Есть ли связь между Кавказской Албанией и балканской? Кем были албанцы по этническому происхождению? Кого можно считать преемниками Кавказской Албании? Эти и другие вопросы обсуждают доктор истории Юсиф Джафаров и чеченский историк Майрбек Вачагаев.
Юсиф Джафаров – историк, специалист по античности и раннему Средневековью. Сфера научных интересов – этнополитические процессы на Кавказе, связанные с историей взаимоотношений кочевников Северного Кавказа с государствами и народами Южного Кавказа, в частности с Араном. Кроме того, является специалистом в области этногенеза современного азербайджанского народа.
— Почему эта страна называлась Кавказская Албания? Есть ли какая-то связь c балканской Албанией?
— Я до сих пор не понимаю, почему это название, Кавказская Албания, закрепилось в научной литературе. Я думаю, что это началось в 1959 году, когда вышла работа К.В.Тревер "Очерки по истории и культуре Кавказской Албании". Может быть, это связано с тем, что это историческое название страны, которой уже не существует. А чтобы не было путаницы с ныне существующей балканской Албанией, ее продолжают называть Кавказская Албания. Но и в первом, и во втором случае определение является иноназванием. Я думаю, что в первом случае это греко-латинская трактовка от местного названия албан. Имеется несколько форм: армянская – алуанк, сирийская – аран, грузинская – арани, арабская – арран.
Историки считают, что к появлению названия "Албания" причастны римляне. "Альбус" – это "белый". Это название встречается на Балканах, в Италии, в Шотландии, которую в древности называли Албания, а на самом деле – Каледония. Существует шотландский остров, который называется Арран.
Первое упоминание Албании (я называю страну Алвания, население – алванами) относится к IV веку до н. э. Оно встречается у древнегреческого историка и географа Арриана. Он упоминает их в составе войск Дария в битве при Гавгамелах в 331 году. А само название Алвания встречается в работах известного античного историка и географа Страбона во время знаменитого похода Помпея в Алванию в 65–66 годах до н. э.
И у "конкурентов" балканской Албании историческая судьба отличается. Албанцы балканские называют себя шиптарями, а страну свою Шкиперия. Само происхождение неясно, и не обошлось без спекуляций, как и в случае с Кавказской Албанией. Название трактуют как непосредственно связанное с латинскими словами "Альп" – гора, "Альбус" – белый. Первое упоминание об албанах, которые живут на Балканах, относится к византийскому историку Михаилу Атталиату и связано с восстанием против византийцев в 1043 году (в XI веке).
Другими словами, это два похожих названия, между ними нет ничего общего. Языки разные. Язык балканских албанцев входит в индоевропейскую семью. А язык албанцев в Азербайджане относится к лезгинской группе нахско-дагестанской языковой семьи. Его далеким потомком является современный язык удин, которые частично до сих пор живут в Азербайджане. Поэтому делать какие-то выводы на основе созвучия нельзя. Это два разных этнонима и две разные исторические реальности.
— Какая форма правления была свойственна этой стране?
— Все человеческие социумы проходили в своем развитии одни и те же стадии. Государство появляется в формате родоплеменного строя, постепенно сосредоточение управленческих функций происходит в руках правящей верхушки (вождей и их приближенных). В догосударственной Алвании, так же как и везде, господствовал родоплеменной строй. Существовал союз племен, каждое из которых имело своего царя или вождя. Страбон замечал: "Их цари были замечательны. Теперь, правда, у них один царь управляет всеми племенами. Тогда как прежде каждое разноязычное племя управлялось своим собственным царем. Языков у них 26 так, что они нелегко вступают в сношения друг с другом" (Страбон. География в 17 книгах. Книга XI).
Позже, в конце II века или в середине I века до н. э., в восточной части Кавказа на территории Алвании все эти разрозненные племена объединились под властью единого племени. Частью мирно, частью насильственно. Скорее всего, это было племя алван, которое дало название и союзу, и стране. Так сформировалось алванское государство – уже под властью одного царя.
Название династии нам неизвестно. Зато известны имена алванских царей, которые участвовали в походе Помпея на Авланию в 66 году до н. э. Это были Оройс (Ород) и его брат Котис. Позже, во время похода римского полководца Колизия в 36 году до н. э., упоминается алванский царь Зобер. Все эти имена алванских царей иранского происхождения. Что это была за династия и каково ее происхождение, остается неизвестным.
Гораздо больше сведений сохранилось об албанской династии Аршакидов (парфянская династия, правившая в Алвании вплоть до конца VI века). Там было всего 10 царей, которых мы знаем поименно. Время начала их утверждения в Алвании в качестве шахской династии спорно, хотя сейчас принято считать, что их появление относится к самому началу IV века, в чем лично я сомневаюсь. Аршакиды правили в Алвании приблизительно до начала VI века, во всяком случае, один из последних, известный шах Алвании Вачаган III правил приблизительно в районе 510-го года.
У Вачагана был сын по имени Пантелеймон (чисто греческое имя, хотя, может быть, у него был и персидский аналог). Династия все же была парфянского происхождения. Скорее всего, разговорным языком в их обиходе был парфянский.
В начале VII века династию Аршакидов сменила другая. Они пришли из Ирана и были парфянского происхождения – Михраниды. Начало царствия родоначальника династии Михрана ознаменовалось тем, что он пригласил в гости 12 самых важных алванских вельмож и во время пира перебил их всех, захватив власть в стране.
Потомки Михрана оставались при власти в Алвании на протяжении почти двух столетий. Вараз-Трдат II был убит в 822 году владетельным князем Алвани Сахлом Смбатяном из рода Аршакидов, то есть представителем предыдущей династии, которая правила в Алвании.
Сахло попытался править независимо от Арабского халифата. В то время на Южном Кавказе была власть арабов. Он даже начал объединять страну, но арабы, естественно, не были заинтересованы в независимом государстве на севере, тем более в таком важном стратегическом пункте на Кавказе, как Дербент. В результате столкновения с арабами, хазарами и в связи с другими событиями страна распалась на отдельные княжества.
— Есть ли какие-то новые исследования, которые бы освещали историю дохристианской Албании?
— Да, такие исследования есть, и они, конечно, разного научного уровня. Особенно много работ азербайджанских археологов. Почему я обращаю внимание именно на археологов – в результате раскопок они получают все новые и новые материалы. (Новых) письменных источников нет, мы вынуждены пользоваться тем, что есть много столетий. Однако важна интерпретация.
Сейчас многие "исследователи" истории дохристианской и христианской Албании, разные историки, философы, физики, химики в Азербайджане заняты поисками тюрок времен каменного века. Они выдвигают теории об этнонимах, топонимах. В последнее время очень популярна этимология названия Арцах, понятно почему. Ищут тюркскую этимологию у термина, которому 2000–3000 лет.
Вообще, сказать что-то новое в алванистике после фундаментальных работ Фариды Мамедовой, З. Буниятова и других очень трудно. Потому что именно они пробили дорогу азербайджанской албанистике, возможно разве что подправить какую-то трактовку. Они тоже не претендуют на истину в последней инстанции. Несмотря на интересные находки, уровень работ не идет ни в какое сравнение с работами наших соседей по региону.
— Существует мнение, что наряду с Кабалой, столицей Алвании, Дербент также играл серьезную роль. Насколько это верно? Можно ли так считать?
— Роль Дербента была огромной не только в дохристианской Алвании, но и вообще в истории Алвании и Азербайджана. Эту роль трудно переоценить. То, что Дербент был когда-то столицей Алвании, – мне это неизвестно. Там был размещен Патриарший дворец, но уже в христианский период. Сейчас там мечеть. Потом он был перенесен в Партаф (Бардуф) в 552 году из-за постоянных набегов кочевников с Северного Кавказа. Кроме того, Дербент и проход между горами всегда были настолько важным стратегическим пунктом на стыке Северного и Южного Кавказа, что абсолютно все завоеватели стремились установить над проходом и городом свой постоянный контроль. Начиная уже с Ахеменидов, то есть VI века до н. э.
С другой стороны, любая власть в Иране – парфяне, сасаниды, арабы – на протяжении всей своей истории старалась как можно дольше сохранять этот контроль на Кавказе. Они стремились контролировать караванные маршруты с севера на юг, с юга на север. Так и военные действия, передвижения кочевников Северного Кавказа. В этом смысле Дербент и проход были гораздо важнее Дарьяльского прохода в Грузии (из-за своей доступности).
Вообще, статус Дербента и его округи был особым. Над ним всегда существовал контроль Ирана, а позже – арабов. Всего лишь один раз, во время восстания в Алвании царя Васи (Вачи) в 60-х годах V-го века, аланы взяли под свой контроль Дербентский проход. Ненадолго, да и то потому, что в Иране в то время была междоусобная война за власть. Но, как только там утвердился Перос, персы вновь утвердили свой контроль над проходом. И сохраняли его долгое время.
— Если исходить из того, что при распаде Алванского царства образуются новые княжества, ханства и прочее, можно ли их считать преемниками кавказской Алвании?
— Да, я думаю, что княжества можно считать преемниками Алании, хотя в урезанной форме. В этом нет ничего необычного. Этот исторический процесс происходил везде в "подлунном мире". Обычно после распада государства появляются отдельные княжества. Которые, с одной стороны, стремятся сохранить самостоятельность во враждебном окружении, с другой стороны, хотят сохранить преемственность предыдущей государственной системы.
— Кем были алванцы по своему этническому происхождению?
— Основное население Алании по своему составу было кавказоязычным. Государствообразующим этносом были сами алваны, по языку близкие современным удинам. Но "близкие" – это не значит одно и то же. Кавказоязычный массив присутствовал как на правобережье Куры, так и на левобережье. Наши армянские коллеги отрицают что-либо связанное с кавказоязычием на правобережье Куры.
Кроме того, на территории Алвании обитали и другие этнополитические группы, говорившие на индоевропейских языках. Те же самые скифы, которые поселились в Алвании еще в VII веке до н. э., там же жили компактно и группы курдов, переселенные с асанитскими шахами. А может быть, и раньше, из северной Месопотамии. Кроме того, в качестве переселенцев из Ирана обитали таты. Но это была политика асанитских шахов. Они опирались на свое ираноязычное население, чтобы противопоставить его местному населению. Обычное явление в политических процессах. На северных границах Алвании (в районе Дербента) жили и до сих пор живут евреи. Это были переселенцы из Ирана, а в Иран они попали после разрушения иерусалимского храма.
Ранние тюрки появляются в Алвании с Северного Кавказа не раньше VI века. Но я имею в виду их поселения, а не то, что они вторгались, грабили или еще что-то. Потом они уходят обратно в степи Северного Кавказа. Для того чтобы осесть, поселиться в цивилизованном государстве, каким был Урарту, кочевникам был нужен серьезный мотив. Это могли быть какие-то внутренние процессы, протекавшие внутри общества тюрок Северного Кавказа. Какая-то междоусобица, когда некуда было деваться. Они просто переходили через Дербентский проход и просили убежища в Алвании, скорее всего, у иранской администрации.
Многие авторы говорят, что в 395 году был поход гуннов через Северный Кавказ на Переднюю Азию и тюркизация началась с этого времени. На самом деле этот первый поход гуннов начался очень успешно, а закончился очень плачевно. Персы разбили гуннов в Алвании, и они ушли через Дербентский проход в степи Северного Кавказа, никто там не остался для тюркизации.
Касательно языков, это были кавказские языки: прото- или прадревнеудинский. Кстати сказать, этот аранский язык арабские авторы фиксируют еще в X веке. Они пишут, что в окрестностях Барды говорят на аранском языке, то есть, на албанском. Кроме него были персидский, курдский, татский, на севере говорили на лезгинских языках. На границе с Арменией говорили на армянском. На границе с Грузией – на грузинском. Но после огузского завоевания и оседания, что очень важно, тюрок на территории Арана и Ширвана местное население стало говорить на языке огузов, который со временем стал азербайджанским языком. Это был язык завоевателей. Это универсальное историческое явление. Оно проявляется везде.
Этническая основа азербайджанцев – автохтонное население. Но только при участии тюрок-огузов сформировался современный азербайджанский этнотип и современный язык, относящийся к западной ветви тюркских огузских языков.
— Вы можете рассказать о новых албанских эпиграфических надписях, найденных в районе Мингечаура?
— О совсем новых не смогу сказать, публикации мне не попадались. Но ведь сохранились албанские надписи на каменных капителях храмов, предметов из обожженной глины, надписи на глиняных подсвечниках. Все эти материалы из Мингечаура. Их нашли, когда в Азербайджане создавали Мингечуарское водохранилище – это все оттуда. Вначале туда приходила археологическая экспедиция, исследовали все что можно, а потом всю территорию залили водой.
Новых я не знаю, но старых вполне достаточно. Они и старые не научились еще читать. Потому что многие наши исследователи все читают на тюркском. Специалиста по алванской письменности в Азербайджане нет. Я знаю, несколько есть в Москве, один из них – Никита Сергеевич Муравьев.
— А сохранились ли памятники албанской архитектуры в первозданном виде? Без каких-то дополнений?
— Если говорить об этой архитектуре, то я отметил бы Гандзасарский монастырь, который долго служил резиденцией Алванского католикоса, монастырь Святого Елисея, расположенный на высоком холме у подножия Муровдага. Здесь все сохранилось в своем более-менее первозданном виде.
Армянские коллеги считают эти монастыри достоянием армянской культуры и архитектуры. Необходимо заметить: Алвания и Армения развивались в одних, весьма сходных условиях, что неизбежно должно было отразиться и на архитектуре. Они могли испытывать взаимные влияния.
Я расскажу вам о своем впечатлении от посещения Гандзасарскогоь храма, который долго служил резиденцией Алванского католикоса. В 80-м году XX в. я поехал туда с Фаридой Мамедовой и с другими колегами.
На меня Гандзасарский храм произвел очень сильное впечатление. Что меня поразило: когда мы зашли и подошли к амвону, я увидел огромнейший жертвенный камень. Какой-то странной формы, неровный. Я говорю: "Фарида, такое впечатление, что сначала был камень, а потом вокруг него построили храм. Поднять его наверх нельзя, такой он огромный!"
Это говорит о глубочайшей древности этого места. Скорее всего, там было какое-то языческое капище. Мы знаем, что алванцы поклонялись Солнцу и Луне. Я был и в других храмах, но там везде все переделано, и судить, что было первоначально, уже трудно.
— Что вы можете сказать по поводу борьбы монофизитов и халкидонитов в истории албанской церкви?
— Результаты этой борьбы сказались на судьбах Алвании и ее народа. Любая религиозная борьба – это прежде всего борьба политическая, которая происходит в рамках и на фоне конфессионального противостояния.
Известно, что собор в Халкидоне состоялся в 451 году (Четвертый Вселенский собор), там не участвовали кавказские церкви – армянская, грузинская и алванская. Они отказались признать учение о двух природах Христа. Они соотносили с этим возрождение несторианства, с которым боролись. А позже, в 491 году, в армянском Вагаршапате армянская, грузинская и алванская церкви вообще отвергли халкидонское постановление.
Но в VI веке грузинский католикос Кирион перешел на сторону халкидонского собора и под влиянием соседей ликвидировал почти 70-летие перехода своей церкви в монофизитство. Он был предан анафеме армянской и алванской церквями. Если бы тогда и албанская церковь приняла халкидонство, то, возможно, сохранилась бы самостоятельная конфессиональная система и этнополитическая реальность, то есть алваны сохранили бы этнокультурную общность. Надо иметь в виду, что алваны по численности были гораздо больше, чем грузины, ведь еще древние авторы писали, что они выставляют большее войско, чем грузины.
Для тех, кто хотел бы подробнее ознакомиться с обсуждаемыми вопросами в подкасте, рекомендуем работу нашего гостя: Джафаров Юсиф. Гунны и Азербайджан. Баку. Азернешр, 1993.