Полторы недели назад состоялся большой форум, на котором лидеры чеченской диаспоры восстановили свое единство и подтвердили лидерство Ахмеда Закаева - премьер-министра Чеченской Республики Ичкерия в изгнании. Это дает большой шанс на восстановление системного чеченского сопротивления российской оккупации их страны и приближает время восстановления независимости Ичкерии. Через два дня после завершения форума в интервью КВ Ахмед Закаев рассказал: о неизбежной победе Украины над Россией, как шанс на освобождение для Чечни и других порабощенных народов российской федерации; о четырех батальонах, которые уже воюют вместе с украинской армией против военного нашествия московитов на Украину; о модели будущего раздела России и почему нашим западным друзьям и партнерам не стоит этого опасаться; о трибунале Чечни над Россией, который будет судить московитов за преступления со времен российской империи Романовых. По убеждению КВ, именно такой подход Украина должна применить к России, когда дело неизбежно дойдет до Нюрнберга-2.
Интервью состоялось 8 сентября. КВ и Ахмед Закаев общались на русском языке и, в качестве исключения из наших редакционных правил, публикуем текст разговора на русском.
KВ: Поздравляем Вас и Ваших соотечественников с годовщиной независимости Чеченской Республики Ичкерия, которой 6 сентября исполнился 31 год. Из этого 31 года вы 15 лет являетесь руководителем Ичкерии в экзиле. Это были трудные 15 лет, но 6 сентября состоялся большой форум, на котором ваши соотечественники пришли к единому консолидированному мнению. И, как говорят участники форума, теперь чеченцы в экзиле снова единый кулак, и вы вновь – общепризнанный лидер. Все верно?
Ахмед Закаев: Спасибо за поздравление. Несмотря на то, что наша страна 22 года находится под российской оккупацией, мы каждый год отмечаем этот день за пределами Чечни. К сожалению, наши соотечественники в Чечне пока не могут это делать.
По поводу форума. Он проходил с 4 по 6 сентября. Хочу внести ясность: это был не съезд, а именно форум, где собрались сторонники независимости Чеченской Республики Ичкерия, участники двух российско-чеченских войн и молодые люди, которые выросли, а некоторые родились в изгнании, и которым небезразлична судьба нашей родины.
Те 15 лет, о которых вы сказали. Да, они были очень сложные. Не столько потому что имели место некоторые внутренние разногласия, но потому что мир никак не хотел слышать нас. Продержаться столько времени, чтобы чеченский вопрос оставался в международной повестке дня, в повестке дня западных стран – это было очень сложно. Мы принимали участие в работе ОБСЕ, Совета Европы и прочих институтов Евросоюза. У меня были публичные, личные и конфиденциальные встречи, и нам все-таки удалось удержать ситуацию до 24 февраля 2022 года.
Трагедия, которая обрушилась на Украину, каким-то образом способствовала тому, что мир начал обращать внимание на трагедию Чечни. Возможно, даже некоторые украинцы, которые долгие годы считали нашу оккупацию внутренним делом россии, поняли, каково это – оказаться “внутренним делом россии”.
путин, когда начинал полномасштабную войну против Украины, тоже считал, что мир сочтет это “внутренним делом россии”. он долго готовил и российскую общественность, и международное сообщество к мнению, что Украина это недогосударство, украинцы – недонациональность, а что-то непонятное, что исконно Киев и Киевская Русь – это россия. Вы лучше меня знаете, как это делалось – манипуляции, спекуляции, массированная ложь.
И путин сам уверовал в то, что подготовил все необходимо, чтобы Украина стала “внутренним делом россии”. Но все эти восемь лет путин мотивировал украинский народ к борьбе.
Я был одним из тех, кто был уверен, что путин не начнет полномасштабную войну, что он блефует. Я допускал провокации в Донецке, в Луганске, но не допускал, что путин начнет такое полномасштабное вторжение в Украину, поход на Киев. Потому что я знал украинцев, как состоявшуюся нацию, которая почувствовала себя таковой. Идти против нации – это величайшая ошибка. Но путин уверовал в рассказы собственной пропаганды. И с этого дня, с 24 февраля, изменилось и отношение мира к чеченскому вопросу. Для нас это открывает новые шансы.
В чеченском обществе есть понимание, что победа Украины над россией – это шанс нашей свободы, шанс нашей независимости. Поэтому свободные чеченцы всецело поддерживают и будут поддерживать Украину – и как волонтеры, и как боевые единицы.
KВ: Сколько чеченских батальонов уже действуют в Украине?
Ахмед Закаев: Уже четыре батальона. Начиналось в 2014 году с одного батальона – имени Джохара Дудаева, моего товарища и сослуживца. Он был в моем подразделении в первую российско-чеченскую войну, я его представлял к наградам. Увы, он погиб еще в 2015 году.
Теперь я хочу вернуться к вашему вопросу о решении форума.
4,5, 6 сентября мы очень серьезно дискутировали относительно того, на какой основе, на какой платформе мы можем объединиться. Вы знаете, что у нас создались несколько политических центров: парламент, президиум правительства, есть те, кто придерживаются идеи Кавказского Эмирата, и мы – кто стоит на платформе Государственного комитета обороны – высшего органа государственной власти Чеченской Республики Ичкерия, созданного в 2002 году, и главой которого я являюсь. Этим было заложено основание на долгую перспективу войны с россией – для обеспечения правопреемственности на долгие годы, пока идет наше противостояние с российской федерацией.
Сейчас Государственный комитет обороны переименован в Государственный комитет деоккупации. Именно этот комитет принял решение 26 февраля начать формировать батальоны для поддержки Вооруженных Сил Украины. И с этого момента наши отношения с властью Украины тоже изменились. Как изменилось и отношение к нам. Мы сразу вышли на контакт с руководством Украины, на уровне военных ведомств заключили соглашение и на уровне этого соглашения начали формировать подразделения. И это тоже сыграло важную роль для нашей внутренней консолидации, проявившейся на форуме.
На форуме было принято решение, что именно структура Государственного комитета деоккупации на основе решения 2002 года, является фундаментом Чеченского государства. И было принято решение призвать всех объединиться именно на этой платформе.
KВ: Это можно назвать консенсусом?
Ахмед Закаев: Полагаю, что да. Теперь посмотрим, как себя поведут наши политические оппоненты. Но не думаю, что возражения будут сколь-нибудь серьезными.
Да и дискуссии – это нормально. И вы, и мы строим правовые государства, а не Северную Корею и не кадыровскую Чечню. Люди могут и должны иметь свое мнение, главное – не переходить на личности, дискредитируя самих себя и пятная таким поведением весь чеченский народ.
У нас всегда была оппозиция. Аслан Масхадов был в оппозиции к Джохару Дудаеву, Шамиль Басаев был в оппозиции к Аслану Масхадову. Но грязи не было никогда. Переход на личности и грязь начинаются тогда, когда люди не видят общую цель и не понимают реалии, которые складываются в мире. А не понимают реалии, потому что сами не участвуют в процессе. Люди, которые работают со мной, понимают, что происходит.
У нас есть почетные консулы во всех цивилизованных странах. Институт почетных консулов мы создали затем, чтобы привлечь иностранцев к работе нашего правительства. Это способствует тому, что мы налаживаем контакты с правительствами, в Палате Лордов восседал наш почетный консул.
26 ноября планируется Форум свободных чеченцев, что отражено в резолюции, создан оргкомитет, который будет работать с разными политическими течениями, чтобы унормировать все противоречия и ввести новых людей в состав будущего правительства Чечни.
Государственный комитет по деоккупации имеет право переизбрать руководителя, это заложено в наших правилах еще при Масхадове. Этот механизм позволяет сохранить правопреемственность и нормальную дискуссию. Потому споры стоит вести внутри себя, а не выносить на публику. Потому что демонстрация наших внутренних разногласий выгодна нашим противникам.
KВ: И российские спецслужбы все эти годы точно не спали и лили воду на мельницу внутренних разногласий.
Ахмед Закаев: Конечно.
KВ: Участники форума 4-6 сентября говорят, что такой консолидации не было с 2002 года.
Ахмед Закаев: Уточню – такой консолидации не было с 2007 года. Потому что провозглашение т.н. Кавказского Эмирата – это была операция российских спецслужб, которая внесла раскол в ряды чеченского сопротивления. Одни были настроены радикально-религиозно и поддержали это. Другие, кто строили нормальное государство, считали, что так ликвидируется наша правовая основа, чего и добивался путин все эти годы. Мы предотвратили раскол – парламент в 2007 году назначил меня премьер-министром.
Теперь мы все осознали, что раскол в 2007 году был ошибкой и необходимо вернуться к основе 2002 года, на которой мы стоим.
KВ: Верно ли понимать, что четыре чеченских батальона воюют вместе с нашими воинами против российских оккупантов на основании соглашения с руководством Украины? Потому как 27 февраля Вы сказали, что необходимо добиться легитимного статуса батальонов, чтобы не повторить нехорошие истории 2014 года.
Ахмед Закаев: Соглашение есть. Два из четырех батальонов уже воюют на основании этого соглашения. Два батальона, которые воюют с 2014 года, пока думают – входить в состав ВСУ или воевать в независимом статусе. Еще есть вопросы, которые должно решить руководство Украины.
Есть также вопросы, мы их сейчас решаем, относительно развития нашего легиона, который мы вместе с украинцами будем развивать и усиливать – Вооруженные Силы Чеченской Республики Ичкерия.
KВ: Хорошая новость. Потому что мы все помним слова Джохара Дудаева: “россия умрет, когда взойдет украинское солнце”. Еще в феврале, когда все висело на волоске, стало понятно, что российскую федерацию пора демонтировать, пора довести до завершения то, что началось в 1991 году, но потом остановилось – распад рф на национальные республики. Как Вы видите процесс демонтажа россии?
Ахмед Закаев: Демонтаж россии просто необходим. Победа Украины и стабильность в Европе и мире наступит только после демонтажа этой империи зла. Будет это несколько государств или несколько десятков государств – это вопрос метода и работы.
Да, есть опасения у некоторых стран – Франции, Германии и пр., которые все эти годы сидели на нефтегазовой игле. Тут вопрос: почему ресурсы, которые есть в рф, должны быть русскими? Они не русские, эти ресурсы принадлежат народам, которые живут на этой территории. И европейцам не стоит бояться исчезновения российской федерации как причины некоего грядущего энергетического кризиса. Все случится совсем наоборот!
Сегодня фашисты, рашисты используют эти ресурсы в качестве инструмента политического давления и лоббирования своих интересов, которые идут вразрез с интересами европейских стран. Когда произойдет демонтаж российской федерации, эти ресурсы будут принадлежать исконным народам.
Я сейчас работаю над экономической концепцией для этих регионов, что их ресурсы гарантированно и бесперебойно будут поставляться в страны ЕС. Поэтому не надо бояться того, что развалится “Газпром” (смеется). Деньги от продажи ресурсов пойдут не в карман путину и его клике, а на развитие свободных народов.
KВ: Страх западных стран перед распадом СССР 30 лет назад был вызван также ядерным потенциалом империи. Мол, проще, когда ядерные боеголовки в руках одного игрока, а не нескольких, поэтому денуклеаризация (атомное разоружение) рф идет рука об руку с демонтажем рф. Вы видите сегодня у западных партнеров опасения сродни страхам начала 90-х: что ядерное оружие окажется в руках у многих игроков?
Ахмед Закаев: Пока ядерная дубинка будет оставаться в их руках – проблема не будет решена окончательно. Но я не считаю, что сегодня денуклеаризация рф является проблемой.
Соглашение между США и СССР о ядерном разоружении положило начало процессу, который привел сегодня к тому, что американцы знают абсолютно все о ядерном потенциале рф – где какая шахта, где какие ракеты, где какие боеголовки и т.д. Все это находится под стопроцентным контролем. И поэтому, когда развалится россия, ничего не произойдет – ни с ядерным оружием, ни с химическим оружием, ни с бактериологическим оружием, ни со всеми видами конвенционального оружия.
Сегодня круг НАТО замыкается вокруг россии – Финляндия и Швеция вступили в Альянс. И это произошло, когда путин объявил войну Украине. Казалось бы, он начал войну, чтобы НАТО не расширялось на восток. Но получилось совсем наоборот. Когда Турция начала высказывать возражения против вступления Финляндии и Швеции в НАТО, Великобритания взяла эти страны под свою гарантию – и тема была закрыта.
Я не говорю, что денуклеаризация россии – это быстрый и простой вопрос. Но это задача для специалистов, которые знают все о ядерном и прочих военных потенциалах нынешней россии.
Западный мир осознал, что совершил колоссальную ошибку, когда в начале 90-х годов совершил денуклеаризацию Украины. Это надо было делать по другому.
KВ: Какой Вы видите государственную структуру будущего Северного Кавказа, Поволжья – вплоть до Урала? Сибирь и Дальний Восток пока не трогаем, хотя там тоже обещает быть очень интересно.
Ахмед Закаев: Самостоятельные национальные государства в границах ныне существующих территорий: Татарстан, Башкортостан и т.д.
Татарстан, например, до подписания федеративного договора 1992 года уже был признан субъектом международного права. Просто они пошли на подписание федеративного договора и тем самым подставили нас: если бы Татарстан не подписывал этот договор, то никакой войны в Чечне не было. Потому что россия тогда не была готова вести войну и с Татарстаном, и с Чечней.
Относительно Северного Кавказа. Мы, как нация, определились – у нас есть государство, которое находится под оккупацией рф. Но мы не исключаем какие--то интеграционные процессы с северокавказскими независимыми, суверенными республиками. А какая это будет форма – должны определить народы. Кавказская конфедерация, Северокавказская федерация или ассоциация – этот вопрос предстоит решить.
Все эти народы в 1992 году уже состоялись как суверенные государства. Ведь в федеративный договор они именно так и вошли – как республики, со своими Конституциями, своими границами.
Но через 10 лет федеративный договор не был продлен и случилась нынешняя история, когда москва – центр, а недавно полноправные члены федерации – захваченные колонии.
Но тут я должен обратить внимание на момент, который почему-то мало кто замечает. Я озвучиваю это в третий раз. путин подготовил еще более удобный для мира вариант расчленения россии. По сути, путин уже расчленил россию на восемь частей, девятую не буду брать во внимание, потому что это Крым.
KВ: Вы говорите о федеральных округах рф?
Ахмед Закаев: Это же не просто округа, разрисованные по карте. Это полноценные управленческие единицы – готовые субъекты, способные выделиться в самостоятельные. И они могут стать платформой для создания новых государственных образований. Если кого-то страшит распад российской федерации на десятки государств – можно начать с такого подхода.
И один из этих округов можно выделить как “новую россию”.
KВ: Как московию. И отдельно тогда поговорим о Кубани. Но здесь есть важный момент. Находясь десятки лет под оккупацией, пребывая в пропагандистском поле кремля, живущие там народы подверглись мощной промывке мозгов. И при освобождении от гнета российской федерации мы столкнемся с тем, что многие живущие там люди крепко поражены этой заразой. На примере Чечни вы видите такую проблему? И, если видите, какой должна быть гуманитарная политика исцеления от “русского мира”?
Ахмед Закаев: Ключ к решению этой проблемы – победа Украины. Победа Украины будет означать, что никакого “русского мира” больше не будет. Но даже сейчас приведу пример – страны Балтии находились под советской оккупацией более 60 лет и они успешно прошли этот путь избавления от советской заразы.
Чечня находится под оккупацией 22 года. Нашим согражданам, которая сейчас там, было бы много труднее, если бы не было нас – более 300 тыс. чеченцев, живущих в изгнании, но в свободных странах. Уже выросли два поколения, которые ментально свободны. И чеченцы, которые находятся здесь, каждый вечер пьют чай со своими родственниками в Чечне – видеосвязи. Они рассказывают друг другу, что у кого происходит и как дела.
Да, в российской федерации идет пропаганда. Но для нас она уже не так заразна, как была советская пропаганда, когда мы жили за “железным занавесом”. Для нас декоммунизация была более болезненной, чем будет депутинизация и декадыровизация. Мы пройдем этот путь в считанные дни.
Тем более россия будет уже другой – без центра, который диктует свои правила. Да, останется много агентуры. Но куда денется агентура в таких условиях, когда нет начальника?
KВ: Наверное, перевербуется.
Ахмед Закаев: Перевербуется!
Массы наблюдателей, которые сидят на диванах и заборах, мгновенно займут нашу сторону, как только рухнет нынешний режим и рухнет нынешняя российская федерация. Так всегда было и так будет, потому это наш потенциал, и потому я совершенно спокойно смотрю на этот вызов.
Если мы 70 лет сидели под советской пропагандой и выбрались из-под нее, создали свои государства, то сегодня это будет сделать значительно проще и легче. Тем более, в Чечне сегодня нет ни одной семьи, которая бы не пострадала от рашистов – как и в Украине. И это очень мощная мотивация, которую нельзя сбрасывать со счетов.
Вы не представляете, как сегодня чеченцы тяжело переживают, когда нас отправляют воевать против Украины.
KВ: Это кадыровщина.
Ахмед Закаев: Сегодня это кадыровщина. Тогда это была советчина. Одно и то же, по сути.
KВ: Скажите, что ждет Рамзана Кадырова и всех его приспешников?
Ахмед Закаев: Давайте я вам об этом не скажу (смеется).
KВ: Хорошо. Но Нюрнберг-2 для суда над руководством российской федерации и всеми пособниками рашизма – это не только про суд над нынешней россией. Это и про необходимость закрыть тему суда над тоталитарными режимами, что было начато в 1945-1949 годах нюрнбергскими трибуналами. Тогда Сталин был в числе победителей и он никак не мог оказаться со своими пособниками на скамье подсудимых. Сегодня путин и россия, как правопреемники Сталина и СССР, должны ответить за все преступления, включая преступления Российской империи.
Ахмед Закаев: Мы в этом вопросе – первопроходцы. Мы еще в 2018 году подали в Международный трибунал материалы по преступлениям россии. Не дождавшись рассмотрения этих материалов мы учредили Чеченский Национальный Трибунал, который будет рассматривать три этапа преступлений, совершенных россиянами против чеченского народа: царский, советский и ельцинско-путинский.
Будет это рассматривать Гаагский трибунал или не будет – но мы будем рассматривать эти вопросы.
Кто такой Кадыров? Кадыров – это Квислинг (премьер Норвегии, коллаборант с немецко-нацистскими оккупантами, – KВ), моральный урод, который сегодня пользуется благами от оккупантов, и уничтожает свой собственный народ. Понесет ли он наказание? Конечно понесет. Как и все остальные – за все преступления, совершенные в Чечне и в Украине.
Просто Всевышний сделал так, что мы, не справившись с этой заразой собственными силами, теперь справимся с ними при помощи Украины.
И у нас нет сомнения, что вы, украинцы, создадите собственный трибунал, который будет работать по всему миру. Чеченцы, татары, башкиры, русские – все, кто участвовали в преступлениях, как в Украине, так и в Чечне, будут призваны к ответу. И мы должны вместе над этим работать.