Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

На полпути

putler

Вся 15-летняя политика Запада в отношении Путина – это непрерывное оправдание его агрессий. Когда Путин напал на Чеченскую Республику, которая не успела не то что залечить страшные раны от первой войны, но даже приступить к их лечению, Запад нашел для Путина оправдание в доктрине «территориальной целостности государства». То есть, Россия объявила Чеченскую Республику своей неотъемлемой частью, и Запад, посчитав это утверждение нерушимым законом бытия, дал согласие на то, чтобы Чечня повторно была потоплена в крови.

 

Уничтожив четверть чеченского населения во имя принципа «сохранения территориальной целостности государства», Путину пришлось на время притормозить в ликвидации последствий «геополитической катастрофы», каковой он назвал крушение СССР. В самом деле, только что закончив мясницкую работу в Чечне, совершенную с этим принципом на знамени, Путину было не с руки нарушать его в отношении какого-либо отколовшегося от империи соседа. Например, Грузии, которая давно была тщательно подготовлена для аннексии.

 

Но тут, как подарок судьбы, случилось Косово. Западное сообщество отсоединило Косовский край от Сербии и объявило его независимым государством. Теперь в ходу был иной принцип: «право народов на самоопределение» – смысловой и политический антагонист первого. Россия поначалу возражала и даже протестовала против суверенизации Косова, но не слишком энергично, чтобы не вспугнуть вызревающую удачу. А когда дело было сделано, то есть когда Косово было объявлено независимым государством и признано западными странами, Путин, поняв, что пришел его час, воспрянул. И в России, в унисон Западу, на самом высоком уровне заговорили о «естественном праве народов на самоопределение»: как будто из-за не из-за попытки реализовать это естественное право Чечня всего несколько лет назад была превращена в ад земной.

 

Когда Путин напал на Грузию, чтобы отторгнуть от нее Абхазию и Южную Осетию, на Западе мало кто стал даже упоминать о «принципе территориальной целостности государства», прекрасно понимая, что в ответ ему мгновенно напомнят Косово. Кремль получил в свое распоряжение обоюдоострое имперское оружие: чтобы захватывать чужие территории, он может апеллировать к «праву народов на самоопределение», а чтобы удерживать захваченное, Кремль может активировать «принцип территориальной целостности государства». Очень удобно для мошеннической игры – как монета с двумя «орлами».  

 

После того, как подполковник КГБ решил продолжить свое «собирание земель» и аннексировал Крым, Запад искренне возмутился. Там, видимо, считали, что сполна расплатились с Путиным за Косово Абхазией и Южной Осетией. Однако в Кремле считают иначе: по старой имперской традиции Россия будет идти вширь до «естественных границ». Или, если перевести эти слова на обыденный язык, до тех пор, пока не получит адекватный отпор.  Но в Украине такая участь ему, судя по всему, не грозит. А что касается «санкций» Запада – робких, нерешительных, половинчатых, то Путин от них просто отмахивается, не считая это бессильное блеяние темой, заслуживающей сколько-нибудь серьезного обсуждения.

 

Каждый раз, уступив Путину, Запад замирает в надежде, что «это было в последний раз» и лидер России наконец-то угомонится. Но это – утопические надежды. Путин явно лелеет далеко идущие планы и не намерен останавливаться в Крыму, то есть на полпути. На очереди Приднестровье, восточные области Украины, Северный Казахстан… Так что, у западных лидеров, скорее всего, еще неоднократно появится повод «выразить обеспокоенность» и «высказать озабоченность».

 

Андрей Новиков, для Чеченпресс