Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

О ценностной шкале чеченцев

      

научных кругах и среди широкой общественности остается загадкойпочемучеченцы, при всей их кажущейся агрессивностиникогда не посягали на чужуютерриториюИстоком подобной ментальности и привязанности к определенномуокультуренному пространствуна мой взглядявляется глубина земледельческихтрадицииЭтому, так называемому концентризмуполярно противостоит номадизм— кочевое животноводство, где главенствует не облагораживание пространства, а экстенсивное использование природных ресурсов территории с последующей еесменой…..

 

В жизни любого народа на протяжении всей его истории существует некаясущностнаястержневая базакоторая так или иначе предопределяет характер всехего действийтакже как физическое развитие человека определяетсяиндивидуальным набором хромосом в его генахСвоего рода хромосомным кодомдля народа и является его ценностная шкалаОт эпохи к эпохе она можетизменяться в деталяхпереносятся акцентыно в своей основе она остаетсянеизменной. «Общество может процветать только в том случаеесли все его членыруководствуются единымиобязательными для всех принципами поведения», — гласит неопровержимая истина. Это относится ко всем и, в первую очередь, к нам, оказавшимся сегодня на перепутьеВозникает закономерный вопрос: «Есть ли у нас эти принципы?» Ответ может быть только один: «Есть»! Не одна сотня поколенийнаших предков вырабатывали ихпорою очень жестоко ошибаясьТолько мы их непридерживаемся и это очень печально, так как тому, кто пренебрегает прошлым — не дано будущееМы не только забылино и отвергли принцип: «Оглядываясь в прошлое — сними шляпуЗаглядывая в будущее — засучи рукава».

Наука утверждает, что «…исторические судьбы народов определяются, при прочихравных условияхразнообразием национальных характеровкаждый из которыхпредставляет собой результат биологической наследственностисложившихсятрадиций и выбора ценностных ориентации и предпочтенийнакопленногоисторического опыта и воспитанияКаждая нация отличается только ей однойприсущим сочетанием и соотношением темпераментатипа мышления и мировосприятия».

Нельзя постичь высшую математикуне запомнив таблицу умноженияТочно такженельзя понять характер народане зная его ЦЕННОСТНОЙ шкалыСегодня многиеспекулируют именем чеченского народапричемне имея, как правилоэлементарного понятия о его истории и менталитетеМежду тем, чеченцы один изнемногих народов миракоторый в результате упорной многовековой борьбыотвергли сословно-иерархическое общественное обустройство и единственный наКавказекоторый на всей территории своего расселения установил порядокназванный учеными царской России «демократическим управлением».

На Кавказе сложился уникальный культ «достойного человека». Тут не популярендевиз: «Цель оправдывает средства». Здесь живут под лозунгом: «Все безнравственное -антисоциальноеДостоинство человека не связывается ни с его «мошной», ни с его происхождениемни с занимаемым постом. И допровозглашения Ислама происходили народные восстания против эксплуататоровно «князи из грязи» становились новымизачастую еще более жестокимигосподамиИслам привнес на Кавказ понятие высокой гражданственности — все люди равны перед Всевышним, а Он судит их по реальным делам. Эта квинтэссенция исламаперенесенная на чеченскую почву в пору жесточайшейсхватки народа с феодальной элитой, и дала толчок этому чудесному явлению — культу «достойного человека». Один из старинных назмов о Посланникесвидетельствует, что он воспринимался чеченцами в качестве фольклорного«одинокого героя», вставшего на борьбу за права обездоленных. Сам факт его рождения символизирует крах феодальных порядков: «Макки элийн гlалийн сенашлилхира» (досл.: Углы мекканской княжеской крепости треснули).

Чеченцы, в силу определенных причинсохранили дух времен становления и развития ИсламаСовпадение во времени принятия Ислама и началаантифеодальной борьбыналичие института «тейпов» и духовных наставниковустазовопределили подлинное лицо чеченцаИСЛАМ времен Последнего Пророкаи праведных Халифов высветил подлинную душу чеченского народа и его мировосприятиеТолько через эту призму и можно понять и оценить его.

Самостоятельно я бы не осмелился связать предлагаемую ЦЕННОСТНУIО шкалучеченцев с Исламом, так как не считаю себя знатоком в этой областиОднакоподвернулась небольшая по объему работа Мурада Бено: «РазмышленияНародтерриторияислам». Оригинальный подход Мурада Бено к понятию «lибадат» (поклонениесильно облегчил мою работу. «lибадат» не низведенне ссужен доосновополагающих категорий «фарз» (обязательные для исполнения религиозныеобряды), а толкуется широкоохватывая всю жизнь человека, с его деламипоступками и действиямиСоотношение между «фарз» и «lибадат» мне представляется в виде соотношения фирменной бирки и самого товараПерваяуказывает лишь на формальную принадлежность, а вторая реально выявляет сутьпоклонения. С «фарз» Ислам начинаетсяно ни в коем случае не завершаетсяНизводя всю величайшую мировоззренческую Исламскую систему к исполнениюобрядностивсякого рода новоявленные модернизаторы Ислама отсекают человекаот собственной жизни, а заодно и от Всевышнегоподобно тому как в свое время К. Маркс отсек Всевышнего от человека и его земных дел.

Почему именно у чеченцев лучше сохранилась сущностная сторона Исламаиногдадаже в ущерб его внешнейобрядовой сторонеКроме вышеизложенных причинсказалось долговременное давлении царской и, в особенностибольшевистскойРоссии на мусульманскую веруИменно отсюда несколько отстраненное отношениек формальностям для сохранения сути Ислама.

Миру известны множество различных кодексов, как правилосословногопроисхождения — рыцарскийсамурайскийцеховыесектантские и т. п. Существуюти отдельные высказываниясуммирующие ценности того или иного народа. В частностиочень уважаемый мной акад. Д. Лихачев так перечислил главныеценности русского народа: «Здоровьеволя и простор». Хотя это далеко не полнаяценностная шкала русского народано и эта формула дает возможность заглянуть в такие глубины русского характеракоторые невозможно передать и сотнейспециальных исследовании.

Основная особенность предлагаемой (кстатидалеко не полнойЦЕННОСТНОИшкалы чеченцев в том, что она не подвержена влиянию сословногорасового или какого-либо другого условного фактора, а также не делит людей по полувозрасту и т. д. Эта шкала реально существовала и влияла на формирование и поведениерядового чеченца вплоть до сегодняшнего дня.

ИтакЦЕННОСТНАЯ шкала чеченцев:

1. АДАМАЛЛА человечность
2. КЪИНХЕТАМ милосердие
3. ЛАРАМ уважение
4.IЦ1АНО духовная чистота.
5. 2. НИЙСО равенство
6. 3.БАКЪО истинаправдивость
7. I. ЮЬХЬ лицоистокначало
8. 2. ИЭХЬ стыдсовестливость
9. 3. СИЙ честьславапочет
10. I.Г1ИЛЛАКХ этикет
11. 2. ОЬЗДАНГАЛЛА внутренняя культура
12. 3. СОБАР терпение.

Пророк Адам при своем сотворении получил от Всевышнего все необходимое ему не только в физическом планено и, самое главное, — духовностьСотворенный поЕго «облику и подобию», Адампо чеченской традиции, был Им особо одарен: «Шен хьекъалах — хьекъал; Шен кхетамах — кхетамкоьрта декъана; шен серлонах — серло а елла» (дословно: «Он даровал ему от собственного ума умот рассудка — рассудокот своего света — свет»).

Троичность в чеченских представлениях — дело обыденноеКазалось бы и блоковдолжно быть три, но при этом получается, что картина и общий смысл остаютсянезавершеннымидобавив четвертый блок, я исходил из того, что не хватилопервому пророку в Эдеме — СОБАР.

Хотелось бы обратить особое внимание на антоним адамалла — акхаралла дикостьподчеркнутое отмежевание человечности от животного состояния. У чеченцевподчеркивается необходимость сохранения в себе всего ЧеловеческогоНа этомеще раз акцентирует внимание антоним второй ценности в первом же блоке — КЪИЗАЛЛА бессердечиежестокостьявляющейся высшей степенью дикостипротивостоящей милосердию.

После выдворения человека из Рая люди деградировали духовно и отказались отЕдинобожия, все больше и больше впадая в грехиАллах одного за другим посылаетк ним своих Посланников с увещеваниямипричем каждый раз выделяласьподчеркивалась именно та сущностная категориякоторая оказывалась наиболееущемленной в данный конкретный моментИменно на этой основе и сложиласьнамой взглядЦЕННОСТНАЯ шкала чеченцев.

При первом взгляде на шкалу может возникнуть неверное впечатление, что ценности с цифры 7 повисают в воздухеНа самом же делеценности 3-го блоканапрямую связаны с предшествующими блоками. Это становится очевидноеслипопытаться его переставить или вообще изъятьЗдесь налицо ряд тонкостей. К примеру, все духовные ценностиначинающие блокирасполагаются как бы наодной линии по вертикали как, впрочем, и все остальные.

1. Адамалла.
2. Цlано.
3. ЮьхьЯхь.
4. Г1иллакх.

Если выявить их общий признакто все они объединены тем, что «демонстративны» или, как говорят сами чеченцы, они из категории «радующих глаз». Они подобныкроне дерева в весеннюю порукогда листва полностью раскрылась.
Ценностикоторые идут в блоках вторыми:

1. Кlинхетам
2. Нийсо
3. Иэхь. (Бехк, Иэс)
4. Оъздангалла

Не столь демонстративны, как первыеВернувшись к образу дерева можно ихсравнить со стволомна котором держится кронаЧеченцы относят эти понятия к «радующим сердце».
Третьи в блоках:

1. Ларам
2. Бакъо
3. Сий
4. Собар

Как бы вообще сокрыты от чужих глазно отними их, и все блоки развалятся, как карточный домик. Это — корникоторые держат и питают всю видимую часть древа. Чем основательнее в человеке эта часть морально-нравственных ценностей, тем ярче и последовательней проявляются в нем истинно человеческие чертыхарактераЧеловек, у которого исполнение этих предписаний доведено доавтоматизма по выражению чеченцев: «Шен сийцацlийцапхенишца дерг» досл.: впитано (слито) с душойкровьювенами — благословен перед Всевышним, а в жизни его называют – Къонах досл. — муж, молодец.

Игнорирование хотя бы одной из вышеизложенных ценностей или невернопоставленный акцент на одной из них напримерна том же Яхь лишает чеченца его сердцевины и ничем другим образовавшийся вакуум заполнить невозможно. «Чеченцем быть оставаться трудно» — говорят сами чеченцыдействительномалородиться чеченцем — им необходимо сперва стать, а затем удержаться в рамкахэтого статуса.

Сегодня, к нашему великому несчастьюмало кто задумывается над разницей междуцелыми и усеченными или неверно акцентированными ценностными понятиями, что искажает нашу самоидентификацию, а также не дает нам правильноориентироваться в повседневной жизниОтсюда наше искаженное поведениеМысегодня «достигли» уровняхарактеризующегося следующей цитатой: «Последняяступень падения народа — когда безнравственность становится предметомгордости».

Именно поэтому как никогда ранее нам необходимо разобраться в основахсобственной духовностипрежде чем бежать заимствовать что-то заморское, ибо только это позволит нам выбраться из хаосасотворенного нами самими и поощряемого многочисленными «друзьями» из далека и не из далека.

Сокращенный вариант статьи С-М. Хасиева