ПРАГА---В начале 2015 года резко наступило напряжение в отношениях Азербайджана и Соединенных Штатов Америки. По словам экспертов, такого похолодания не было за все время отношений между двумя странами. Что ожидает правительство Ильхама Алиева от Вашингтона? Каковы причины, которые породили недовольство? Об этом и о приоритетах Азербайджана в международных отношениях в этом году мы побеседовали с президентом Фонда политических исследований Каспийского региона Вафой Гулузаде.
Амина Умарова: Как вы считаете, чем вызвано похолодание отношений между Баку и Вашингтоном?
Вафа Гулузаде: Давайте посмотрим на реальность. До 1999 года я работал государственным советником по внешней политике и фактически был куратором и азербайджано-американских, и азербайджано-европейских отношений. У нас были прекрасные отношения. Я хотел бы подчеркнуть, что весь период при президенте Гейдаре Алиеве азербайджанские отношения с Западом развивались успешно. Очень хорошо развивались отношения в области энергетики, был построен знаменитый стратегический нефтепровод Баку-Джейхан, закладывались основы других проектов. Я хочу сказать, что суть политики азербайджанского государства, в принципе, и при Гейдаре Алиеве, и при Ильхаме Алиеве практически не изменилась. Соединенные Штаты Америки в 90-е годы относились весьма терпимо к реалиям Азербайджана, а вот в нынешних условиях требования возрастают. От нас требуют, чтобы мы выполняли все обязательства, которые мы взяли на себя, а мы взяли на себя много обязательств – мы подписали и Хельсинский акт, и все документы ОБСЕ и т.д. Но вместе с тем способен ли Азербайджан сейчас выполнить все те обязательства, которые он на себя взял?
Я думаю, что Соединенные Штаты Америки прекрасно знают нашу ситуацию и знают, на что мы способны, а на что мы неспособны и почему. Поэтому возникает вопрос: почему ужесточились требования к Азербайджану в последний период? Я не говорю, что требования несправедливые, но вместе с тем эти требования должны отвечать характеру нашей власти. Тут и кроется основное противоречие. Соединенные Штаты Америки и Европа являются стратегическими партнерами, порой мы стараемся как-то дистанцироваться от них, чтобы не раздражать Россию, потому что она тоже имеет свои интересы в Азербайджане. Я все время утверждал, что это Россия оккупирует 20% наших территорий под армянским знаменем. Сейчас, в своем последнем выступлении в кабинете министров президент Ильхам Алиев фактически открыто это озвучил. Он сказал о том, что если бы за армянами не стояли определенные государства (конечно же, имеется в виду Россия), то Армения не смела бы ни одного дня оккупировать наши территории. Я надеюсь, что в будущем он это озвучит полностью.
Я всегда говорил и повторяю, что у Азербайджана нет альтернативы – Россия не является для нас альтернативой. Мы все время были колонией России, и сейчас Россия не то что не отказалась от своих имперских амбиций, но эти амбиции в последние годы сильно возросли – восстановление Советской России, возврат к правилам царской империи. Поэтому я считаю, что азербайджано-американские отношения должны восстановиться – это в интересах и азербайджанского народа, и в интересах нашей собственной власти, но наша власть хочет, чтобы Европа и Соединенные Штаты Америки не старались изменить характер нашего государства. Вот вся суть вопроса. Я надеюсь на то, что наши отношения урегулируются и будут развиваться в позитивном русле.
Амина Умарова: Является ли то, что были опечатаны двери бакинского офиса Радио Свобода, тоже частью напряжения отношений?
Вафа Гулузаде: Я точно не могу сказать, потому что все ждут какой-либо информации – в чем причина, почему. В Азербайджане, так же, как в России и во всех других государствах СНГ, существует страх перед тем, что, создавая свои институты, Соединенные Штаты Америки могут спонсировать в Азербайджане какую-то «цветную» революцию. Я лично считаю этот страх абсолютно безосновательным, потому что если они сделают такой необдуманный шаг, то плодами дестабилизации ситуации в Азербайджане будет пользоваться Россия, а она здесь рядышком и готова сделать все для того, чтобы взять Азербайджан полностью в свои руки. Это российские власти долгое время убеждали азербайджанское руководство в том, что у нас есть угроза со стороны Соединенных Штатов Америки, которые хотят здесь устроить майдан. Я лично в это не верю и думаю, что при холодном анализе наши власти поймут, что у Соединенных Штатов Америки таких целей нет. Их цель – добиться эволюции, добиться того, чтобы азербайджанское общество было бы гораздо ближе к западному, чтобы у нас утверждались западные ценности. Поэтому я не считаю, что у нас есть какие-то антагонистические противоречия, нам что-то угрожает с Запада, хотя наши власти, наверное, этого боятся.
Амина Умарова: Означает ли напряжение отношений правительства Ильхама Алиева с Западом в то же время сближение с Россией и поможет ли сближение России с Азербайджаном в возвращении земель, которые, как вы считаете, оккупировала Армения?
Вафа Гулузаде: Вы, наверное, не слышали последнее заявление Али Гасанова. Это было очень прозападное заявление о том, что Соединенные Штаты Америки являются нашим стратегическим партнером и мы во всех аспектах очень плодотворно с ними сотрудничаем. Это было буквально 3-4 дня назад. Я считаю, что у Азербайджана нет возможностей для сближения с Россией. Ну как может колония сблизиться с метрополией? Метрополия хочет снова завоевать эту колонию, лишить ее независимости, хочет владеть всеми ресурсами Азербайджана, поэтому у нас возможности сблизиться с Россией практически нет. Мы просто стараемся не подставиться, не вызвать какую-то реакцию, чтобы у нас не было повторения грузинского варианта – ведь Грузию никто не защитил, и наши власти знают о том, что если мы вдруг дадим повод для России, она без каких-либо раздумий введет сюда войска, как она сделала в Грузии. Поэтому у нас ситуация весьма и весьма щекотливая, и на Западе это должны хорошо понимать. Понимать, что 20% территорий оккупированы и десятки встреч под руководством лидеров России – начиная от Бориса Ельцина, Путина, Медведева, – никаких результатов не принесли.
Я считаю, что на данном этапе Россия торпедировала до сегодняшнего дня все возможности урегулирования карабахского конфликта. Я являюсь свидетелем двух попыток: первая попытка – это поэтапный мир, который предложил армянский президент Левон Тер-Петросян в 1996 году, и мы согласились, но Россия устранила Левона Тер-Петросяна; второй серьезный случай, когда Азербайджан и Армения шли на урегулирование карабахского конфликта на основе взаимных уступок, – это был 1999 год, когда я это предсказал президенту Гейдару Алиеву, что Россия не позволит заключить какой-либо мир, и спустя две недели был расстрелян армянский парламент и вопрос об урегулировании карабахского конфликта был исключен из повестки дня Стамбульского саммита ОБСЕ. После этого никаких попыток для урегулирования не было сделано. Если Россия – ключевой игрок, ядерная держава, сосед Азербайджана и Армении и она является сопредседателем Минской группы ОБСЕ, то она же и должна была способствовать урегулированию, но она сделала все наоборот, потому что состояние ни мира, ни войны на сегодняшний день позволяет России иметь сильное влияние и на Армению, и на Азербайджан. Азербайджан – независимое государство, Армения же является марионеткой России, она является фактически губернией России. На территории Армении имеются российские военные базы, крупная военная база расположена в Гюмри, и армяне боятся что-то делать.
Амина Умарова: Спасибо за ваше мнение, и мой последний вопрос: уже можно заметить в политике Ильхама Алиева и его правительства приоритеты на международной арене на 2015 год?
Вафа Гулузаде: Я считаю, что основным приоритетом будет урегулирование отношений с Соединенными Штатами Америки, Евросоюзом и подписание стратегического партнерства с Евросоюзом. В то же время последнее выступление в кабинете министров Ильхама Алиева говорит о том, что он почти назвал причину оккупации азербайджанских территорий – это роль России в этом конфликте.
Источник: ekhokavkaza.com