Санкции Запада против России строго соизмерены и не преследуют цель реально наказать Путина.
Уважаемый мной правозащитник и диссидент (чуть не написал «бывший») Александр Подрабинек так комментирует новые «санкции» Запада против путинского режима: «Еще семь российских чиновников не смогут ездить на Запад и пользоваться западными банками и платежными системами. Еще 17 российских компаний лишатся своих американских активов. Мощнейший удар по российской экспансии! Обама трясется от негодования, мы – от ужаса, а Путин – от смеха». И вопрошает: «Это и есть "высокая цена", заплаченная Россией за аннексию Крыма и дестабилизацию обстановки на Украине?».
Далее Александр Подрабинек выдвигает предположение, рожденное скорее досадой, чем глубоким осмыслением ситуации: «Не понимать, что ставки в затеянной Путиным игре во всемирное лидерство гораздо выше тех, которыми отвечает Запад, могут только очень наивные люди. Кажется, западные политики все же не таковы. Речь идет о гегемонии Кремля как минимум на всей территории бывшего СССР, а в перспективе – о создании эффективного полюса противостояния западной демократии».
А.Подрабинеку представляется, что США в частности и западная элита вообще не заинтересованы в создании нового полюса силы на евразийском пространстве в лице России. Формально он прав: ведь главный принцип глобализма, провозглашенного США в качестве государственной и цивилизационной доктрины, предполагает наличие в мире «одного хозяина». Так зачем же лидеры западных стран фактически потакают Путину, который захватывает у постсоветских соседей России одну территорию за другой? Нельзя же, в самом деле, считать противодействием путинской агрессии вялые протесты из европейских и североамериканских столиц, беззубые санкции, над которыми в Москве откровенно смеются, и имитацию «оборонных мероприятий», которую без всякого артистического блеска проводят «кролик» Яценюк и «пастор» Турчинов.
Однако в основе любого общественно значимого явления, а уж тем более явления геополитического масштаба лежит мотивация, часто не поддающаяся логике, которая опирается на обыденную дихотомию «добра» и «зла». Дело в том, что США и Западу в целом нужен сильный противник, чтобы придать дополнительную динамику прогрессу. «Исламский терроризм» и ужасная невидимка под названием «Аль-Каида» для этой роли уже не годятся: у этих полувиртуальных структур, многочисленными отростками вросшими в спецслужбы, уже нет того мобилизующего потенциала, который необходим для манипуляций с общественным сознанием.
В ком же найти нового убедительного для широких евро-американских масс цивилизационного врага, этакого «красного дракона»? Китай слишком огромен и слишком необходим в мировом разделении труда, чтобы играть с ним в эти игры. Иран, несмотря на ядерные амбиции, тоже не годится на роль «пугала», потому что иранская элита входит в один, скажем так, эзотерический клуб с элитами Запада и главное геополитическое предназначение тегеранского режима – держать в страхе и трепете разжиревших на нефтедолларах трусливых суннитских шейхов. Северная Корея существует постольку, поскольку создает «коммунистический декор» и выполняет функцию наглядного стенда, отпугивающего мятежные натуры от чересчур левых идей. Остается Россия, еще не до конца сбросившая советское оперение, а в последние годы все шире распускающая красный павлиний хвост.
Чтобы идти, человек должен отталкиваться от какой-то твердой поверхности. Такая же «отталкивающая поверхность» в виде геополитического врага нужна и западной цивилизации, чтобы мчаться вперед по траектории своей судьбы. Если бы таких врагов (чаще выдуманных, чем реальных) не было, если бы реально наступил «конец истории» по Фрэнсису Фукуяме, когда весь мир переходит на парадигмы либерализма, то это для Запада означало бы застой. А застой для системы, существующей как вечный генератор технологического прогресса, смерти подобен. Поэтому и создается в авральном порядке новый враг, антагонистичный Западу по всем параметрам – идеологическим, философским и даже метафизическим. Потому и раздирается на куски несчастная Украина под жалкое блеяние киевских «властей». Потому и санкции Запада против России строго соизмерены: они не должны быть чересчур обременительны для кремлевского подполковника в реальном экономическом значении, но в то же время достаточны для того, чтобы устраивать на российских телеканалах «пятиминутки ненависти» в отношении Запада. По-видимому, эти гармоничные санкции вырабатываются толковыми ребятами, потому что их ровно столько, сколько нужно для текущих политических потребностей.
Андрей Новиков, для Чеченпресс