Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

К 74-ой годовщине депортации братского карачаевского народа

Депортация карачаевского народа в ноябре 1943 года - одна из многих жестоких страниц позорной и бесчеловечной книги под названием "История российской "империи"... "империя" эта была и есть тюрьма и мучитель народов.

2.11.1943г. Карачаевский народ первым испытал сталинский геноцид-депортацию. При этом дата депортации мстительным и гнусным Сталиным была выбрана неслучайно. В этот день 115 лет назад, 2 ноября 1828г.  независимый Карачай Эль, историческая область Северного Кавказа, после 12 часового Хасаукинского сражения, подписала Договор с Россией о вхождении в её состав, закрепив за собой право внутреннего самоуправления. (Эль- древняя тюркская форма государственности соответствующая европейской республике с представительскими и военными функциями избираемого князя). Заключение Договора с Карачаем и было признанием его независимости, которое не было выражено ни одному народу Сев.Кавказа, поэтому то сталинским режимом был выбран именно этот день 2 ноября, ставший началом череды геноцидных депортаций народов Кавказа и Крыма.

"....Поздней осенью, 2 ноября 1943г. утром, ещё не рассвело, в дверь нашего дома в с.Учкекен громко постучали. В это время я мальчик 12-13 лет только встал и собирался выгонять на пастьбу наш домашний скот и овец. Мой отец в этот момент совершал утреннюю молитву. В дом вошли трое: офицер и два солдата...

Потом мы узнали, что в каждый дом заходили по офицеру и два солдата. За два месяца до этого в двух школах Учкекена расположилось много солдат, про которых говорили, что они на отдыхе. Только потом после нашего выселения, проанализировав, все предшествующие события люди поняли, что офицеры и солдаты не отдыхали, а собирали информацию обо всех жителях нашего села. Они подготавливали наше выселение, выясняя количество, возраст и местонахождение членов каждой семьи, жителей нашего села. Для этого офицеры совершали неоднократные обходы домов сельчан. Предлоги бывали разными: сосчитать пригодных лошадей или количество скота или овец, помочь семьям погибших воинов или нуждающимся итд итп. И карачаевцы, как обычно заведено на Кавказе, проявляя радушие, как своих дорогих гостей звали в дом и частенько угощали. Большинство из сельчан не отличали боевую пехоту от солдат НКВД и поначалу принимали их всех за своих воинов-освободителей. Женщины, каковых было много, уподобляли солдат НКВД своим сыновьям фронтовикам и проявляли прямо-таки материнское участие.

Но тем ранним утром к нам в дом вошел офицер с враждебным, звенящим голосом: «Есть в доме бандиты?». На его бесцеремонность и грубость отец, вынужденно прерывая молитву-намаз, ответил: «У нас нет бандитов. Может вы сами бандит?» Офицер отчеканил, что он не бандит, а офицер НКВД и он назвал свое звание, фамилия и также зачитал постановление, по которому мы подлежали высылке. Только не помню, назвал ли он куда нас собирались выселять. Он дал нам на сборы 20 минут, разрешив нам брать на семью с собой 200 кг самых необходимых вещей и еды. Никаких ответов на вопросы или других разъяснений не было. Во время сборов из сундука вывались письма и фото моего дяди по матери, Эркенова Солтана в офицерской форме, воевавшего в то время на фронте. Увидев фото моего дяди, офицер немного смягчился и дал нам время на сборы больше, чем 20 минут. Поэтому, по сравнению с другими, наша семья смогла чуть лучше запастись едой, посудой и наиболее необходимыми вещами. Но были и другие офицеры НКВД, которые вообще не давали времени собрать на дорогу еду и необходимые принадлежности.

Что может за час собрать растерянный человек для дальней дороги на семью из нескольких человек? Разве может человек преодолеть оцепенение и шок, когда его вытаскивают из теплой постели рано утром и под дулами автоматов приказывают собраться за 20 минут и покинуть свой дом навсегда! Быть принужденным бросить всё, разом оставить всё то, к чему привык и что копил многие годы - свой очаг, имущество, родные улицы!!  Из мирного гражданина в один момент превратиться в «бандита и презренного преступника» и быть отконвоированным неизвестно куда. Какие душевные силы надо иметь, чтобы выдержать такое неслыханную дикость и жестокость! И не каждая семья могла за короткое время хладнокровно собрать необходимое в дорогу.

Были семьи, которых выгоняли прикладами в одной только одежде без каких-либо запасов еды и теплых вещей. Были семьи, где были лежачие больные, которые не могли самостоятельно передвигаться. Таких не разрешали брать с собой, да и нести такого больного могли несколько здоровых мужчин одновременно, которых обычно в семьях не было. Судьба таких беспомощных печальнее всех. Они одиноко (как будто у них не было близких для облегчения их участи) оставлялись умирать в своих домах.... как бездомные животные..."

....Я слышал рассказ старика о том, что некоторые карачаевцы, родственники которых как-то были замешаны в связях с немцами зная, что чекисты не церемонятся и не разбираются кто прав кто нет, заранее уже распродали вещи и скот и собрали деньги и золото для возможной высылки.. А лица хоть как-то связанные с немцами ушли с ними... К моменту высылки никаких враждебных элементов в Карачае уже не было.. Этот старик вспоминает, что из Малокарачаевского Конзавода выселили инвалида Айбазова, с семьей из семи детей, один младше другого. А сам Айбазов вернулся из фронта без ног... Старик Каппушев говорит, что все его дети, кроме одного, он сам и жена умерли от голода и болезней...Хочу этим примером сказать что погибали самые беззащитные, самые слабые, погибали те, кто не ожидал такой подлости от власти..

МОЯ РОДНАЯ БАБУШКА  по матери со слезами на глазах будучи уже старой и слабой жаловалась ( в молодые годы она держалась и не вспоминала вслух о высылке), что в один год похоронила шестерых близких- из них  своих пятерых!! родных детей!! и падчерицу. А моя тётя, ее дочь рассказывала, что ей тогда было 15 лет и она все понимала и переживала. Ее мать, моя бабушка, уходила в огород чтобы не видели ее дети и рыдала в одиночку, при этом причитала своими стихами экспромтом, которые усиливали бессилие перед горем. Потом уже ее дочь, моя тётя, уходила в огород рыдать, чтобы не видела мать и другие сёстры.... Из высылки вернулись из девятерых ее детей вернулись только трое дочерей...

Здесь-Сравнение ЛЮДСКИХ ПОТЕРЬ карачаево-балкарского народа от геноцида 1943-1957г. с ростом численности населения русского и соседних народов в 1939-1959г. ... ВОТ где настоящий геноцид....

 

Геноцид карачаево-балкарского народа в цифрах

 

Сравнение людских потерь карачаево-балкарского народа от геноцида 
1943-1957г. с ростом численности населения русского и соседних народов 
в 1939-1959г. 
Во многих публикациях посвященных депортации карачаево-балкарского народа встречаются цифры 40-55%  людских потерь от общей численности народа.

 

народ

Численность по переписи 1939г

в тыс.чел1

Численность по переписи 1959г

в тыс.чел2

отношение 1959г. к 1939г

русские

99591,520

114113,579

114,5%

карачаевцы

75.763

81403

107,5%

Карачаевцы в КЧР

70.9323, 5

67.8304

95,6%

балкарцы

42,685

42,408

99,5%

Балкарцы в КБР

40.7476

34.0887

83,6%

кабардинцы

164,185

203,620

124,

Кабардинцы в КБР

152.3276

190.2847

124,9%

адыго-черкесы

17,669

адыгейцы (черкесы)

в ЧАО16,010 в КАО 1.6595

Черкесы в

КЧАО  24.145

136,9%

абазины

15,294

19,591

128,1%

Абазины в КЧР

14.1383, 5

18.1594

128,4%

Ногайцы в КЧР

6.8723, 5

8.9034

129,5%

осетины

354,818

412,592

116,2%

грузины

2249,636

2691,950

119,6%

азербайджанцы

2275,678

2939,728

129,1%

армяне

2152,860

2786,912

129,4%

       

(Начало статьитут >>>.) Но я не встречал ни одну публикацию или исследование в котором приводилось бы сравнение роста численности карачаево-балкарского народа в 1939-1959г. с соседними народами. Думается такое сравнение даст более полную картину трагедии и геноцида, которую пережили карачаевцы-балкарцы в 1943-1957гг. Тем более это нужно показать и для представителей соседних народов, ибо я читал мнение некоторых из них, что депортация карачаевцев-балкарцев якобы сохранила им  численность населения, потому что фронтовики карачайбалкары увольнялись из действующей армии в 1943-1944г. т.е. до окончания войны и возвращались к своим семьям в Среднюю Азию.  
Хочу сделать важное замечание по поводу данного исследования. Я тут ограничился изучением и сравнением демографических потерь только по карачаево-балкарскому народу...Но должен сказать, что потери других депортированных народов чеченцев, ингушей, крымских татар, турок-месхетинцев, калмыков  ненамного отличаются от общих потерь карачаево-балкарского народа. Например потери калмыков ближе к потерям карачаевцев, а потери чеченцев,ингушей, крымских татар и турок-месхетинцев ближе к потерям балкарцев. 
Ниже даю таблицу с довоенной переписью 1939г и послевоенной переписью 1959г. по разным народам  для сравнения потерь карачаево-балкарского народа. В третьем столбце процентное изменение численности 1959г по отношению к 1939г. При этом численность карачаевцев, балкарцев, кабардинцев, абазин даны дважды- один раз показана численность по всей стране СССР и второй раз в пределах своей автономии. Численность адыго-черкесов и ногайцев дана только один раз, так как ногайцы за пределами Карачаево-Черкесии живут большими группами и в Ставропольском крае, Астраханской области и Дагестане. Также адыги Карачая в переписи  1939г. учитывались как адыгейцы совместно с адыгейцами Адыгейской Республики. И поэтому разделить адыгейцев 1939г за пределами автономий на современных адыгейцев и черкесов невозможно.

  • Таким образом в связи с депортацией  карачаевцы – балкарцы очень отстали от своих соседей в приросте населения. Это отставание есть свидетельство геноцида в конкретных цифрах. А балкарцы даже не смогли восстановить свою довоенную численность. В то время как у соседних народов у абазин, кабардинцев и черкесов численность увеличилась на  24-36%, у карачаевцев-балкарцев едва-едва восстановилась. Даже у русских, большая часть которых оказались под многолетней  немецкой оккупацией и миллионы русских оказались в плену или были угнаны в Германию и все равно  был прирост населения на 14,5%. Вот эти цифры  24-36%  отставания в приросте населения в сравнении с соседними народами ясно показывают геноцид, учинённый с карачаево-балкарским народом. 

Это мы сравнили численность всех карачаевцев-балкарцев, проживавщих в СССР.

Но справедливей будет сравнивать  людские потери карачаевцев-балкарцев с группами населения  своих автономий. Ибо карачаевцы-балкарцы,пережившие депортацию, но все равно не вернувшиеся к себе на родину, это все-таки потерянные люди для своей республики.  И по сути карачаевцы-балкарцы оставшиеся в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане, после 1957г., через 33 года стали гражданами чужого далекого государства. Например, любая статистика миллионов русских насильно угнанных на работы в Германию, но выживших и оставшихся там в Европе или уехавших в США считает как людские потери. Точно так же мы должны считать всех не вернувшихся на Родину карачаевцев-балкарцев как демографические потери народа.

Теперь посмотрим людские потери карачаевцев-балкарцев, проживающих в границах своих автономий.  Именно такой показатель я считаю реальным и объективным показателем. Мы видим, что в 1959г.  карачаево-балкарский народ даже не восстановил свою довоенную численность. Особенно плачевно обстояло дело у балкарцев. К 1959г. в своих автономиях  числилось 95,6% карачаевцев и  83,6%  балкарцев от своей довоенной численности.  Отставание  на 12% числа балкарцев  от числа  вернувшихся карачаевцев показывает не подготовленность  мест приема в Кабардино-Балкарии  и нежелание местной власти возвращения балкарцев. Ибо  численность балкарцев достигла  99,5% своей довоенной численности, а вернулось  всего 83,6%.

Вычислим  реальные потери карачаевцев-балкарцев. Для этого сравним с соседними народами кабардинцами, абазинами, черкесами и ногайцами,  проживавшими в  карачаево-балкарских автономиях КЧАО и КБАССР.  Как видно из переписей их  численность  в границах автономий увеличилась,  на 124,9% у кабардинцев, на 136,9% у адыго-черкесов. А увеличение численности  абазин 128,4% и ногайцев 129,5% находится между показателями адыгов. Таким образом в сравнении с кабардинцами карачаевцы имеют 30,6% людских потерь, а в сравнении с адыго-черкесами  43,2% демографических потерь.Другими словами к 1959г в Карачаево-Черкесии должно было проживать не  67.830 карачаевцев, а 101,57 тыс.  карачаевцев (70.932 Х1,432), в 2010г в республике должно было проживать не 194.324 тыс.карачаевцев, а 278 тыс. карачаевцев (194.324 Х 1,432 т.е. на 43,2%).

Точно также по сравнению с кабардинцами  балкарцы имеют  49,4% людских потерь, а по сравнению с  адыго-черкесами 63,76% потерь. Другими словами к 1959г в Кабардино-Балкарии должно было проживать не 34.088 балкарцев,  а  68,87 тыс. балкарцев (40.747 тыс.балкарцев в 1939г Х 1,494 т.е.49,4%) и в 2010г. не 108.577 балкарцев, а 162,2 тыс. балкарцев (108.577 х 1,494). Общее число демографических потерь карачаево-балкарского народа к 2010г. по сравнению с приростом населения соседних адыгских народов только в границах республик КЧР и КБР составляет  137,3 тыс. чел. (83,7 тыс. карачаевцев и 53,63 тыс.балкарцев)

  • Таким образом, людские потери карачаево-балкарского народа от сталинско-бериевского  геноцида  в  границах  бывшего СССР составляют 28-30%.  Людские потери карачаево-балкарского народа от сталинско-бериевского  геноцида в границах своих республик составляют 45-63%. Показатель потерь в границах своих автономий более объективен,ибо оставшиеся в Средней Азии карачаевцы-балкарцы оказались в других государствах, они оторваны от своей родины, в дисперсном расселении и потому находятся в ассимиляционном исчезающем состоянии  

 Ахмад Салпагаров