Пресс-конференция после встречи двух президентов "на полях" саммита G20 представляла собой "мрачную картину, которая выражала разочарование обеих сторон", пишут СМИ. По ситуации в Сирии Путин не пошел на попятный, указав на неудачные примеры передачи политической власти в Египте и Ливии. По Ирану сошлись на том, что еще есть время для дипломатии. Обама не может позволить себе неверный шаг во внешней политике накануне выборов и вынужден балансировать.
В понедельник при личной встрече в Мексике Обама призвал Путина совместно попытаться добиться отставки президента Сирии Асада, сообщает The New York Times. После двухчасового разговора Путин все еще артачился, пишет Хелен Купер.
На взгляд журналистки, пресс-конференция после встречи представляла собой "мрачную картину, которая, казалось, выражала разочарование обеих сторон". "Охранники потратили несколько минут на то, чтобы спровадить журналистов из комнаты после того, как прозвучали заранее подготовленные заявления лидеров. Все это время оба президента оставались сидеть бок о бок, глядя прямо перед собой - никаких светских разговоров, никакого общения, вопреки обычному поведению глав государств перед телекамерами".
Во время беседы с Обамой Путин ссылался на неудачные, по мнению России, примеры передачи политической власти - случаи Египта и Ливии. Он также выразил обеспокоенность тем, что Запад не имеет убедительного плана относительно судьбы ряда враждующих фракций и этносов в Сирии после потенциальной отставки Асада.
Со своей стороны, Обама долго и детально заверял Путина, что США вовсе не хотят ссорить Россию с ее стратегическим союзником - Сирией.
Обама сообщил, что они с Путиным обсудили "общий подход" к ядерной программе Ирана и сошлись на том, что еще есть время для дипломатического решения проблемы.
"Первая встреча между этими яркими личностями в качестве глав государств пришлась на максимально тревожный момент", - заключает Хелен Купер, упоминая о текущих разногласиях между странами и зависимости войск США в Афганистане от российского коридора снабжения.
В Америке встреча Путиным и Обамой "на полях" саммита G20 рассматривалась как "тест" для президента США, который испытывает трудности с переизбранием и которого оппонент-республиканец Митт Ромни критикует за недостаток лидерских качеств при решении вопросов внешней политики, отмечает автор комментария в Le Temps. "Россия вооружает смертоносный режим в Сирии, препятствует международным санкциям против Ирана и сопротивляется усилиям США по целому ряду вопросов", - не устает повторять Митт Ромни, который считает Россию главным политическим противником США.
По мнению аналитиков, включение в программу переговоров Обамы и Путина таких спорных вопросов, как сирийский кризис, американская система ПРО в Европе, иранская ядерная программа и Афганистан, могло привести как к заявлениям о новом сотрудничестве, так и к открытой конфронтации. Учитывая тяжелую экономическую ситуацию, Обама не может позволить себе неверный шаг во внешней политике, пишет автор статьи Александра Женесте. Он вынужден балансировать между необходимостью сохранять твердую позицию в отношении Путина и стремлением получить его поддержку по вопросу передачи власти в Сирии по йеменскому сценарию.
По итогам встречи главы двух государств подписали совместную декларацию, сообщает издание. Обама надеется, что безразличие американцев к вопросам, волнующим остальной мир, сыграет ему на руку в ходе выборов, замечает журналистка.
Сирийский кризис и иранская ядерная проблема, которые обсуждались в ходе встречи Обамы и Путина, кажутся тесно связанными, хотя западные страны стараются отделить один вопрос от другого, пишет Le Monde. Нежелание России принести в жертву Башара Асада рассматривается западными странами не только как отказ от вмешательства во внутренние дела Сирии, но и как возможность для Москвы укрепить связи с Ираном, говорится в статье. Россия не жаждет, чтобы иранский режим подошел слишком близко к получению ядерного оружия, однако разделяет его враждебность к присутствию США в Заливе или на южных рубежах бывшего СССР. Западные страны предостерегают Москву от опасного развития событий, которое может привести к региональному конфликту. Такая напряженная обстановка стала испытанием для политики "перезагрузки", объявленной Обамой, пишет обозреватель.
Запад не верит в способность России одновременно изменить положение дел по ядерной проблеме Ирана и ситуацию в Сирии, однако в обоих случаях необходимость избежать внешнего военного вмешательства ведет к тому, что Россия стала рассматриваться как "план Б", говорится в статье. Однако Россия испытывает трудности с выработкой стратегии по выходу из кризиса. Уступки, которые хочет получить Москва за свою помощь, стали предметом обсуждения. За несколько дней до встречи Путин подтвердил также свое недовольство программой НАТО по ПРО, добавляет издание.
Президенты Владимир Путин и Барак Обама на первой встрече после вступления Путина в должность, состоявшейся в кулуарах саммита "большой двадцатки" в Лос-Кабосе (Мексика), в совместном заявлении потребовали перемирия в Сирии, пишет Handelsblatt, утверждая, что они нашли "точки соприкосновения".
Сообщается, что и США, и Россия поддерживают усилия ООН и посредника Кофи Аннана, а также Лиги арабских государств по поиску решения. В общем заявлении говорится, что народ Сирии должен распорядиться своим будущим независимо и демократически.
Президенты также выделили общие моменты в отношении спорной ядерной программы Ирана. По словам Обамы, оба лидера придерживаются мнения, что еще осталось время и пространство для дипломатии, а в общем заявлении говорится, что Иран имеет право на использование "мирного атома", но должен приложить серьезные усилия, чтобы убедить мировую общественность в мирных целях своей ядерной программы.
Что же касается планов США по противоракетной обороне в Европе, они по-прежнему вызывают существенные разногласия с Россией, говорится в редакционной статье.
"Саммит G20 - возвращение Путина на международную арену. Россия, как и Китай, имеет право вето в Совбезе ООН и поэтому оказывает решающее влияние в вопросе о более решительных действиях мирового сообщества против сирийского режима. При этом Китай в некотором смысле прячется за спиной России", - пишет немецкая газета.
В статье также упоминается, что Россия для защиты базы ВМФ в Тартусе отправила в Средиземное море два тяжелых военных корабля с морской пехотой на борту. "Из-за кровавого конфликта Россия боится потерять свою базу", - полагает Handelsblatt.
Между тем итальянское издание Il Sole 24 Ore, сообщая, что к берегам Сирии направляются большие десантные корабли российских ВМФ "Николай Фильченков" и "Цезарь Куников", высказывает мнение, что "русские не исключают возможности падения режима Асада и готовятся эвакуировать соотечественников и секретную военную технику из Тартуса".
"Отправку российских кораблей в Тартус можно считать первым серьезным сигналом ослабления режима Асада или же свидетельством того, что ситуация в Сирии может еще больше ухудшиться", - говорится в статье. В связи с этим западные и арабские страны готовят планы по обеспечению сохранности сирийских арсеналов химического оружия, которое в случае поражения преданных режиму войск может оказаться в руках террористических групп, в том числе и "Аль-Каиды".
The Washington Times передает, что американский сенатор Джон Маккейн критикует Россию за поддержку Сирии. Россия выделила два военных корабля и отряд морских пехотинцев для укрепления морской базы в сирийском порту Тартус, а также отправляет противокорабельные и зенитные ракеты, чтобы помочь Асаду защищать свой режим, и "это нечестная борьба", заявил Маккейн в понедельник.
"Госсекретарь США Клинтон на прошлой неделе обвинила Россию в отправке режиму Асада ударных вертолетов", - напоминает автор статьи. Россия утверждает, что только восстановила и вернула вертолеты, проданные Сирии ранее.
"Даже если это старые вертолеты и Асад отправил их в Россию, чтобы восстановить их с смыть с них кровь, большой разницы нет", - сказал Маккейн и призвал не откладывать военную интервенцию в Сирию.