Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Доклад Сигнатора Альгирдаса Эндрюкайтиса - Исторические параллели между Чеченией и Литвой

12 декабрь 2017г. Вильнюс, конференция «Чеченская Республика Ичкерия в контексте международного права», проведённая  парламентской группой Литовского Сейма демократической солидарности с Чеченией.

Литва присоединена к Российской империи в 1795 году, а Чечению Россия завоевала в 1864 году, т. е. только спустя 64 года. Это объясняется более сильным и решительным по традиции военным сопротивлением чеченцев и всем Кавказом в колониальной войне с Россией.

Следует отметить, что в Российской войне против Чечении применялись исключительно жестокие меры для подавления свободы. В той войне особенно отличился российский генерал Яков Бакланов, позднее, в 1863 году, оказавшийся в Литве.

В литературе отмечена жестокость способа ведения войны Россией в Чечении. «Аулы обычно разбирали на дрова, а хлеб косили для лошадей. Если торопились, просто жгли». (А. Венков, «Гроза Кавказа“, «Вевче». Москва, 2008, с. 68).

Биограф Я. Бакланова писал: «Однако мы уничтожили и сожгли три главных аула, и забрали в нем все, что только можно было взять». (с. 241).

«Внезапность, смелость, скорость и предусмотрительность, с которыми подполковник Бакланов проводит нападение на земли враждебных чеченцев, всегда венчается полной и удивительной удачей» (с. 243).

В своем рапорте Я. Бакланов указывает: «С 1845 по 1853 годы со своим полком я забрал у горцев 12 тыс. крупного рогатого скота и 40 тыс. овец…» (с. 349).

«Уходя из разгромленного аула Бакланов приказывал в печках оставшихся домов оставлять артиллерийские заряды, немного обмазанных тонким слоем глины. Вернувшись в аул чеченцы разводили огонь и с шумом погибали вместе с разрушенными постройками. Даджал это даджал». (с. 367).

Итак, антироссийское восстание 1863 года в Литве. Муравьев-вешатель (так литовцы его прозвали за смертные казни повстанцев), который управлял Литвой, отлично знавший о крутой военной деятельности Я. Бакланова на Кавказе, приглашает его для подавления здесь восстания. Внешность Я. Бакланова была устрашающей. Здесь, в Литве, распространялись слухи, что он пожирает детей. В Литву он прибыл в июле 1863 года.

В Августовской губернии он вынес 7 смертных приговора и предъявил генерал-губернатору Муравьеву список лиц, подлежащих аресту и ссылке. (с. 410).

Любопытно и то, что в том же 1918 году, когда была провозглашена независимость Литвы, была создана Горская Республика.

Итак, у нас был не только общий император, но и общие палачи.

 

О «Хорасан»

Российский патриарх Кирилл и муфтий Духовного собрания мусульман России Албир Курганов указали, что в пограничных районах Таджикистана, Туркменистана и Афганистана находятся группировки «Хорасан», насчитывающие несколько тысяч членов.

На пресс-конференции в Москве муфтий Курганов толковал, что с московскими таджиками они могут объединиться и может появиться «Хорасан» вместо запрещенного в России «Исламского государства». Название «Хорасан» произошло от названия афганской провинции, и счет своей деятельности ведет с 2001 года.

Директор Национальной разведки США Джеймс Клеппер отметил, что террористический потенциал «Хорасан» может превышать потенциал «Исламского государства» халифата Аль Багдади. Исламские группы постоянно раздробляются, исчезают и появляются. Существует мнение, что «Хорасан» является реинкарнацией идеи «Исламского государства», ибо имеется территориальное образование «Вилаят Хорасан».

В частности, в Киргизстане установлены «спящие группы», которые там подвергаются арестам. Большинство случаев вербовки в «Исламское государство» проводится не в указанных странах, а в России, где менее приспособившиеся лица с легкостью отправляются в страны, где идут войны. Их уверяют, что в «настоящем исламе» существует единый народ – мусульмане. Но на практике среди узбеков, таджиков и киргизов единства нет. Группы довольно расколоты, проблемы междоусобицы они приносят с собой со своей родины.

В частности, в России имеется много таджикских организаций. У них свое правосудие, внутренний строй и полная независимость от посольства Таджикистана в Москве. России не удалось вывести мигрантов из анклавного, отмежевательского образа жизни не по причине угрозы ассимиляции, а из-за непринятия адаптации к российскому праву. А это способствует их военной вербовке и отправке в другие страны.

Сегодня перед чеченцами, как в самой Чечении, так и перед теми, кто находится в Европе, в эмиграции, встает неизбежный вопрос: как определиться, кого поддерживать, на чью сторону становиться? В Литве после провозглашения государственности Чечении в 1991 году выражалась сильная поддержка ее целям, что по сути основывалось на личности Джохара Дудаева. Он служил в Эстонии и там ознакомился с опытом требований независимости, выбором способов действия. В Литве его знали и уважали. Мы следили за созданием чеченского государства, и нас впечатляли политические и правовые его решения. Чечения избрала исключительно правовой способ созидания государства, соответствующий международным правовым нормам и предписаниям. Литовские юристы помогали в редактировании Конституции Чечении. Не зря российские спецслужбы прилагали огромные усилия, чтобы уничтожить Джохара Дудаева как сильного символа государства.

Напомним, что провозглашенную 1 ноября 1991 года независимость Чечении, не осмелилось признать ни одно государство Европы. Можно лишь положительно расценивать осуждающую реакцию некоторых международных организаций и парламентов некоторых стран Европы в отношении российской войны против Чечении. И как ни странно, таковых или более значительных политических шагов не сделали государства мусульманского мира.

По этой причине, предположительно, современные глобальные мусульманские движения вряд ли имеют внутреннюю потребность заниматься вопросами государственности Чечении, а сами  чеченцы – присоединяться к ним. В этом случае, мы, литовская сторона, считаем, что участие чеченцев в мировых военных конфликтах было бы нерациональным. Во-первых, необоснованно весомые человеческие потери немногочисленного народа. Во-вторых, необоснованое стремление создать какую-то мировую империю. В-третьих, необходимо держаться за свое национальное государство с его историческим опытом и конечным историческим стремлением.

С юридической точки зрения Договор о мире от 12 мая 1997 года между Россией и Чеченией является фактическим признанием чеченского государства. И на этом основании нужно продолжать политическую и юридическую работу и действия, не разбрасываясь, четко предусмотрев, что любая трата сил в вооруженных мировых конфликтах не только не будет способствовать восстановлению государственности Чечении, но будет даже препятствовать. Здесь необходимо напомнить, что внутренние конфликты и цели других стран становятся сомнительными из-за самоуничтожительного интеллекта и менталитета лидеров этих стран. Разумеется, мировой порядок установлен с неизбежными недостатками, но это не означает, что Чечения должна свободно отказаться или изменить свою главную цель – это стремление к преемственности в вопросе восстановления государства, реалистично оценивая опыт собственной истории.

Достойна внимания попытка сегодняшнего Татарстана защитить свой язык и интересоваться своей историей. Аргументы здравого смысла всегда достойны уважения, хотя в современном мире не всегда это заметно в менталитете, интеллекте и эрудиции верхушки властей.

 

Альгирдас Эндрюкайтис

Член Сейма Литовской Республики (1990 – 1996 г.г.)

Сигнатор Акта о восстановлении независимости Литовской Республики от 11 марта 1990 г.

Секретарь международной группы парламентариев по проблемам Чечении