Дамы, господа, друзья, братья!
Я от всего сердца приветствую участников конференции. Значение данной конференции трудно переоценить. Сегодня впервые за 100 лет народы Северного Кавказа имеют возможность обсудить свое будущее без России. За это я хотел бы поблагодарить украинский народ.
Я хотел бы коснуться в своем выступлении истории борьбы народов Северного Кавказа за свою свободу.
Когда экспансия России на Кавказ стала системной, то есть когда набеги и нашествия российских войск сменились планомерным наступлением на регион, северокавказские народы стали осознавать, что только объединенными усилиями они смогут противостоять этой рабовладельческой империи. Первую успешную попытку объединения северокавказских народов или, как их принято называть, горцев против наступающей Российской империи предпринял чеченец имам Мансур, начавший в 1785 году борьбу против российских захватчиков. Политолог и историк А.Г. Авторханов отмечает размах и масштабы этого движения в следующих словах: «Движение Имама Мансура и на деле объединило все племена Северного Кавказа – чеченцев, ингушей, дагестанцев, осетин, черкесов, кабардинцев. Некоторое время Екатерина II носилась даже с мыслью по рекомендации своих кавказских советников о прекращении войны с горцами, заключив с ними договор о независимости и дружбе, но вмешательство Турции в эту войну на стороне горцев сводит на нет планы о признании, ибо вполне допуская возможность кавказской независимости, русское правительство все же не было склонно отдать его под владычество турок».
Впоследствии попытку объединить народы Северного Кавказа против российской экспансии предпринял Бейбулат Таймиев, которому чеченский «сенат» (Мехк-Кхел) присвоил почетное звание Мехк-Да («отец страны», по смыслу – «глава страны», «предводитель»). О влиянии Бейбулата Таймиева на северокавказские народы свидетельствует, в частности, Пушкин, встречавшийся с ним в тот момент, когда чеченский «Мехк-Да» прибыл в ставку главнокомандующего на Кавказе графа Паскевича для переговоров: «Славный Бейбулат, гроза Кавказа, приезжал в Арзрум с двумя старшинами черкесских селений, возмутившихся во время последних войн. Они обедали у графа Паскевича… Приезд его в Арзрум меня очень обрадовал: он был уже мне порукой в безопасном переезде через горы и Кабарду».
После гибели Бейбулата Таймиева в 1832 году инициатива объединения северокавказских народов переходит к плеяде дагестанских имамов. Особенно впечатляющих результатов в этой политике достиг третий из этих имамов – Шамиль. Под руководством имама Шамиля объединенные силы чеченцев и дагестанцев вели борьбу за свою независимость вплоть до 1859 года, и только сосредоточив на Кавказе огромные силы, Россия смогла победить объединенное государство народов Чечни и Дагестана – имамат. Как свидетельствует российский историк Р.А. Фадеев: «Из 270 тысяч войска, неподвижно прикованного к Кавказу с 1854 до половины 1856 года, оборона Кавказа от внешних врагов, считая тут и все гарнизоны пограничных крепостей, занимала едва ли 70 тысяч человек; остальные 200 тысяч представляли бесплодную жертву, вынуждаемой от государства мюридизмом. При высокой стоимости войск на Кавказе, эти 200 тысяч равнялись для материальных средств государства, по крайней мере 500-м тысячам в России, т.е. почти всей массе наших действующих сил». Отмечу, что на завершающем этапе Кавказской войны численность российских войск на Кавказе была доведена до 320 тысяч.
Последний раз в XIX веке объединенные усилия освободиться от российских колонизаторов чеченцы и дагестанцы предприняли в 1877 году, во время восстания под руководством имама Алибека-хаджи Зандакского. Восстание длилось целый год и было подавлено российскими войсками с исключительной жестокостью, с применением захвата заложников, с массовым убийством мирного населения и тотальным уничтожением восставших селений.
Организованная и массовая борьба северокавказцев за свою независимость после подавления восстания Алибека-хаджи Зандакского сменилась т.н. «абреческим периодом», когда самые отважные представители народов региона небольшими группами и в одиночку мстили российской оккупационной администрации и их местным прислужникам за притеснения горцев. Особенно бедственным было положение чеченцев и ингушей, лишенных своих лучших и самых плодородных земель на равнине, розданных казакам и лояльным России деятелям. Чеченцам и ингушам приходилось арендовать у новых хозяев свои собственные земли за высокую плату. Именно в этот период по всей России прогремело имя бесстрашного чеченского абрека Зелимхана Харачоевского, в истинном смысле этого слова народного мстителя, наводившего вместе со своими соратниками ужас на российских военных чиновников и их местных прихлебателей.
Когда в России произошла Февральская революция 1917 года и в Российской империи были провозглашены некоторые свободы, с 1 по 8 мая (по новому стилю) на I-м Северокавказском Конгрессе был образован «Центральный Комитет Союза Соединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана», как временное правительство Северокавказского свободного государства. В сентябре того же года на II-м конгрессе была утверждена и временная конституция Северо-Кавказского государства. Когда же власть в центре была захвачена большевиками, Северный Кавказ 11-го мая 1918 года объявил о своей полной независимости и выходе из Российской Федерации, а уже 8-го июня 1918 года Северокавказская республика заключила дружественный союз с Турций, которая официально ее признала. Позже Северокавказская республика была признана и другими странами, входившими в коалицию центральных держав (Германия, Австро-Венгрия, Болгария).
Виднейшими деятелями Союза Горцев Северного Кавказа и Дагестана были: президент Тапа Чермоев, председатель парламента – Вассан-Гирей Джабаги, министр иностранных дел – Гайдар Баммат, министры: Пшемахо Коцев, Абдул-Рашид Катханов, Ахмет Цаликов, Алихан Кантемир, Айтек Намиток и другие. Все названные и неназванные деятели Союза Горцев являлись представителями всех северокавказских народов, проживающих от Каспийского до Черного морей.
Независимая Северокавказская республика была ненавистна русским имперцам всех мастей и политических окрасов, однако первый удар по ней нанесли не большевики, а Деникин. Провозгласив лозунг «Единой неделимой России», Деникин решил второй раз покорить Кавказ. Желание горцев устраивать свою государственную жизнь по собственному усмотрению Деникин воспринял как мятеж и посчитал своим долгом искоренить его любой ценой. Но даже он не знал, какую страшную цену ему придется заплатить. А.Г. Авторханов писал: «После серьезного сопротивления в Кабарде и в Северной Осетии, Деникин вступил на Чечено-Ингушскую территорию, но здесь он встретил такой отпор, какого не ожидал ни один из его генералов. Чтобы сломать сопротивление чеченцев и ингушей Деникин дотла сжег десятки крупнейших центров Чечено-Ингушетии – Экажево, Долаково, Алхан-юрт, Чечен-аул, Устар-Гардой, Гудермес, Герзель-аул, Старый-юрт и другие, это лишь вызвало чувство всеобщей мести в чечено-ингушском народе и сплотило его воедино в своей борьбе. Поэтому Деникин вынужден был вместо сосредоточения своих сил на войне с большевиками, в его походе на Москву, стягивать отборные части своей армии на войну против горцев (не менее трети своей основной силы Деникин должен был, как он признавал потом и сам, держать здесь) для того, чтобы потушить „бурлящий вулкан“ – так говорил Деникин о Чечено-Ингушетии того времени в своих „Очерках великой смуты“. Независимая республика Северного Кавказа пала и Деникин стал далеко неуверенным хозяином ее бывшей территории, но не народов».
Остальная армия Деникина без особого труда очистила от большевиков весь юг Российской империи, захватив Харьков, Полтаву, Киев, Воронеж и Орел. Но в последнем броске на Москву Деникину не хватило именно тех сил, которые завязли в жестоких сражениях в Чечено-Ингушетии, и белое движение потерпело поражение. Большевики победили и над всеми народами Российской империи опустился ужас бесконечного террора. Такой оказалась цена, которую заплатили Деникин и его генералы за бездумную идею «единой неделимой».
Тут нужно четко проговорить одну мысль. Российская империя не может существовать в режиме подлинной демократии. Как только в России провозглашаются демократические свободы, империя немедленно начинает разваливаться на куски. Чтобы сохранить империю от развала, центральная власть начинает политику подавления национальных движений, то есть политику жесткого диктата, репрессий и авторитаризма. И все возвращается на круги своя. И сколько бы ни колдовали российские либералы над этой проблемой, то есть, сколько бы они ни ухищрялись в стремлении установить в России демократию и при этом сохранить империю, это невозможно: всегда возникает необходимость чем-то пожертвовать – или империей для установления демократии, или демократией для сохранения империи. Не понимая этой очевидной данности, этой несокрушимой закономерности, российские либералы в изгнании устраивают какие-то съезды, провозглашают «демократические» декларации, но без решительного курса на демонтаж империи все эти декларации остаются пустой блажью: Российская империя, при ее сохранении, неминуемо раздавит любые ростки российской демократии.
В заключение своего выступления я обращаюсь к участникам конференции с предложением использовать исторический шанс и провести третий съезд народов Северного Кавказа, который объявит о начале процесса восстановления государственности Союза Народов Северного Кавказ.
Большое спасибо за ваше внимание.