В Бостоне подходит к концу тянувшийся 10 недель процесс над 21-летним Джохаром Царнаевым. Выслушав в среду утром заключительные слова сторон и наставления федерального судьи Джорджа О'Тула, 12 массачусетских присяжных, которые в апреле признали Царнаева виновным во взрывах на финише Бостонского марафона, удалились в совещательную комнату решать, жить ему или умереть.
Смертная казнь грозит Царнаеву по 17 из 30 пунктов обвинения. Если присяжные единогласно решат, что он заслуживает высшей меры хотя бы по одному из них, судья приговорит его к смерти. Если хоть один из них выскажется против смертной казни, судья должен будет приговорить осужденного к пожизненному заключению без права на условно-досрочное освобождение, которого на федеральном уровне в любом случае давно нет.
В совещательной комнате присяжные будут решать судьбу Царнаева не простым поднятием рук. Они должны будут заполнить объемистый вопросник, отмечая галочками, как они голосуют по каждому из отягчающих обстоятельств, представленных обвинением, и каждому из смягчающих, выдвинутых защитой.
Эта трудоемкая процедура придумана для того, чтобы присяжные сосредоточились на фактах дела и были меньше подвержены воздействию эмоций и посторонних факторов.
В конце они должны будут решить, какие обстоятельства перевешивают. Решать нужно будет не арифметически ("5 смягчающих обстоятельств перевешивают 4 отягчающих"), а по наитию.
"Одно-единственное смягчающее обстоятельство может перевесить сразу несколько отягчающих", - подчеркнул О'Тул в своих наставлениях присяжным.
Эта процедура была принята Верховным судом США в 1976 году, когда он отменил продержавшийся четыре года мораторий на смертную казнь.
Отягчающие обстоятельства
Суд только что обнародовал вопросник, который должны будут заполнить присяжные. Сторона обвинения давно обозначила отягчающие обстоятельства, которые она видит в этом деле.
Джохар Царнаев, согласно прокурорам, намеренно пытался убить и искалечить людей, он выбрал уязвимых жертв, таких как дети и зрители на марафоне, он не выказал раскаяния, он действовал во имя джихада, то есть преследовал террористические цели, один пострадавший был полицейским, действия осужденного были преднамеренными.
Голосование по отягчающим обстоятельствам должно быть единодушным. По смягчающим – нет. Достаточно простого большинства. В этом смысле защита имеет преимущество.
Всего на процессе Царнаева, который прерывался праздниками и трехдневными выходными и занял 27 рабочих дней, были допрошены 154 свидетеля. Защита вызвала чуть меньше трети из них и доказывала с их помощью, что Джохар был впечатлительным подростком, находившимся под влиянием своего старшего брата Тамерлана, который втянул его в джихад.
Как показывали свидетели защиты, мозг подростка еще не полностью сформировался, Джохар рос в неблагополучных семейных обстоятельствах и воспитывался в убеждении, что слово старшего брата для него закон. В момент взрывов ему было 19 лет, у него не было судимостей и задержаний.
Стандартного списка смягчающих обстоятельств нет, и защита вольна импровизировать.
Например, адвокаты Закариаса Муссауи, осужденного за причастность к терактам 11 сентября 2001 года, пытались разжалобить присяжных скорбными повестями о проявлениях расизма, которые испытал в детстве их подзащитный, и его скитаниям по сиротским домам.
Эта тактика принесла плоды: присяжные не сумели достичь единогласия, и Муссауи был приговорен к пожизненному сроку.
Присяжные имеют право добавлять свои собственные смягчающие обстоятельства.
"Парень суперский"
Предсказывают, что вся процедура может занять несколько дней, а то и недель. Судья, впрочем, не исключает, что дело пойдет куда быстрей, и распорядился, чтобы присяжные совещались и в эту пятницу, которая в судах обычно объявляется выходным днем.
В последние три недели защита представила присяжным пятерых родственников подсудимого и нескольких его школьных учителей, которые показали, что Джохар был образцовым учеником.
"Парень суперский, очень сообразительный, схватывал все на лету, очень трудолюбивый", - сказала Трейси Гордон, преподававшая Царнаеву обществоведение в седьмом классе.
Защита предъявила присяжным характеристику для поступления в вуз, которую дал Царнаеву его учитель алгебры Эрик Тауб, назвавший его "умным, энергичным и доброжелательным учеником".
Адвокаты затребовали историю болезни отца подсудимого Анзора Царнаева, который страдал от посттравматического стресса, зрительных галлюцинаций (ему чудились "маленькие существа вроде ящерок"), острых тревожных состояний и паники, бессонницы, психозов, а также провалов в памяти.
К 2012 году, писал его врач, Анзор развелся, был не в состоянии работать и нуждался в постоянном наблюдении. Защита предъявила присяжным соответствующие документы, пытаясь доказать, что Тамерлан по сути дела заменил младшему брату отца и пользовался у него непререкаемым авторитетом.
Адвокаты заявляли, что Тамерлан заразился исламистскими идеями прежде всего в интернете, где его покорили проповеди родившегося в США исламиста Анвара Авлаки, убитого в 2011 году в Йемене ракетой американского беспилотника. Тамерлан также увлекался чеченским сайтом "Кавказ Центр".
Как показал ФБР Магомед Карташов, подружившийся с ним в Дагестане в 2012 году, Тамерлан приезжал туда из Америки в надежде, что попадет на джихад. "Он толком ничего не понимал, - сказал Карташов на допросе. – Он просто смотрел видео в интернете".
Защита вызвала мать и друзей вдовы Тамерлана американки Кэтрин Рассел, которая впоследствии перешла в ислам и взяла себе имя Карима. Ее мать Джудит Рассел сказала, что возражала против их брака с Тамерланом, потому что он изменял Кэтрин и вообще дурно с нею обращался.
Агенты ФБР изучили компьютер Кэтрин-Каримы и выяснили, что когда Тамерлан отправился в январе 2012 года в Дагестан на поиски джихада, она, в свою очередь, искала в интернете ответа на такие вопросы: "Если твой муж становится шахидом, то какое воздаяние ждет тебя?" или "Воздаяние жене муджахидов".
Ни Карима, которая сейчас живет в Нью-Джерси и по-прежнему исповедует ислам, ни родители Джохара, вернувшиеся в Россию, ни его оставшиеся в США сестры Алина и Белла ни разу не показались в суде.
"Братья по оружию"
Защита, однако, привезла из России нескольких его родных, одна из которых показала, что Джохар Царнаев плакал в детстве, когда смотрел мультфильм "Король Лев". Другая разрыдалась на свидетельском месте и этим, наконец, выжала скупую мужскую слезу из подсудимого, который обычно сидел со скучающим видом.
Прокуроры ворчали, что пребывание родных подсудимого в Бостоне вылетает казне в копеечку. К ним, например, пришлось приставить 16 сотрудников ФБР.
Зашита вызвала санитаров, которые везли израненных братьев в больницу. Как оказалось, 26-летнего Тамерлана Царнаева, которого сперва в перестрелке изрешетила пулями полиция, а потом случайно переехал на похищенном "Мерседесе" Джохар, везли в карете скорой помощи еще живым. Смертельно раненый, Тамерлан из последних сил не давал санитарам поставить ему капельницу и громко рычал.
В отличие от него младший брат, которого арестовали с множественными ранениями на следующий день, вел себя так смирно, что с него сняли наручники, чтобы установить капельницу.
"Он был в состоянии ответить на все вопросы, - показала фельдшер Лора Ли. – Он сказал, что у него аллергия на кошек".
"Нам надо говорить о Тамерлане, - сказала в среду адвокат Джуди Кларк в своем последнем слове. – О Джохаре нельзя говорить без того, чтобы не говорить о Тамерлане. Утверждения, что он не влиял на Джохара, противоречат материалам дела!"
"Тамерлан Царнаев не был кукловодом подсудимого, - парировал в своей заключительной речи прокурор Стивен Меллин. – Они были сообщниками и братьями по оружию!"
Владимир Козловский