Телеканал "Дождь" - единственная площадка для свободного выражения политических мнений на российском телевидении, а Михаил Козырев - одна из ведущих фигур на этом канале, повествуют в блоге на сайте The Wall Street Journal славист Кевин Плэтт (Пенсильванский университет) и предприниматель Карина Сотник. Российская политическая жизнь оказалась на распутье. Популярность Путина зависит от господства Кремля в СМИ. В этой ситуации "Дождь" - маленький островок нонкомформизма - находится, как и оппозиция вообще, в шатком положении, полагают авторы.
Плэтт и Сотник перечисляют основные вехи биографии Козырева: на радио пришел в США, где преподавал русский и делал передачу на студенческой радиостанции. В России устроился на ведущую радиостанцию "Радио Максимум" и вскоре сделался крупнейшим музыкальным промоутером, затем возглавил "Наше Радио" (медиаимперию, по терминологии авторов). Но затем совладелец проекта Борис Березовский был вынужден бежать из страны, а через несколько лет Козырев расстался со своей "стреноженной", как говорится в статье, компанией.
Несколько лет Козырев был не у дел из-за своего бескомпромиссного характера и былых связей с Березовским. В 2006 году его рискнули взять на "Серебряный дождь" ведущим ток-шоу. Козырев с самого начала участвовал в разработке концепции ТВ "Дождь", где является одним из основных ведущих, уточняют авторы.
Первоначально "Дождь" апеллировал к конкретной аудитории - молодым, продвинутым, активным пользователям интернета. "Программы на "Дожде" слегка дилетантские, но по контрасту с гладким, тщательно отредактированным и цензурируемым контентом на крупных российских каналах эта шереховатая спонтанность создает ауру неподдельности", - считают авторы. Производственные совещания и "разбор полетов" транслируются в прямом эфире, активно используются социальные медиа.
"10 лет назад российское телевидение было безумным, рисковым и занимательным. Ныне, спустя 10 лет сурового государственного надзора, крупные телеканалы стали затхлыми, предсказуемыми, пропагандистскими. Среди молодых россиян-горожан даже иметь в доме телевизор - немодно, а не то, чтобы его смотреть", - говорится в статье. "Дождь" задался целью вновь привлечь молодежь к телеэкранам.
Как показали последние 12 месяцев, деятели культуры типа Козырева, а также молодые хипстеры - целевая аудитория "Дождя", должны сыграть одну из решающих ролей в российской общественной жизни. Благодаря запросам аудитории первое место на "Дожде" заняла политическая тематика.
Когда "Дождь" только начал вещание, считалось, что молодым россиянам все равно, кто сидит в Кремле. "В декабре эти люди уничтожили миф - вышли в мороз на массовые митинги, протестуя против очевидных подтасовок на парламентских выборах", - говорится в статье.
Любопытно, что в 1998 году Козырев поставил Мэрдоку и Березовскому четкое условие: музыкальная империя не должна иметь ничего общего с политикой. "Его делом была культура. Но осенью прошлого года российская культура и Козырев вместе с ней вернулись в политику", - пишут авторы.
Плэтт и Сотник вспоминают, как стали свидетелями телемарафона "Свобода выбора", который прошел на "Дожде" 19 февраля. "Это был идеальный пример интеграции новых и старых медиа, а также модели выражения политических мнений, в которой ведущую роль играют деятели культуры типа Козырева", - сказано в статье. В течение 10 часов выступления музыкантов перемежались дискуссиями, вопросы поступали через сайт, социальные сети и по СМС, комментарии шли на экране в виде "бегущей строки".
"Нецензурируемые дебаты в прямом эфире между страстными гостями - вот то, что отличает "Дождь" от всех других российских телеканалов, и именно то, что в современном мире медиа делает его оппозиционным", - говорится в статье. "На общем фоне лжи правда начинает смахивать на оппозиционность", - заметила основатель "Дождя" Наталья Синдеева в интервью "Радио Свобода".
После избрания Путина политическая жизнь вошла в новую, более хаотичную и непредсказуемую фазу. "Невозможно предсказать, что готовит будущее телеканалу "Дождь", - пишут авторы. Команда Путина старается изобрести стратегии, которые ослабят политический потенциал социальных медиа и "Дождя". Возможны хакерские атаки, судебные иски, административные меры и экономическое давление.
"Но "Дождь" пользуется поддержкой значительных сил российского общества", - пишут авторы, отмечая, что в этом году Синдеевой и всему телеканалу вручили премию ТЭФИ.
"В чем-то взлет "Дождя" напоминает метаморфозу новостей на телевидении после новаторского освещения "Си-эн-эн" первой войны в Персидском заливе. Возможно, мы наблюдаем рождение нового, непокорного поколения телевизионных СМИ в "посткабельную эпоху", - заключают авторы.
Источник: The Wall Street Journal