Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

На переговорах по иранской проблеме никто не хотел уступать

shesterka

Западная пресса освещает текущие переговоры "шестерки" (США, России, Китая, Франции, Великобритании и Германии) с Тегераном, касающиеся ядерной программы Ирана. Очередной раунд этих переговоров начался вчера в Москве.

"На острых переговорах об иранской ядерной программе, проходящих в Москве, все стороны уперлись" - сообщает в заголовке The New York Times, подводя итоги первого дня переговоров. Тегеран дал понять, что готов прекратить обогащение урана до 20%-го уровня, но требует признать его право обогащать уран в принципе, а также аннулировать санкции ЕС и США, поясняет журналистка Эллен Барри.

Но в понедельник страны "шестерки" не стали заверять Иран, что его условия будут выполнены. Правда, "шестерка" предлагает свой пакет стимулов, в том числе поставки запчастей для гражданских авиалайнеров и топлива для некого иранского реактора. "Обещано дальнейшее смягчение санкций взамен на конкретные действия Ирана", - говорится в статье.

По мнению аналитиков, "шестерка", возможно, согласится смягчить одну из санкций - запрет европейским страховым компаниям страховать суда, перевозящие иранскую нефть в любой точке планеты. Против этой меры в мае возражала Великобритания - центр морского страхования, отмечает автор.

Санкции против Ирана "могут быть смягчены только в ответ на реальные перемены на местах, поэтому 1 июля санкции ЕС, несомненно, вступят в силу", заявил Майкл Мэнн, пресс-секретарь верховного комиссара ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон, которая руководит переговорами со стороны "шестерки".

Между тем срыв переговоров увеличит риск новой войны на Ближнем Востоке, полагает издание.

"Иранские СМИ описали московские переговоры в нелестном свете, агентство "Фарс" сообщило: судя по всему, западные державы не заинтересованы во всестороннем решении проблемы", - говорится в статье.

Между тем Запад уверен, что санкции заставили Тегеран сесть за стол переговоров. Он грозится еще сильнее надавить на иранскую экономику.

"План переговоров с Ираном о ядерной программе в Москве, от которого выигрывают все" - так назвал свою статью в The Christian Science Monitor Мухаммад Сахими, профессор Университета Южной Каролины. "Если "шестерка" будет упорно придерживаться жесткого курса в отношении Тегерана, переговоры в Москве обречены. США и их союзники должны осознать, что у обеих сторон есть и факторы, сковывающие их действия, и "козыри", которые можно разыграть", - пишет он.

Хашими рекомендует следующее:

Для начала Иран должен прекратить обогащение урана до уровня 19,75%. Взамен ЕС снимет санкции с компаний, страхующих перевозки иранской нефти, и, как минимум, приостановит санкции в отношении ЦБ Ирана.

Второй этап: Иран передает свои запасы урана, обогащенного до 19,75%, России или Франции для переработки в ядерное топливо. Взамен "шестерка" гарантирует поставки ядерного топлива.

Третий этап: Иран вновь начинает соблюдать Дополнительный протокол к своему соглашению с МАГАТЭ, который позволит агентству инспектировать все иранские объекты, а также соглашается информировать МАГАТЭ обо всех новых ядерных объектах, как только решено их построить. Взамен страны "шестерки" отменяют санкции в отношении иранской нефти.

Финальный этап: Иран соглашается никогда не хранить на своей территории уран, обогащенный до 19,75%, а также сократить количество уранообогатительных комбинатов и центрифуг. Взамен "шестерка" заявляет, что Иран вправе производить низкообогащенный уран, и постепенно снимает экономические санкции.

Тегеран следует также пригласить на переговоры о сирийском кризисе, считает автор. Заявление госсекретаря Клинтон, что делать этого не следует, он называет "близоруким". Если США привлекут Иран к урегулированию сирийского кризиса, это поможет 1) проявить к Ирану уважение, которого он жаждет; 2) предотвратить межконфессиональную войну в Сирии; 3) укрепить позиции умеренных в Иране.

"Что случится после переговоров с Ираном о ядерной программе?" - вопрошает заголовок в блоге на сайте The Washington Post, который ведет обозреватель Дженнифер Рубин.

Автор не верит в успех санкций в отношении Ирана: "Иран уже очень далеко зашел". Она советует "ужесточать санкции в надежде, что они подорвут позиции нынешнего режима и толкнут некоторые слои иранцев к союзу с "Зеленым движением".

Но вариантов мало. Если Иран не согласится на инспекции или Обама не смирится с появлением ядерного оружия у Ирана, то либо Израиль, либо США "выступят в защиту резолюций международного сообщества и в качестве гаранта безопасности Запада", как пишет автор.

Поскольку Обама не применяет силу к Сирии, удар будет нанесен Израилем. "Таковы будут жалкие плоды апатичного подхода США к главной угрозе нашей безопасности", - замечает автор.

"Запад сокращает ядерные боезаряды и параллельно ведет переговоры с Ираном" - так озаглавлена статья в другом блоге на сайте The Washington Post, написанная Ольгой Хазан. Согласно докладу Stockholm International Peace Research Institute, Россия и США сейчас активно сокращают свои ядерные арсеналы. "Некоторые эксперты считают: эта тенденция укрепляет авторитет США, необходимый для предъявления требований к Ирану", - отмечает автор.

По данным института, 8 государств, о наличии у которых ядерного оружия известно ("США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан и Израиль" - сказано в статье), совокупно располагают примерно 19 тыс. единиц ядерного оружия. В начале 2011 года эта цифра составляла 20530 единиц, затем США и Россия сократили свои арсеналы на 500 и 1 тыс. боезарядов соответственно.

Однако в докладе говорится, что ядерные державы параллельно обновляют и модернизируют свои вооружения, отмечает автор.

"Соединенным Штатам пора бряцать саблями" - рекомендует в заголовке своей статьи в The Washington Times Томас Хенриксен, старший научный сотрудник Гуверовского института (Стэнфордский университет). Переговоры с Ираном в Москве следует поддержать "стальной демонстрацией силы", по выражению автора.

"Иран много лет угрожает своими ядерными амбициями миру на планете", - пишет автор. По его мнению, ни санкции США и ООН, ни "бесконечные переговоры и саммиты" не возымели никакого эффекта.

По мнению Хенриксена, именно демонстрация силы подействовала на Северную Корею в 1992 году, на Саддама Хусейна в 2002-м, а позднее на Каддафи. "Возможно, вторжение США в Ирак также повлекло за собой приостановку ядерной программы Ирана", - полагает автор.

Санкции, напротив, никак не помогали убедить режимы-изгои отказаться от ядерных программ, считает автор. "Жесткие высказывания в сочетании с убедительной угрозой военной силы - более надежный способ для дипломатов, чем голые санкции", - заключает он. Он призывает Обаму сделать жесткое заявление и поддержать его демонстрацией военной силы.

"ЕС заявляет: эмбарго в отношении иранской нефти не будет отсрочено" - гласит заголовок в The Guardian. Корреспондент Джулиан Борджер ссылается на слова Майкла Мэнна, пресс-секретаря Кэтрин Эштон.

"Мы, со своей стороны, представили конкретный набор предложений; иранцы представили ряд идей и проблем", - сказал Мэнн. "На этих переговорах мы должны продвигаться вперед. Нет смысла вести переговоры просто ради переговоров", - добавил он.

Между тем иранские официальные лица заявляют, что пакет предложений "шестерки", озвученный на предыдущем раунде в Багдаде, неприемлем, отмечает газета.

"Здесь на стол переговоров выложено то же самое, что и в Багдаде", - сказал Мэнн. ЕС не предлагает отсрочить свое нефтяное эмбарго: "это постановление, одобренное всеми 27 членами ЕС", сказал Мэнн. Но если на переговорах будет достигнут прогресс, возможны взаимные шаги, соответствующие уступкам обеих сторон.