МЕРАВ ЧУХУА – Признание геноцида черкесского народа и перспективы грузинско-кавкасских взаимоотношений
Еще недавно в Грузии не имелось никакой политики в отношении Северного Кавказа, и если сегодня состоявшуюся северокавказскую политику Грузии мы будем рассматривать с точки зрения активно-пассивных параметров, то окажется, что действия, предпринятые Грузией, должны, в хорошем смысле, считаться пассивной политикой. Правда, в современном мире пока еще только Грузия признала геноцид черкесского народа, что несомненно является шагом вперед с точки зрения восстановления исторической справедливости, но вместе с тем Грузия воздерживается от обсуждения вопроса геноцида чеченского народа, признания этнической чистки ингушей, являющимися активно рассматриваемыми темами даже на уровне Европарламента (имеется в виду резолюция Европарламента от 21 октября 2010 года о существующем положении на Северном Кавказе).
В общем же, если обратиться к нашему прошлому, то только благодаря проведению интенсивной политики со стороны Грузии стало возможным осуществление идеи единого Кавказа в XI-XII вв.
Признание геноцида черкесского народа не был спонтанным шагом со стороны правительства, как это преподносится некоторыми. Наоборот, факт признания геноцида черкесов явился одним из обсуждаемых, весьма серьезных политических шагов в отношении Кавказа, которому предшествовала почти двухлетняя дискуссия и который, естественно, занимает значительное место во всем контексте северокавказских активностей нашей страны.
До признания геноцида черкесского народа и после этого Грузией было запланировано и осуществлено немало северокавказских проектов, из которых, по нашему мнению, основными являются следующие:
1. Регулярная организация дней культуры народов Кавказа в Грузии. Сначала это были дни вайнахской культуры, проведенные в Тбилиси в апреле 2009 года. Тогда же был создан и «Кавказский фонд».
2. В декабре 2009 года в парламенте Грузии была создана группа дружбы с северокавказскими парламентами.
3. В марте и ноябре 2010 года в Тбилиси совместно с Джеймстаунским международным фондом были проведены две международные конференции.
4. 23 сентября 2010 года состоялось выступление президента Грузии на 64-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где было представлено стратегическое видение единого, стабильного и свободного Кавказа.
5. Отмена визового режима с 13 октября 2010 года для российских граждан, проживающих в северокавказских республиках, что обеспечивало им безвизовое пребывание в Грузии в течение 90 дней.
6. Трансформация в декабре 2010 года парламентского комитета проживающих за границей соотечественников в «Комитет по делам диаспоры и Кавказа».
7. Создание в феврале 2011 года в аппарате государственного министра Грузии по вопросам диаспоры «Специальной комиссии народов Кавказа».
8. Непосредственным результатом деятельности, указанной в 6 и 7 пунктах, стала подготовка научного заключения о геноциде черкесского народа, что явилось основой для признания геноцида черкесского народа парламентом Грузии 20 мая 2011 года.
9. Постановление правительства Грузии от 1 июля 2011 года, согласно которому был объявлен конкурс на выявление лучшего проекта мемориала геноцида черкесского народа, осуществленного Российской империей.
10. В октябре 2011 года в Тбилиси по специальному приказу президента Грузии был создан «Центр черкесской (адыгейской) культуры».
11. В апреле 2012 года в парламенте Грузии был создан законодательный проект «Политика/стратегия Грузии в отношении Северного Кавказа», комитетские слушания которого уже начались.
12. Следует принять во внимание тот факт, что в университетах Грузии (в основном тбилисских) обучаются северокавказские студенты, что является хорошей возможностью для их западноевропейской интеграции.
13. Надеюсь, что и сегодняшнее мероприятие в будущем будет рассматриваться экспертами в ранге вышеперечисленных факторов.
После изложенных здесь рассуждений и с учетом существующего на сегодняшний день положения, хотелось бы представить мое субъективное видение, концепцию о том, каким должен быть подход нашей страны к Северному Кавказу.
Новая политическая инициатива Грузии – единый и свободный Кавказ
Преамбула
Современная Грузия – это независимое государство, которое с учетом принципов и норм международного права строит безопасное, демократическое и развитое государство.
С древних времен Грузия находилась в центре Кавказа, всегда являлась и ныне является воротами транзитных – сухопутных, морских и воздушных – путей региона, имеющих огромное международное геополитическое значение.
Грузия находилась в центре Кавказа не только с географической точки зрения, но
с древнейших времен была и ныне является культурно-политическим центром региона. Грузинский народ, как главная культуртрегерная нация Кавказа, по-прежнему сохраняет функцию лидера Кавказа.
Естественное расположение Кавказа между Европой и Азией – на рубеже Восточной Европы, Малой, Передней и Центральной Азии – определяет уникальность его геополитического значения.
Кавказ – единый регион, где проживают народы древнейшей культуры, регион, которому в истории цивилизации нашей планеты принадлежит особая роль и особое место.
Кавказ выделяется в сравнительно небольшом географическом ареале этническим многообразием – обилием языков и народов (более 50-ти языков и еще более этнических групп), традициями, особым характером местных жителей, объединенных основанными на общекавказском феномене своеобразным моральным кодексом поведения, обычаями, порядочностью, мужеством, взаимным прощением, религиозно-конфессиональной толерантностью, трудолюбием и общей кавказской цивилизацией.
Точное определение роли и места Кавказа в системе международных отношений нового типа имеет решающее значение с точки зрения будущего народов, проживающих в этом регионе, и развития их государственности.
Жизненно важные интересы грузинской государственности органично связаны с ролью Грузии на Кавказе и с интеграцией Кавказского региона в политическую систему европейских и мировых взаимоотношений. По нашему мнению, возвращение Грузии в геополитическое пространство Северного Кавказа превратит страну в независимого тяжеловесного политического игрока не только в региональном масштабе – этим Грузия берет на себя важнейшую геополитическую функцию: сохранить демократическому Западу и США проходящие через Кавказ все виды связей со Средней Азией, Казахстаном, странами Центральной Азии.
Перед нашей страной стоит задача, равнозначная национальной идее: возвращение Кавказа в геополитическое пространство Грузии.
Политический состав Кавказа
В состав современного Кавказа, учитывая административно-политическое устройство, входят:
1. Северокавказские республики (национальные), края, области, которые вынуждены
оставаться в составе Российской Федерации.
2. Независимые государства Центрального Кавказа: Грузия, Азербайджан, Армения.
3. Значительная часть стран Южного Кавказа: северо-восточная часть Республики Турция, северо-западная часть Исламской Республики Иран.
К перечисленным здесь интересам шести государств, исходя из глобального видения Евразии, следует также добавить и геополитические интересы Евросоюза и США.
В условиях ныне взятого Грузией курса успешное развитие необходимых для государства всех направлений и особенно на Северном Кавказе превратит нашу страну в передовое государство мира, в результате чего, наряду с другими обстоятельствами, последует ослабление позиций Российской империи в Кавказском регионе.
Вместе с тем, верится, что американский тайм-аут, объявленный политикой политической перезагрузки с Россией, в ближайшем будущем сменится активными действиями США в евразийском пространстве, которые определяются стратегическими интересами американских партнеров в этом регионе.
Вновь избрав Путина президентом, Россия окончательно отказалась от демократии. Это свидельствует о том, что в России усилятся имперские традиции. Россия уже предъявляет свои претензии на установление влияния в Евразийском пространстве (заявление Путина), что не может быть пассивно встречено со стороны США. Нам кажется, что в подобной ситуации действия Грузии, ставшие в ближайшем будущем более активными в отношении Северного Кавказа, во сто крат увеличат ее влияние в регионе, как конфедерации единого Кавказа, как страны, активно проводящей антиимперскую политику. Все это явится надежной гарантией по крайней мере столетней геополитической стабильности государства.
Пока Грузия фактически находится в состоянии войны с Российской Федерацией, с той страной, которая путем военной агрессии сначала осуществила оккупацию Абхазии и Цхинвальского региона, а затем признала их независимость, грузинское государство не сможет ждать далеких перспектив нормализации отношений с Россией и имеет полное право представить совершенно новый подход по отношению к соседним северокавказским народам и странам, находящимся под юрисдикцией России (по нашей же оценке, оккупированных). Грузия не может оставаться бездейственной по отношению к сложившейся в регионе реальности и не сможет ограничиться только размышлениями о том, каковы существующие на Северном Кавказе разного рода опасности, насколько реальна возможность их возникновения и в Грузии.
Грузинское государство должно выступить с новой инициативой, начать непосредственный диалог с народами Северного Кавказа о новой парадигме общего будущего и совместного проживания в едином пространстве. В основу этой инициативы будут положены исторически апробированные, ставшие традицией добрососедские, братские, политические, культурные и экономические взаимосвязи.
Грузия должна выступить с программой единого мирного Кавказа – Грузия + народы Северного Кавказа, цель которой для контекста новых обстоятельств, т.е.когда Российская империя будет вынуждена освободить народы Кавказа и оставить Кавказский регион, задействовать уже готовый проект будущего Кавказа – «Единый и мирный Кавказ». Он будет представлять новую матрицу совместного проживания Грузии и народов Северного Кавказа в едином геополитическом пространстве.
«Единый и мирный Кавказ» должен стать единым неделимым культурно-политическим пространством, которое признает права, предусматриваемые Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по гражданским и политическим правам и Европейской конвенцией по защите прав человека и основных свобод.
«Единый и мирный Кавказ» будет опираться на универсальные демократические ценности и принципы.
Субъекты
Субъектами «Единого и мирного Кавказа» станут все северокавказские республики, Грузия, русско-казацкие и кавказские общины Краснодара, Астрахани, Ставрополя, Ростова.
Размышления о плане действий
Так как в постсоветском северокавказском обществе однозначно популярен путь свободного и демократического развития и в то же время готовность строительства и развития гражданского общества, практика Грузии может стать для северокавказских народов показательным примером сбалансированности региональных и глобальных интересов и строительства молодого демократического государства.
Именно поэтому в сложившейся обстановке Грузия фактически заново должна занять место в северокавказском культурном пространстве, и это должно осуществляться интенсивно с использованием, так называемой, мягкой силы.
Основные интересы Грузии должны определиться по четырем основным направлениям: гуманитарному, национальному, социальному и экономическому, что должно охватывать широкий спектр программ и проектов.
Грузия должна объяснить Северному Кавказу ту пользу, которую несет прогресс, достигнутый в независимом государстве в результате реформ западного типа, и вообще, более глубокая интеграция каждой кавказской страны в Евросоюз и в евроатлантические структуры и институты. В будущем интеграция с вышеупомянутыми институтами в условиях единого и мирного Кавказа создаст еще более надежные гарантии благополучия и безопасности многоэтническому и многообразному в культурном отношении кавказскому обществу.
Грузия должна взять на себя усиление на Северном Кавказе существующих механизмов защиты основных прав человека, самоопределения народов, свободы вероисповедания и права получать образование на родном языке и выработать новые совместные эффективные средства.
В случае постоянной поддержки со стороны Грузии можно добиться активизации взаимоотношений с помощью информационных технологий и разного типа электронных коммуникаций, восстановления диалога и доверия между народами Северного Кавказа и Грузии, что особенно важно для молодежи.
Обязательна поддержка и поощрение на Северном Кавказе деятельности активистов и групп по защите прав человека, организация совместных форумов-конференций.
Грузия должна суметь заинтересовать международные и гуманитарные организации, а также местные и международные неправительственные организации грузинско-северокавказскими взаимоотношениями. Страна должна содействовать осуществлению выгодных и полезных для народов Северного Кавказа и Грузии программ, необходимо поощрять деятельность коммерческих структур, способных привести в действие бизнес-проекты, выгодные для всего региона.
Исходя из интересов региона, следует активизировать бизнес-сферу разбросанной по всему миру северокавказской диаспоры, что будет выгодно также и для грузинской экономики.
Грузия должна содействовать восприятию национальной идентности кавказцев по гражданскому признаку, а не исходя из их этнической принадлежности, что обязательно приведет нас к всеобщему признанию кавказской идеи.
Кавказ и Россия
Согласно данным последнего периода, выясняется, что стабильный и демократический Северный Кавказ вовсе не является главной целью современной российской политики, а наоборот, все усилия Российской империи направлены на то, чтобы создать как можно больше очагов конфликта на Северном Кавказе и на этом фоне усилить свой военный потенциал на Кавказе (имеется в виду строительство новых баз в Абхазии, Цхинвальском регионе, Чечне, Дагестане и др.).
В конце XIX века, в 1897 году, русские составляли большинство, т.е. 34%, 9-ти миллионного населения Кавказа тогда, когда 100 лет назад они составляли лишь 8% населения региона.Так Российской империи и с демографической точки зрения было легче обосноваться на Кавказе.
Ныне же Северный Кавказ ежегодно покидают более 11 тысяч этнических русских.
С определенной точки зрения в прошлом Россия чувствовала цивилизационное преимущество перед местным конкурентом тех времен – Турцией, что совершенно исключается нынешним положением. Мало того, что современная полуфеодальная Российская империя не имеет какой-либо политики в отношении Северного Кавказа (Кавказа вообще), она является с точки зрения технологий и цивилизаций отсталой страной и не может конкурировать в регионе не только с европейскими странами и Турцией, но и с Грузией, которая в последнее время выделяется своей активностью в кавказской политике.
Ясно, что в ближайшем будущем России будет еще труднее проводить конкурентноспособную политику на Кавказе. Тем более, ког
да Россия и не собирается пересматривать своей традиционно агрессивной политики в регионе, о чем однозначно свидетельствуют первые дипломатические шаги на Кавказе ставшего вновь президентом Путина – встречи с марионетками оккупированных Россией территорий Грузии – Анквабом и Тибиловым, отказ от участия в саммите «большой восьмерки» в США.
И что самое интересное, политику конфронтации с Западом выбирает государство, имеющее такую мрачную статистику:
1. Смертность: в России за последние 20 лет население сократилось на 7 миллионов человек. Россия на 50% опережает Бразилию и Турцию, а Европу – в несколько раз.
2. В России число самоубийств, интоксикаций, убийств и несчастных случаев не уступает данным Анголы и Бурунди.
3. По продолжительности жизни русские мужчины занимают 160-ое место в мире после Бангладеш.
4. По удельному весу сокращения населения Россия занимает первое место.
5. Согласно данным ООН нынешнее число 143-миллионного населения России к 2025 году сократится до 121 млн.
6. Из каждых 10 стариков, находящихся в доме для престарелых, восемь имеют родственников, которые могут их обеспечить, но отказываются.
7. Из 370 тысяч воспитанников детских домов 80% имеют живых родителей.
8. По числу детей, брошенных родителями, Россия занимает первое место в мире.
9. Согласно данным Следственного комитета Российской Федерации, в 2010 году более 100 тысяч несовершеннолетних стали жертвами преступлений. Каждый день в России умирает 4 ребенка.
10. 30 тысяч граждан России умирают от передозировки наркотиками и алкоголя.
11. По данным Международной организации здравоохранения, на каждого гражданина Российской Федерации среднестатистически приходится около 15 литров потребляемого алкоголя в год.
12. В 2011 году Россия по уровню коррупции переместилась с 154 на 178 место.
13. В течение последних 10 лет в Сибири обезлюдели 11 тысяч деревень и 290 городов.
В заключение, вновь обратимся к черкесской теме и отметим, что логическим продолжением признания Грузией геноцида черкесского народа была бы постановка этого проблематичного вопроса в ООН, Евросовете и других международных организациях, членом которых является Грузия, как требование предоставить черкесскому народу статус изгнанной нации – народа изгнанника.
Думаем, что правовое обоснование этого требования видится вполне реальным, исходя из объективной реальности.