе. Сторожилы рассказывали о запрете, наложенном Шамилем на продажу ружей Дуски противнику под страхом смерти. Кроме ружей, Дуска изготавливал пистолеты. Сохранилось одно ружье Дуски. Его ствол выполнен из дамасской стали. В тот же период в Дарго работал мастер по имени Бетирха (1820-1925), также изготовлявший ружья и пистолеты.
В селе Большие Атаги проживали мастера Мута (род. в 1830 г.) и его сын Гапа, называемый Муты Гапа (1850-1943). Гапа, как и его отец, делал ружья и пистолеты, но когда спрос на кремневое оружие упал, стал делать холодное оружие. В Атагах проживала семья Магомедовых, которые, будучи в основном мастерами холодного оружия, изготавливали также замки для ружей и пистолетов[61]. В Ауховском районе, в селе Шир - Юрт особенно был известен мастер Кадыр (сер. XIX в.) и три его сына, делавшие кроме холодного и огнестрельное оружие[62].
Первый музей в Чечне открылся в ноябре 1924 года. Это был Окружной музей Грозненского отдела народного образования. Основ его фондов составило собрание оружия древних времен и периода Кавказской войны XIX века: шамилевские ружья, пистолеты, ценнейшие коллекции древнеперсидского и русского вооружения (кольчуга, мечи, копья, щиты, самострелы и т.д.), предметы культа, быта, декоративно – прикладного искусства и художественных промыслов чеченского и других народов области[63]. Во время Северо-Кавказской историко-бытовой экспедиции, проводившейся Историческим музеем в 1936-37 годах, в селе Цонторой была приобретена польская сабля 1614 года, в селе Дарго членам экспедиции показали венгерскую (XVIII в.) и немецкую (XIX в.) сабли. Обычно, в ходе боевых действий, иностранные клинки снабжались рукоятками местной работы[64]. В конце XIX века широкое распространение среди вайнахов получили клинки дагестанского типа, характерными признаками которых являются более внушительные размеры, ромбовидность в сечении и по одному желобку, расположенных не на одной линии. Кинжалы эти были широко известны среди чеченцев. Отличны от них традиционные вайнахские кинжалы, которые единичны, более легки, в сечении имеют более сложный рисунок, два или более желобков на плоскости[65].
Оружие народов Кавказа получило высокое признание и на мировом уровне. Так, оружие, изготовленное Амирхановым Абитой (с. Андреевское), экспонировалось в русском отделе Парижской выставки. Его шашка была оценена в 20 рублей, кинжалы в 8,10,35 рублей, кинжальные ножи в 80 рублей[66]. Несмотря на то, что выставки в целом готовились достаточно традиционно, на них проявлялись и некоторые новые тенденции общественной жизни. По примеру Парижской всемирной выставки 1867 года, впервые широко отразившей жизнь колоний, на Петербургской выставке были выделены разделы Кавказа, Туркестана, Сибири. Разделы национальных окраин знакомили посетителей с природными ресурсами этих территорий, этнографией коренных народов.
В пореформенный период в отечественную выставочную практику впервые вошли многие новые элементы: организация учебного дела и территориальных отделов; привлечение к подготовке выставки научных организаций, создание на местах губернских вспомогательных комитетов; усиление наглядности и обучающих возможностей экспозиций путем демонстрации, наряду с готовыми изделиями, самого процесса изготовления; приглашение для знакомства с выставкой представителей иностранных держав; возвращение на всероссийскую промышленную выставку ремесленной продукции, устройство публичных лекций, экскурсий и т.п.[67].
В настоящее время в Государственном Этнографическом музее, в особой кладовой хранится изумительной красоты и филигранного качества кинжал с ножнами, изготовленный кистинским мастером. Самым удивительным в этом великолепном холодном оружии является изображение маленькой поющей птички прямо на конце желобка (для стока крови) его стального лезвия. Таким образом человек, изготовивший смертоносное оружие – воспевал жизнь. Заслугой Этнографического музея является бережное отношение к народному творчеству кавказских горцев. В 1904 году этим музеем была организована экспедиция на Кавказ, в результате которой из Урус – Мартана в Петербург доставили: лук, ткацкий станок, прибор для выбивания огня из кремния, кузнечные инструменты, серп для кукурузы, бурав, ножницы, мебель, войлочные ковры. Следующая экспедиция отправилась в Терскую область в 1907 году. С.А. Гатуев привёз в Этнографический музей следующие чеченские вещи: серьги серебряные, перстень женский с арабской вязью и перстень мужской; музыкальные инструменты, железный таганок, металлические «кошки» для лазания по деревьям, маслобойку, ошейник, бурку, чётки. В 1978 году Этнографический музей командировал В.А. Дмитриева в ЧИАССР для сбора предметов обихода конца XIX-нач.XX вв. В результате этой экспедиции коллекция музея пополнилась многими ценными чеченскими вещами. В Ленинград были доставлены: серп, маслобойка (с. Герменчук нач.XX в.), шумовка из лужёной меди и железа (с. Мехкеты кон.XIX в.), кружка из меди с узором (с. Ведено XVIII в.), чашка керамическая (с. Мехкеты XIX в.), черпак из дерева (с. Хани-Кала XIX в.), доска молотильная (с. Ихорой), кумган из лужёной меди (с. Ведено кон. XIX в.)[68].
В собраниях разных музеев встречаются клинки кинжалов, подписанные по – русски «Чилла». Иногда это же имя передано в арабской графике. Изделия Чиллы в народе назывались «Чилли буолат», то есть лучшая сталь Чиллы. Однако, Чилла не производил выплавку стали; он получал готовую сталь от русских и чеченцев, привозивших ее из Дамаска; выковывал из нее изделия и особым способом закаливал. Эта закалка и придавала стали особые качества. У Чиллы, единственного из владикавказских мастеров, покупала клинки фирма Зинаиды Коджоянц, обычно выписывавшая клинки из-за границы. Известно, что Чилла подарил шашку и кинжал начальнику Терской области. Затем такой же комплект он изготовил для наместника Кавказа князя Воронцова – Дашкова, а потом и для Николая II. За высокое качество работы он получил в награду от начальника Терской области позолоченный чайный сервиз и право ношения огнестрельного оружия; от Воронцова – Дашкова – золотой медальон с цепью, а от императора – золотые швейцарские часы с надписью «Известному кавказскому мастеру по изготовлению холодного оружия Чилле Муртазалиеву»[69]. Другому российскому императору – Александру III в 1888 году, во время его поездки по Кавказу, был подарен комплект оружия, который в настоящее время хранится в двух музеях – Российском этнографическом музее в Петербурге и в Гатчинском арсенале. В этнографическом музее хранится шашка, на рукояти и клинке которой имеется арабская надпись, переводимая следующим образом: «Это Величайшему Императору Александру III по случаю прибытия его на Кавказ в 1888 году от жителей Чечни, от избытка радостной любви сердец. Работал Якуб Муаин Астамар». В Гатчинском музее хранится шашка, ружье и пороховница, поднесенные императору[70].
Чеченские всадники обыкновенно были вооружены кинжалами, шашками, пистолетами, а некоторые и ружьями. Среди взрослых были и мальчуганы лет 10-12 с длинными кинжалами или пистолетами за поясом. Странный контраст с этими вооружёнными хозяевами плоскости составляли «пришельцы» – русские солдаты. Нередко человека по два, по три пробирались они из одного укрепления в другое. «Оружия никакого. Расстёгнутый, в одной рубахе, плетётся себе спокойно, будто в своей родной сторонушке, в Тамбовской или Вятской губернии» – свидетельствовал краевед Н. Семёнов. Чеченцы сотрудничали с воинскими гарнизонами. Они часто передавали свои покосы расположенным вблизи войскам с тем, чтобы половина скошенной травы составляла плату за труд солдат, а другая поступала в пользу хозяев[71].
После завершения Кавказской войны чеченское население не стали разоружать из-за опасений всеобщего восстания. Выборочно некоторые сёла разоружали, в наказание за возмущение или из-за страха перед восстанием. Так, в1889 году для конфискации оружия к селу Старый Юрт пришлось выдвинуть два батальона и два эскадрона[72]. В Терской области, при наместнике на Кавказе князе Г.С. Голицыне, были обезоружены и лишены права ношения оружия жители чеченских сёл: Дышни – Ведено, Кени – Юрта, Кади -Юрта и др. В некоторых случаях жители сдавали оружие добровольно[73].
Одно из древних ремёсел – кузнечество – получило у чеченцев значительное развитие. Кузнецы почти во всех сёлах содержались на общественные средства. Сельское общество выделяло кузнецу из общественного фонда пай, предоставляло право выпаса скота на общественном пастбище, освобождало от натуральных повинностей, выплачивало хлебом – по две меры кукурузы – или же деньгами – по 50 копеек с каждого двора. Кузнецы были в каждом селении: в горных – по 1-2 кузнеца, в больших равнинных доходило и до 5[74].
Обычно кузнец не только изготовлял новый или чинил старый нехитрый хозяйственный инвентарь сельчан, но и занимался слесарным ремеслом. В конце XIX века по количеству кузнецов первое место в Чечне занимал Грозненский округ, где их работало 137 из 918 по всей Терской области[75].
[1] Чурсин Г.Ф. Культ железа у кавказских народов. // Известия Кавказского Историко-археологического института. Т.VI. – Тифлис,1927. – С.61.
[2] Очерки истории Чечено-Ингушетии. Т.1. – Грозный,1965. – С.10.
[3] Каталог коллекций Кавказского общества сельского хозяйства. – Тифлис,1876. – С.57.
[4] Казначеева Т.П. Эстетическое влияние горской материальной культуры на культуру трудового казачества Северного Кавказа. // Ставропольский Педагогический институт. Учёные записки. Некоторые вопросы кавказоведения. – Ставрополь,1971. – С.191-193.
[5] Казиев Ш.М., Карпеев И.В. Жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. – М.,2003. – С.232.
[6] Чернышев П.П. Отчет общества организаций путешествий учеников Тверской гимназии за 1911-1912 гг. Экскурсия на Кавказ под руководством директора гимназии. – Тверь,1912. – С.22.
[7] Френкель А.С. Средства для борьбы с разбоем на Кавказе. – Тифлис,1898. – С.12.
[8] Асталов В.А. Материальная культура чеченцев и ингушей в XVIII –XIX вв. (Историко – этнографическое исследование). Дис. …канд. ист. наук. – Грозный,2004. – С.165.
[9] Соснина Е.Л. Черный алмаз. Лермонтовский сборник статей // Лермонтовский текст: Ставропольские исследователи о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова: Антология: В 2 т. Т.2. – Ставрополь,2007. – С.342.
[10] Щербов – Нефедович А.О. Доклад о результатах командировки в Терскую область. – СПб.,1902. – С.46.
[11] Струков Д.П. Августейший генерал-фельдцейхмейстер вел. кн. Михаил Николаевич. Очерк жизнеописания Е.И.В. – СПб.,1906. – С.517.
[12] Кузнецов Б. Вопросы и ответы // Военная быль. – Париж,1969. – № 98. – С.48.
[13] Кусаинова Е.В. Традиции кочевых племен в русском боевом искусстве // Военно-исторический журнал – М.,2008. – № 3 (575). – С.37.
[14] Старинное оружие. Из собрания Государственного исторического музея. – М.,1993. – С.6-7.
[15] Гудаков В.П. Северо-Западный Кавказ в системе межэтнических отношений с древнейших времен до 60-х годов XIX века. – СПб.,2007. – С.462-463.
[16] Невский С.А. Правовое регулирование оборота оружия на Кавказе в XIX – начале XX века // Военно – исторический архив. – М.,2004. – № 9(57). – С.140-141.
[17] Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. – СПб.,2004. – С.150.
[18] Арефьев Б. Солдат империи. – М.,2003. – С.104.
[19] Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времён. Т.II. – М.,2001. – С .23.
[20] Тульский государственный музей оружия / Сост. Е.Е. Дроздова. – М.,2008. – С.20.
[21] Кавказ в сердце России. – М.,2000. – С.162.
[22] Известия о бывшем в Кавказе лжепророке Мансуре. // Россия и Кавказ – сквозь два столетия. – СПб.,2001. – С.10.
[23] Аствацатурян Э. Г. Оружие народов Кавказа. – СПб.,2004. – С.152.
[24] Лапин В.В. Армия России в Кавказской войне XVIII – XIX вв. – СПб.,2008. - С.79,81.
[25] Осипова М.Н. Великий русский реформатор фельдмаршал Д.А. Милютин. – М.,2005. – С.127.
[26] Сорокин А.Ф. Руководство к расположению и построению временных укреплений на Кавказе. – СПб.,1844. – С.3.
[27] Арефьев Б. Солдат империи. – М.,2003. – С.84.-85.
[28] Голицын Ю. Воленные реформы в России и дефицит госбюджета // Наша власть: дела и лица. – М.,2001. – № 2 (5). – С.61.
[29] Литвиненко Д.В. Артиллерийская промышленность России во втор. пол. XIX – начале XX века // Военно-исторический журнал. – М.,2008. – № 10 (582). – С.51-52.
[30] Салчинкина А.Р. Специфика боевых действий на Кавказе в 1817-1864 гг. глазами офицеров Отдельного Кавказского корпуса // Клио. – СПб.,2007. – № 1 (36). – С.74.
[31] Мальбахов Б.К. Российская демократическая мысль о колониальной войне на Кавказе // Вестник СОГУ. – Владикавказ,2008. – № 3. – С.81.
[32] Скиба К.В. Реформирование войск Отдельного Кавказского корпуса и казачьих частей в 1830-х гг.: к постановке вопроса // Вопросы южнорусской истории. Вып.14. – М., Армавир,2008. – С.44.
[33] Ф. фон-Климан. Пятисотлетие русской артиллерии. 1389-1889. – Тифлис,1889. – С.29,33.
[34] Мусхаджиев С.Х. Исламский узел Кавказской войны. Идеологические и политические аспекты освободительного движения на Северном Кавказе (кон.XVIII – перв. пол.XIX в.). – Майкоп,2006. – С.109-110.
[35] Лапин В.В. Россия и Кавказ… С.29.
[36] Очерки истории Чечено-Ингушетии. Т.1. – Грозный,1965. – С.61.
[37] История Чечни (XIX в.). – Грозный,2006. – С.21.
[38] Пешхоев С. – С.С. Оружие вайнахов (чеченцев и ингушей). – М.,2002. – С.13,15.
[39] Царскосельский музей с собранием оружия, принадлежащего Государю императору. – СПб.,1860. – С.196.
[40] Хасиев С.А. Об особенностях развития кустарных промыслов в Чечне в свете вайнахо-дагестанской хозяйственной интеграции в дореволюционном прошлом // Искусство народных художественных промыслов Северного Кавказа: вопросы истории и современного развития. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. 14-16 октября1986 г. – Махачкала,1986. – С.30.
[41] Наков Ф.Р. Черкесское (адыгское) клинковое оружие. : Дис. …канд. ист. наук. – Нальчик,2004. – С.38-39,96.
[42] Асхабов И. А.-Р. Искусство оружейных мастеров // Культура Чечни: история и современные проблемы. – М.,2006. – С.127-128.
[43] Государева Оружейная палата. – СПб.,2002. – С.23.
[44] ГИМ ОПИ. Ф.307. Ед.хр.8. Л.71.
[45] Чебриков С. Чеченское оружие. // Справедливость. – М.,2002. – №16-17 (117-118). - С.24.
[46] Дюма А. Путевые впечатления. В России. В 3 т. Т.3. – М.,1993. – С.321.
[47] Екельн Л. Джекнат и Бока. Чеченская повесть // Отечественные Записки. – 1843. – Т.31. – №11. – С.5.
[48] Устинов А.И., Портнов М.Э., Нацваладзе Ю.А. Холодное оружие. – М.,1994. – С.34.
[49] Фролов Б.Е. К вопросу о разработке образца шашки и кинжала для кавказских казачьих войск. // Древности Кубани и Черноморья. Кн.1. – Краснодар,1993. – С.146.
[50] Вертепов Г.А. Очерки кустарных промыслов в Терской области. // Терский сборник. Вып.4. – Владикавказ,1897. – С.11.
[51] Эрлих В.Р. Северо-Западный Кавказ в начале железного века: протомеотская группа памятников. – М.,2007. – С.21.
[52] Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. – СПб.,2004. – С.145.
[53] Мальсагов М.С. Наследие Таргима. Документы. Фотографии. Литературные и научные труды. В 2-х книгах. Кн.1. – М.,2007. – С.182.
[54] Кавказов А. Промышленность, о которой мало кто знает. // Советский Северный Кавказ. – 1930. – №1. – С.30.
[55] Наков Ф.Р. Черкесское (адыгское) клинковое оружие. : Дис. …канд. ист. наук. – Нальчик,2004. – С.147-149,161.
[56] Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. – СПб.,2004. – С.146.
[57] Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. – СПб.,2004. – С.164-165.
[58] Аствацатрян Э.Г. Оружие народов Кавказа. – СПб.,2004. – С.163.
[59] Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. – СПб.,2004. – С.156,159,161.
[60] Асхабов И.А.-Р. Чеченское оружие. – М.,2001. – С.126-129.
[61] Асхабов И.А. – Р. Чеченское оружие. – М.,2001. – С.156-157.
[62] Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. – СПб.,2004. – С.154-155.
[63] Ксаев А. Чечня: годы и люди. – Грозный,2007. – С.11.
[64] Закс А.Б. Северо-Кавказская историко-бытовая экспедиция Государственного Исторического музея 1936-37 гг. // Труды Государственного Исторического музея. Вып. XV. Сборник статей по истории СССР. XIX в. – М.,1941. – С.167.
[65] Хасиев С.А. Об особенностях развития кустарных промыслов в свете вайнахо-дагестанской хозяйственной интеграции в дореволюционном прошлом // «Искусство народных художественных промыслов Северного Кавказа: вопросы истории и современного развития», регион. научно-практ. Конференция. – Махачкала,1986. – С.30.
[66] Указатель русского отдела Парижской всемирной выставки. – СПб.,1900. – С.102.
[67] Корепанова С.А. Выставочная деятельность в России в XIX веке (Промышленные и научно-промышленные выставки). Дис. …канд. ист. наук. – Екатеринбург,2005. – С.124,298.
[68] Народы Кавказа. Каталог – указатель этнографических коллекций. – Л.,1981. – С.24-25.
[69] Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. – СПб.,2004. – С.161.
[70] Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. – СПб.,2004. – С.146.
[71] Семёнов Н. Туземцы Северо-восточного Кавказа. – СПб.,1895. – С.5.
[72] Кривенко В.С. Очерки Кавказа. Поездки на Кавказ осенью 1888 года. – СПб.,1893. – С.15.
[73] Липранди А.П. Кавказ и Россия. – Харьков,1911. – С.39.
[74] Хасбулатова З.И. Народные промыслы чеченцев в XIX – нач. XX в. (по этнографическим материалам). // Лавровские (Среднеазиатско – кавказские) чтения 2000-2001 гг. Краткое содержание докладов. – СПб.,2002. – С.79.
[75] Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времён. Т.II. – М.,2001. – С.24.