Протест против войны, против военных преступлений, против геноцида и против оправдания всех этих кошмаров может проявляться на самых разных уровнях и в самых неожиданных местах. Мы уже знаем, что многие политические и пропагандистские деятели России подверглись санкциям со стороны западных государств за войну в Украине. Российские олигархи терпят убытки в связи с арестом их имущества в Европе. С некоторыми артистами, поддержавшими политику Путина, расторгают контракты, так как известные культурные организации дорожат своей репутацией.
На некоторые интересные мысли наводит ситуация с гастролями, точнее, их срыв, известного стендап-комика Нурлана Сабурова в Соединенных Шатах Америки. Это оказался тот случай, когда даже единичные протесты в многолюдном зале не дали спокойно продолжить концертное турне по континенту российскому и казахскому артисту, отказавшемуся дать правдивую оценку войне. Позиция этих одиночек понятна: не будет артист развлекать публику и на этом зарабатывать в то время, когда его страна убивает женщин, стариков, детей, когда его воины мародерствуют, грабят и насилуют, и все это безнаказанно и с одобрения руководства. И даже если комик их прилюдно подкалывает (в своей манере — с элементами похабщины), а зал над этим хохочет, они настроены решительно: или ответь на вопрос о войне, или прекрати смешить и смеяться. В ситуацию вмешалось и консульство Украины в Чикаго. В результате турне Сабурова по США было сорвано.
На мой взгляд, который не зависит от отношения к его юмору, Нурлану надо отдать должное: в отличие от многих он признался, что боится, попросил понять его правильно, так как в России остались его дети. Что артист сказал иными словами? Что в стране-агрессоре находятся его дети фактически на положении заложников, о судьбе которых он переживает. Поэтому комик не может сказать правду об агрессии России против соседнего государства. Не может высказать свое мнение. Даже такой ответ лично меня бы удовлетворил, если бы он не отвесил похабную шутку в адрес украинской активистки.
Ситуация с Нурланом Сабуровым напомнила фильм французского режиссера Клода Лелуша «Болеро». В одном из эпизодов немецкий пианист и дирижер Карл Кремер вынужден был дать концерт в Нью-Йорке перед пустым залом, так как все билеты выкупили местные евреи и не пришли. Это был их протест за то, что музыкант в молодости, еще до войны, выступал перед Гитлером и даже обменялся с ним рукопожатием. Для великого музыканта (в исполнении великолепного Даниэля Ольбрыхского) это явилось настоящим наказанием. Деньги не имели значения, главным для него было служение искусству, чтобы зрители видели его талант.
Что же для Нурлана является первичным: заработок или искусство? Судя по уровню юмора этого комика, думается, все-таки деньги.
Идиев Замбулат