Чеченцы (нохчий) и ингуши (г1алг1ай), как единый этноязыковый массив, представляют собой один из древнейших коренных народов Кавказа, связанный между собой единством территории, общностью языка, культуры, происхождения и национального самосознания. В исторической и специальной литературе прошлого века, а также вплоть до 30-х годов XX века, в качестве общего обозначения этих двух народов использовался этноним «чеченцы». В 30-х годах XX в. в советскую историческую и лингвистическую литературу Заурбеком Мальсаговым и Халидом Ошаевым был введен новый для науки термин «вейнах» (вайнах), как общее название чеченцев и ингушей, отображавший единство их языков. Термин «вейнах» по существу сменил утвердившийся ранее в науке термин «чеченец», который, как сказано выше, являлся общим этническим определением родственных племен: чеченцев, ингушей и этнического объединения карабулаков.
Этногеографический ареал проживания предков вайнахских народов в древности и в средневековье был несколько шире современных территориальных рамок, в отношении северных, западных, южных и восточных границ.
Из общего массива близкородственных по языку, культуре, антропологическому типу северокавказских обществ чеченцы, ингуши и карабулаки стали явственно выделяться к середине XVIII века (хотя длительный процесс консолидации вайнахских обществ в отдельные народы начался гораздо раньше).
Известно, что в течение нескольких тысячелетий вайнахи, традиционно проживавшие на равнинной части Чечено-Ингушетии, временами вынуждены были под натиском завоевателей уходить в горы, леса и предгорья, но постоянно возвращались обратно.
В ХV-ХVШ веках происходит очередной процесс возвращения вайнахов на плоскость, прерываемый нашествиями донских казаков, калмыков и крымских ханов...
С восстановлением на равнине аулов в районе старых городищ и поселений, с ростом их населения, с развитием производительных сил и становлением новых производственных отношений складывались благоприятные условия для новой консолидации разрозненных вайнахских обществ. Так, к XVIII веку выделяються три близкородственных этнических объединения: чеченцы, карабулаки и ингуши.
Основу ингушской народности составили выходцы и горных обществ г1алг1ай (кхакхаллой), цхьорой и фаьппий (джейрахомецхальцы) по русским источникам ближние кисты, имевшие общее самоназвание «г1алг1ай» и «ломурой»
Более многочисленную чеченскую народность составляли горные этно-территориальные объединения крупных обществ - нохчмахкхой (ичкеринцы), арара-аьккхий (ауховцы), шотой, ч1ебарлой, м1айстой, маьлхий, аьккхий, т1ерлой, нашхой, галай, ялхарой, кей и многие другие, имевшие общее самоназвание «нохчий» (нахчой) и «ламарой», сохранявшие зачастую в ряде обществ локальные самоназвания: аьккхий, маьлхий и т.д. (горные чеченцы верховьев Аргуна в русских источниках XIX века назывались «кисты дальние»).
Выходцы из горных обществ и кланов Хьевхарой, Галай, Фергнекъие, Белхарой, Оьрг-некъие, 1алха-некъие, Виелха-некъие, Мужахой, Булгуч-некъие, Бока-некъие, Г1андалой, Мужганхой составили основу этнического объединения орстхой (арштхой) – карабулаков, но так звали в основном тех из них, кто выселился на плоскость. Ц1ечой, пхьарчхой, поселившиеся на востоке, стали называться акки.
К ним относились также отдельные общества ц1ечой и мержой.
К карабулакам иногда причисляли и аккинцев, которые так же, как и они, охраняли вайнахские пределы, те и другие по роду занятия были стражниками (Саидов И.М.).
Некоторые общества карабулаков относили в литературе XIX века к чеченцам (общество мержой) или к ингушам (общество галай).
Орстхойцы связывают свое происхождение, как и все чеченцы, с местностью Нашха (в районе озера Галанчож). Орстхойцы аккинского происхождения в своих преданиях указывают как прародину местность Аьккха или Лам-Аьккха (Галанчожский район) или местность Балой-лам и общество балой (у озера Галанчож в Горной Чечне), откуда по их мнению, произошли два крупных тайпа: аьккхий и орстхой.
Западные карабулаки-галай (в русской литературе называвшиеся «галашевцы») происходят от чеченского тайпа галай, проживавшего в том же районе Галанчожского озера, часть которых некогда переселилась в местность при выходе реки Ассы из узкого ущелья на плоскость, и слились с орстхойцами.
Карабулаки (западные) на вопрос: «Кто вы?» отвечали: «Мы нах и нохчий», но подчеркивали: «Мы особые нохчий». Язык карабулаков - это смесь чеченских горных диалектов и говоров с преобладанием гласных звуков (Саидов И.М.).
Язык карабулаков занимал как бы промежуточное положение между чеченским и ингушским языками. Ряд ученых чисто теоретически относили язык карабулаков к некоему промежуточному диалекту между чеченским и ингушским языками (Д. Мальсагов), другие к орстхойскому диалекту чеченского языка.
Орстхойский язык изучали А. Ножаев, М. Саидов и др. Интересовался их языком и А. А. Саламов. М. Р. Овхадов на основе полевых научных материалов, классифицировал язык орстхойцев как орстхойский говор галанчожского диалекта чеченского языка, составивший в прошлом с аккинским близкий массив - галанчожский диалект чеченского языка.
К середине XVIII века картина расселения чеченских обществ была примерно следующей: на территории между рр. Акташ-Сулак-Терек-Аксай на востоке жили ауховские чеченцы, составленные в основном выходцами из аккинцев, гуной, карабулаков, керкетов, ичкеринских чеченцев и других. Ауховские чеченцы сосуществовали на равнине главным образом с кумыками, чей простой для изучения язык вытеснял из них чеченский.
На западе с плоскостными чеченцами (общество Гехи) к сер. XVIII века граничили карабулаки, занимавшие территорию от левобережья Фортанги до р. Сунжи, в районе ее выхода на плоскость.
Иногда к карабулакским землям причисляли территорию между реками Фортанга и Шалажи. В 1762 г. здесь не было еще поселений, а были пастбища для стад карабулаков и горных чеченцев. Старые села исчезли после нашествия казаков.
Уже с 80-х годов XVIII века территорию между Фортангой и Шалажи вновь заселяют выходцы из Ичкерии, Аргунского ущелья, а также аккинцы, ялхаройцы, галайцы, нашхойцы, мержойцы и другие выходцы из верховьев рек Нитхой, Гехи и Фортанги. По Сунже самым западным чеченским селением в XVIII в. являлось Казах-Гечу (в 3 км к востоку от современного Серноводска, на правом берегу Сунжи), (здесь поселились и карабулаки), а условной границей между чеченцами и карабулаками к началу XIX века стала река Фортанга.
По реке Ассе западным чеченским (вместе с карабулаками) селением к началу XIX века стало с.Шелчихи (у современного с.Новый Шарой на правом берегу р. Ассы).
В XVIII веке галгаи мигрируют на запад, и спускаются по ущелью р.Терек (на север, через ущелье реки Ассы, их не пускали на плоскость карабулаки) в местечко Онгушт, заняв территории между правобережьем р.Терек (Тарская долина) и по берегам реки Камбилеевки. Согласно документам второй половины XVIII века, ингуши занимали территорию между р.Терек (правобережьем) и верховьями р.Сунжи (левый берег), где после ухода малокабардинцев основали совместно с карабулаками Ахки-Юртовские хутора (период между 30-60 годами XVIII века).
Во второй половине XVIII века ингушами было основано с. Заур у входа в Дарьяльское ущелье.
Где-то с середины XVI века до первой четверти XIX века территорию до левого берега Сунжи, «супротив Наура», занимали кабардинские князья, поощряемые к этому царизмом. Этнически чеченская территория стала «Малой Кабардой». С других чеченских земель кабардинские князья в XIX в. в основном были изгнаны.
Существовавшая для «Малой Кабарды» опасность нападения чеченцев, ингушей и карабулаков заставляла «ее владельцев»-князей часто менять свое местожительство.
В 40-х годах XVIII века в пределах Малой Кабарды оказалось и значительное количество кабардинцев. В то время кабардинские князья владели и по р. Сунже 12 селами.
К началу 60-х годов XVIII века кабардинские князья уходят с р. Сунжа, в связи с набегами чеченцев и карабулаков, и селятся по р. Камбилеевке, оттеснив оттуда небольшую колонию ингушей, и по р. Пседах.
В 1808 году путешественник Ю. Клапрот писал об кабардинских «Ахловых кабаках» (селениях), что они появились на р. Пседах 80 лет назад, перейдя с реки Сунжи (в районе ручья Назрань).
Названия кабаков-сел часто давалось по именам князей, в конце XVIII века Малая Кабарда разделилась на две области: в восточную «Гелахстан» (ближайшую к вайнахам) входили поселения двух фамилий Ахловых и Мударовых. Поселения Ахловых были у северной подошвы второго небольшого горного хребта среди садов, орошаемых тремя ручьями речки Пседах.
С 1762 года создаются благоприятные политические условия для возвращения карабулаков с предгорий на р. Сунжу. Карабулаки переселились на место впадения речки Аксай в р. Сунжу в урочище Карасу-Яндырь только в 1772 году.
Часть территории по реке Сунже, вверх от Яндырки, к 80-м годам XVIII века оставалась еще опустошенной.
«Область по р. Сунже, - писал в 1781 году Штедер, - имеет порядочные леса, а также красивые равнины и холмы с фруктовыми садами, которые тянутся по северной стороне реки двухверстной полосой до истоков р. Сунжи. Однако уже около 80 лет вся эта область на 100 верст в длину и 60 в ширину покинута населением и лежит необработанной.
В XVIII веке резко возросла политическая мощь Чечни. С начала 80-х годов происходит массовое возвращение чеченцев в области между р.р. Шалажи и Фортангой, берегов Сунжи, Терека. Это была т.н. «внутренняя колонизация».
С середины XVIII - в первом десятилетии XIX века чеченцы вновь заселили правый берег Терека, а также создавали совместные с карабулаками поселения вплоть до нынешнего сел.Яндыри.
Еще до 1785 года известны факты проживания чеченцев и в Малой Кабарде. По письменным источникам трудно датировать время заселения чеченцами этого района.
Во время шейха Мансура чеченцы содействуют возвращению своих союзников-малокабардинцев (воевавших против царизма) к верховьям р.Сунжи.
Тогда же усиливается сплочение вайнахских племен. С 60-х годов XVIII века письменные источники фиксируют существование трех родственных племен и все чаще отмечают единство чеченцев и карабулаков.
Многие дореволюционные авторы отмечали большую близость карабулаков к чеченцам, выделяя карабулаков (балсурцев) в отдельное племя или включая в «чеченское племя». К примеру, П.П. Бутков называл карабулаков «одноплеменцами чеченцев», И.А. Гюльденштедт писал, что карабулаки «говорят по-кистински, чеченским или мисджегским наречием». Об этом же писал Я. Рейнегс, С.М. Броневский, Е.Г. Вейденбаум и др. Х. Дошаев и этнограф И. Саидов доказывали, что после каждого ослабления карабулаков их состав пополнялся чеченцами. Собственно к чеченцам карабулаков относили также Р.Ф. Розен, П. Зубов, А.П. Берже, Н.Ф. Дубровин, У. Лаудаев и др. П.К. Услар считал, что чеченское племя от Дарьяла до Аксая говорит на чеченском наречии.
По свидетельству Я. Рейнегса (1780 г.), ингушский говор, напротив, отличался от языка карабулаков: « Что ингуш говорит, того сосед его кисти, разделяясь с ним одною только небольшою речкою, не разумеет, а оба они не могут отвечать карабулаку его языком...». Конечно, здесь Рейнегс сгущал краски (мнение И.М. Саидова).
Вследствие этнической и политической близости чеченцев и карабулаков собственно западной границей Чечни стала считаться р. Сунжа в ее верхнем течении. П. Бутков писал: «Чеченцы обитают между рек Сунжи и Аксая, впадающих в Терек, в противоположности селений гребенских и моздокских казаков». Некоторые же авторы считали западной границей Чечни в середине XVIII века долину р. Ассы.
И только несколько дореволюционных авторов (Ч.Э. Ахриев, Н.А.Волконский и др.) произвольно причислили часть карабулаков к ингушам, так как географическое описание местностей и племен они переносили на генетическое.
Летом 1783 года царская администрация на Северном Кавказе спровоцировала военное столкновение между мусульманами - чеченцами и язычниками – ингушами, якобы за обладание плоскостью в районе севернее Тарской долины. В сражении с обеих сторон участвовало по 1 тыс. человек. Ингуши были разгромлены, и бежали, а чеченцы отогнали домой баранту в 2 тысячи голов. П. Г. Бутков писал: «В то время наблюдаемо было правило древних римлян, чтобы для пользы кавказского края ссорить между собой разных кавказских народов, дабы они, ослабляя свои силы, оставляли больше нас в покое». Царизм неоднократно принуждал ингушей противиться исламу, не иметь дружбу с мусульманами. Ссорил их с соседями.
Сложившаяся для царизма благоприятная обстановка была использована командованием для строительства крепости Владикавказ для «защиты» ингушей от проникновения к ним ислама. В 1784 году построена отрядом войск крепость у Терека при входе в ущелье Кавказских гор при ингушской деревне Заур и названа Владикавказом.
До окончания войны царизма с имамом Чечни Мансуром (1785-1791 гг.) не фиксируется какое-либо передвижение ингушей с междуречья Терека и верховьев Сунжи на северо-восток. На это указывает доклад генерала Гудовича Екатерине II в 1791 году: «В соседстве с Малою Кабардою, в верховьях Сунжи обитает горный народ карабулаки, а позади его - ингуши...».
О назрановских ингушах не упоминает также и Ю. Клапрот, побывавший здесь в 1807 году.
В конце XVIII - начале XIX века в связи с ослаблением влияния царской администрации на регион к югу от линии Кизляр-Моздок происходит политическое, экономическое и культурное сближение чеченских обществ и племен.
Судя по всему, первое переселение ингушей в местность Назрань произошло после сокращения населения Малой Кабарды: карабулаков и чеченцев (в результате эпидемии чумы) и смены политической ситуации на Северном Кавказе в период с 1807 по 1810 годы.
Переселение было осуществлено группой ведущих ингушских фамилий под покровительством мусульман - чеченцев и кабардинцев. За разрешение жить в местности Назрань ингуши обязались исповедовать ислам, а чеченцам и кабардинцам платить небольшую символическую подать.
Комендант крепости Владикавказ ген.-м. Дельпоцо писал 13 июня 1810 года генералу от инфантерии Булгакову: «...
По собранным мною достоверным сведениям, следующее свидетельство является справедливо: ингушский народ, хотя и имел жительство свое в окружности сей крепости (Владикавказ - авт.) не в дальнем расстоянии, ...но совершенно верен к Российскому правительству... никогда не был… потом выйдя в теснейший союз с кабардинцами и чеченцами, переселились из нее на место именуемой Назрань, в расстоянии отсель за 32 версты, приняли от них мулл, построили мечети, приступили к исповеданию Мухаммеданского закона и обязались как чеченцам, так и кабардинцам по условию платить полати».
5 июня 1810 года царское командование спровоцировало нападение ингушей на возвращавшихся из набега на крепость Владикавказ отряд чеченцев и карабулаков. Среди убитых чеченцев и карабулаков оказался и малокабардинский князь Албаксид Канчокин (Мударов) и его уздень Элжеруко Абаев, ушедшие после восстания 1804 года со своими поданными в Чечню.
Опасаясь возмездия, назрановские ингуши обратились за помощью к владикавказскому коменданту. Проявляя «заботу» об ингушах, царское командование хотело вначале вернуть назрановских ингушей в округу крепости Владикавказ, но затем решило, что для лучшего охранения военной дороги в Грузию следует оставить ингушей в местности Назрань с построением там царского поста.
22 августа 1810 года царское командование во Владикавказе заключает договор с представителями 6 ингушских фамилий общества «Насран» (Назрань) «о добровольном подданстве императору Александру Павловичу и его наследнику» и отказе принять ислама.
В пятом пункте этого договора ингуши давали обязательство оповещать царское командование о готовящихся набегах чеченцев: карабулаков. кабардинцев и прочих неприязненных России мусульманских народов на посты и укрепления колониальных войск. Обязались нападать на них и «поражать оных старания не щадя, своей крови и жизни».
В статье 10-й договора ингушские старшины обязались «кабардинцам, чеченцам и прочим здешним народам податей отнюдь никаких не платить».
Согласно этому договору, ингушам предоставлялось царской Россией право пользования землями по правую сторону р. Терека и хребта Кабардинских гор (имеется в виду западная часть Сунженского хребта на границе между современным Назрановским и Малгобекским районами - авт.).
В этом же году в Назрани царскими войсками был построен Назрановский пост с постоянной воинской командою. Цель построения поста и гарнизона генерал-майор Дельпоцо 1 октября 1810 года в рапорте генералу от инфантерии Булгакову выразил так: «...средство от сего тем полезно будет, что ингушевцы... будут содержаны в подобострастии и принуждены будут исполнять все под присягою, данною ими российскому престолу». Следовательно, договор и крепость обязывали ингушей изменить соотечественникам и служить колонизаторам.
По данным 1810 года в селах Назрань и Тимурковой деревне близ Владикавказа насчитывалось 866 домов, мужчин взрослых и вооруженных 1294, а в лежащей в 3 верстах от Назрани к востоку деревне Ендерской (Яндари - авт.), где проживали карабулаки, чеченцы и подселившиеся к ним позже ингуши, было 80 домов, а мужчин взрослых и вооруженных -100.
В этом же 1810 году ингуши расселились севернее Назрани в многочисленных хуторах. Самым северным селением в этом году стало село Ачалуки (Верхние Ачалуки) на южном склоне Сунженского хребта, заселенное 60 дворами «из Назрани».
В 1816 году назрановское общество насчитывает уже 2410 дворов и 12050 человек, населявших 93 хутора (по другим сведениям 75 хуторов). Разумеется, в число этих «ингушей» входили вовсе «не галгаи» - выходцы из Дарьяла, Джейраха и т.д.
В 1817 году в Назрани генерал Ермолов строит редут. Царские власти интенсивно заселяют назрановскую округу ингушами, порой насильно выселяя их из гор. Наиболее крупные переселения горных ингушей в округ Назрань были произведены в 1830 и 1833 годах, в начале 40-х годов XIX в. из-под крепости Владикавказ на оконечность Ачалукского хребта были еще переселены несколько ингушских аулов «за связи с Шамилем».
Теперь надо коснуться вопроса заселения вайнахами современного Малгобекского района. Во время эпидемии чумы 1804-1811 годов в Малой Кабарде погибло 2 тыс. семей, в живых осталось только триста. 160 дворов их бежало в Чечню.
Обезлюдевшая территория Малой Кабарды стала добычей царских властей. Часть земель была передана по распоряжению А.П.Ермолова полковнику князю Бековичу-Черкасскому.
После 1822 года братом князя Бековича-Черкасского в Малой Кабарде были снова поселены выходцы из Пседаха (чеченцы) и Магомет-Юрта (совр. ст. Вознесеновская) - чеченцы и кумыки. Князем Бековичем-Черкасским было основано также село Кизляр (Бековичи), где вместе с кумыками поселились чеченцы, кабардинцы, карабулаки. Чеченцы не позднее 20-х годов XIX века возвратились также в места Малгобек-балка и Чечен-балка (на территорию современного г. Малгобек), позже, в начале XX века, подселились к чеченцам и кумыки.
К концу 30-х годов прошлого столетия на землях бывшей Малой Кабарды имелось 23 населенных пункта с 1130 дворами. Из них 14 селений в 840 дворов принадлежали князю Бековичу-Черкасскому (в основном на территории современного Малгобекского района ЧИАССР). В управлении приставства Малой Кабарды находились как смешанные, так и чисто чеченские поселения.
Военные действия на Кавказе оказывали самое серьезное влияние на энтическую ситуацию на землях бывшей Малой Кабарды. В 40-е годы XIX века чечено-кумыкское селение Магомет-Юрт перестает существовать. На его месте в 1847 году была основана казачья станица Магомет-Юртовская, переименованная позже в станицу Вознесенскую В те же 40-е годы XIX века недалеко от чеченского селения Пседах с разрешения пседахцев на его же аульном наделе селятся ингуши, основав село Кескем.
В 1847 году в Малую Кабарду переселяются два хутора из Назрановского общества. Один из них - Каирбека Гайтиева (20 дворов) расположился там, где до этого находилось имение Бековича-Черкасского – села Казан и Ачалык.
В 1846-1848 годах в Малой Кабарде осталось 1,4 тыс. чеченцев (166 дворов), кумыков сел. Турлов - 64 двора, ингушей-назрановцев - 104 двора. Чеченцы и карабулаки несли большие потери в людях, гибли порою целые семьи.
В XIX веке царская колониальная администрация вводит на покоренных землях военно-колониальное управление. Карабулаки попадали в одно управление с ингушами в связи с близостью их земель к крепости Владикавказ. К примеру, в 30-е годы XIX века карабулаки, как и назрановцы и осетины, подчинялись владикавказскому коменданту, в отличие от плоскостных чеченцев, подчиненных чеченскому приставу.
К тому времени, по данным властей, чеченцев было 162 тыс., карабулаков -15 тыс., (и 2 тыс. галашевцев), ингушей - 20 тысяч человек. Трудно считать эти данные даже приблизительными. Многие районы Чечни были недоступны для царских чиновников.
Подчинение чеченцев, карабулаков, галашевцев и ингушей различным военно-колониальным ведомствам стало приводить к тому, что карабулаков и галашевцев стали иногда формально причислять к "племени ингуш", проводя границу между чеченцами и карабулаками по реке Фортанге. Позже, во время военных действий, карабулаки, ингуши и осетины были включены в границы Военно-Осетинского округа.
Карабулаки и галашевцы решительно отказывались подчиняться военно-колониальному режиму и вместе с чеченцами постоянно участвуют в освободительной войне, объединяясь с чеченцами во все политические, военные, государственные союзы.
В начале 40-х годов XIX века карабулаки и галашевцы вошли в состав имамата Шамиля. Согласно местным источникам, в этом государстве Чечня состояла из вилайетов: Аух, Мешки (Мичик и Ичкерия), Шали-Герменчук (Большая Чечня), Шубут-Чабирла (Шатой, Шарой, Чеберлой), Гехи (Малая Чечня), Арштхой (Карабулак) и Галай (Галашки). Общества Арштхой и Галай в имамате входили в область Гехи, т.е. в Малую Чечню вместе с горной зоной. Западная граница Чечни в имамате определялась средним течением рек Ассы и Сунжи. Русскоязычные источники включали земли карабулаков то в Ингушетию (западную), то в Малую Чечню, выделяя отдельно лишь галашевское общество.
С начала 40-х годов XIX в. на плоскостных землях вайнахов происходят постоянные миграции населения, связанные с военными действиями. Царская Россия аулы и хутора уничтожала, хлеб сжигала, сады вырубала, оставшиеся в живых чеченцы и карабулаки скрывались в лесах и горах Чечни. Много чеченцев было в Галашках. Царизм морил голодом свободолюбивые народы Кавказа и уничтожал их физически.
На месте уничтоженных или изгнанных чеченских и карабулакских аулов строились российские крепости и казачьи станицы. С 1842 года после постройки укрепления при Сераль-Юрте (к юго-востоку от совр. ст. Троицкой), а затем с постройкой укрепления на р. Ассе было положено начало т.н. "Передовой чеченской линии".
В 1845-46 годах была образована Сунженская линия, а карабулакские и чеченские села превращены в казачьи станицы, зачастую сохраняя чеченские названия (к примеру, Самашки) и др. В 1854 году царский полковник Де-Саже писал: "Система войны против кавказской природы и сынов ее избрана была верно. Каждый наступательный шаг отрезывал горцам безвозвратно кусок их родной земли. Так покорены Малая Чечня и Галашки. На всех этих местах поселены казаки, устроены укрепления с штаб-квартирами полков...".
Об этом же писал и Абдурахман Авторханов в своей работе "Краткий историко-культурный и экономический очерк о Чечне" в 1931 году. В деле проведения царской и национальной политики в области тоже наступает новый этап - этап форсированного продвижения колонизации вглубь Чечни... Сунженская линия окончательно занимается казаками-колонизаторами. Вместо уничтоженных чеченских аулов создаются казачьи поселения (ст. Ермоловская, Закан-Юрт, Самашки, Михайловская, Слепцовская, Ассиновская и т.д.). Это были первые опорно-стратегические пункты колониальной политики царизма против чеченцев" (Авторханов А. Краткий историко-культурный и экономический очерк о Чечне. Ростов-на-Дону,1931, с.10).
На месте карабулакского аула Энахишка в 1819 году было построено укрепление Преградный стан, позже, в 1846 году, основана станица Михайловская (сел. Асланбековское, совр. Серноводская), на месте карабулакского аула Обург-Юрт Волынского укрепления, а позже, в 1845 году, станица Троицкая. На месте карабулакского селения Дибир-Юрт построены в 1845 году станица Покровская (более позднее название станицы – Сунженская, Слепцовская, современная ст.Орджоникидзевская), ставшая штаб-квартирой 1-го Сунженского полка. В 1847 году на месте карабулакского аула Пажарийн-Юрт (Берд-Юрт) сооружена станица Нестеровская. В 1847 году на месте карабулакского аула Эха-Борзе воздвигнута ст. Ассиновская. И далее: Алхастие (караб.) - ст. Фельдмаршальская (1860 г.); сел. Мохьмад-Юрт (чеч.). - ст. Магомет-Юртовская (1847 г.) - Вознесенская; сел. Элдархан-Юрт ( караб.) - ст. Карабулакская (1851); сел. Сема1ашкие (чеч.) - ст. Самашкинская (1851 г.); сел. Заки-Юрт (чеч.) - ст. Закан-Юртовская (1851 г.) - Романовская; сел. 1алхан-Юрт (чеч.) – ст. Алхан-Юртовская (1851 г.) – Ермоловская, совр. Алхан-Кала; сел. Бас-Юрт (чеч.) - ст. Джалкинская (1860 г.) - Ильинская; сел. Чурттог1е (чеч.) - ст. Петропавловская (1856); сел. Мамакхин - Юрт (чеч.) - совр. ст. Первомайская; сел. Бамут (чеч.-караб.) - укрепление Бамут; сел. 1ашхой - Марта (чеч.-караб.) - укрепление Ачхоевское: сел. Шахьгирийн-Эвла (чеч.) - укрепление Воздвиженское и т.д. К востоку от станицы Михайловской вниз по Сунже на месте чеченских аулов были основаны казачьи станицы 2 Сунженского полка.
После образования станиц 1-го Сунженского полка карабулаки и чеченцы на завоеванной территории Малой Чечни подчинялись начальнику Верхнесунженской линии.
После восстания ингушей 25 мая 1858 года, вызванного административным гнетом, произвольным укрупнением аулов и уничтожением хуторной системы, они были лишены всех былых привилегий. На месте ряда выселенных в наказание ингушских селений царское командование основало следующие казачьи станицы: сел Ангушт (инг.) - ст. Тарская (1859); сел. Ахки-Юрт (карабул.-инг.) - ст.Сунженская (1859 г.); сел. Шолхи (инг.) - хутор Тарский (1867г.); сел Таузен-Юрт (инг.) - ст. Воронцово-Дашковская (1861).
Казакам были также отданы земли выселенных карабулаков и галашевцев. На месте с.Галашки была основана ст. Галашевская, на месте карабулакского аула Даттах - ст.Даттыхская, на месте аула Мужичи - хутор Мужичий. Казаки не смогли использовать землю этих мест и ушли, однако эти земли оставались в собственности казачьего войска.
В результате «реформ» царизма на Северном Кавказе народы Чечни и Ингушетии были стеснены на небольшой территории. Часть чеченцев и карабулаков предполагалось возвратить в Малую Кабарду (сов. Малгобекский район), где земля была «менее удобной», однако эти планы не были осуществлены. Чеченцев стали провоцировать к уходу из родных мест. Началось выселение чеченцев и карабулаков в Турцию, предполагалось и выселение в Сибирь. Выбор был небольшой.
В 1865 году за два летних месяца 5 тысяч чеченских семей или 23057 человек направились в Турцию. Выселение организовали бывший начальник Чеченского округа ген.-м. Муса Кундухов (осетин) и наиб Урус-Мартановского участка майор Османов Сайдулла (бывший наиб Шамиля в Малой Чечне), получив за это солидный куш.
Из этих 5002 семей чеченцев (так именовали этих переселенцев-мухаждиров царские документы) 1.5 тыс.семей были карабулаки и 300 семейств ингушей (назрановцев). Уже в том же 1865 году мухаджиры писали великому князю Михаилу Николаевичу : "Из нас... погибла одна треть". Судя по этим данным, в Турции в живых остались около 15 400 чеченцев (под чеченцами в данном случае имеются в виду также карабулаки и ингуши).
Из них на Родину вернулись в 60-70-е годы 5857 чеченцев, другая «большая часть вернулась только после войны 1877-78 годов. В 70-х годах XIX в. в Турции оставались в живых только около 10 тысяч человек чеченцев.
Оставшееся в Турции, Сирии, Ираке, Иордании, Палестине, Иране, Болгарии и т.д. вайнахское население осознавало себя (и осознает себя до сих пор) чеченцами (так же, как и в глазах окружающих их турок, арабов, адыгов они все предстают чеченцами – «чечен», «шешен») и называют себя этнонимом «нохчий», «нахчой», разделяясь лишь на тайпы: беной, ч1инхой, арштхой, зандкъой, мержой, аьккхий, г1алг1ай и т.д.
Подобное самосознание всех этнических групп - выходцев из Чечено-Ингушетии, осознание себя единым этносом – чеченцами, с общим самоназванием «нохчий», «нохчой» - зафиксировано в 1859 году исследователем А.Берия, в 70-х годах XIX в. этнографом Умалатом Лаудаевым.
В досоветское время термин «вайнах» как этноним-самоназвание чеченцев, карабулаков и ингушей не зафиксирован. Но в устном языке для них правомерны выражения : «вай(н) нехан(н) г1иллакх», «..1едал».., хотя ясно фиксируется лишь этноним «нохчий».
Карабулаки, возвращавшиеся в виду невыносимых условий из Турции на родину, расселялись в различных селениях Чечни и Ингушетии ввиду того, что их родные аулы были уничтожены царизмом. К примеру, карабулаки из тайпа мержой, жившие до переселения в Турцию на хуторе Гази-юрт рядом с Бамутом (совр.хутор Веселый - Маьлхий к1отар), после возвращения в 70-х годах поселились в Ачхой-Мартане, именуя себя чеченцами.
А карабулаки из тайпа г1андалой, вернувшись из Турции в 1872 году, поселились в с.Насыр-Корт, откуда перешли в с. Сагопш, «став» ингушами, по крайней мере, по паспортам.
В течение 1874 года ряд прошений о возвращении подали чеченцы, ушедшие в Турцию из сс. Киян, Валерик, Урус-Мартан, Катыр-Юрт и др. К 1894 году в Ачхой-Мартане из 730 дворов 157 семейств состояли из возвратившихся из Турции.
Теперь несколько слов об административном устройстве чеченцев и ингушей. 20 февраля 1860 года была образована Терская область. Чечня была поделена на Чеченский, Аргунский, Ичкерийский, так называемые военно-народные округа, и Ауховское наибство. Часть чеченцев вместе с кумыками проживали в Кумыкском округе, часть находилась в подчинении царских властей в Грузии (малхистинцы и майсты).
Ингуши вошли в состав Военно-Осетинского округа вместе с осетинами и частью чеченцев, карабулаков и сунженских казаков.
Граница между Чеченскими и Военно-Осетинскими округами прошла по р.Фортанге.
В 1862 году Терская область была поделена на военные отделы. В Западный отдел вошли Кабардинский, Осетинский и Ингушский округа, в Средний отдел - Чеченский, Ичкеринский и Аргунский. Часть чеченцев (ауховцы) вошли в Восточный отдел Терской области. Ингушский округ в свою очередь делился на Назрановский, Горский и Пседахский участки.
В 1866 году по распоряжению начальства, аккинцы и мереджинцы были отделены от Ингушского округа и подчинены управлению Аргунского округа «как вследствие одноплеменности с населением последнего, так и потому, что по месту своего жительства они ближе находятся к центру управления его». В свое время общества эти оказались было вне административных границ Чечни по мере завоевания этих территорий. Аккинцы и мержоевцы были завоеваны в 1858 году и подчинены Военно-Осетинскому округу.
Вскоре в Терской области опять меняется административно-территориальное деление. Чечнябыла разделена теперь на Грозненский, Аргунский, Веденский, Хасавюртовский (вместе с кумыками) округа, а Ингушетия вместе с Осетией, частью Чечни и казаками вошла во Владикавказский округ.
В 1877 году ингуши были подчинены Сунженскому казачьему отделу. В этот отдел входила, кроме казаков и ингушей, также этнически чеченская Малая Кабарда. Осетины вошли во Владикавказский округ.
Таким образом, общая граница между Чечней и Ингушетией во второй половине Х1Х-начала XX вв. шла только по горной части, а на равнине между чеченцами и ингушами были вклинены казачьи наделы по рр. Асса и Сунжа.
Интенсивное заселение земель людей, выселенных в Турцию, началось еще в 70-80 гг. Так, из горной Чечни переселились, к примеру, в Аршты, Бамут, Гази-Юрт, Катар-Юрт и другие села чеченцы из Малхисты и Майсты. А в Галашки, на земли карабулаков-галашевцев, переселялись г1алг1ай и цхьорой.
Некоторые чеченские и ингушские селения возникли с разрешения начальства на своих землях, но уже принадлежащие казачьим войсковым сословиям - они были отняты у карабулаков и чеченцев. Хутор Галашки образовали в 1887 году выходцы из Хамхинского и Цоринского обществ (168 дворов), они же поселились в 1872 году на хуторе Мужич (300 дворов), хуторе Алкун (49 дворов).
На хуторах Серали-Опиева (20 дворов) в 1874 году, и Даттых в 1875 году (62 двора) поселились чеченцы из Цец-Ахки Грозненского округа.
Множество новых хуторов, населенных выходцами из чеченских и ингушских горных аулов, появляется в Ассиновском ущелье на земле, выкупленной у казаков: Верхний Аршты, Нижний Аршты и др. Но в 1895 году во исполнение приказа начальника Терской области о запрещении проживания горцев одной национальности на землях другой, многие хутора были преданы огню, а население под конвоем отправлено по месту прописки. К примеру, из хутора Футук 7 дворов ингушей и чеченцев были отправлены в Насыр-Корт и в Грозненский округ. Из хутора Нижний Аршты 27 дворов чеченцев и ингушей были выселены обратно. Обратно выселили также чеченцев и ингушей из Верхнего Бамута. Что только не выдумывал российский колониализм для затруднения жизни кавказских народов.
В 1865 году на землях Бековича-Черкасского, кроме Пседаха, Кескема (217 дворов) и Везешева, возникли новые аулы - Сагопш (54 двора), Новый Ах-Борзой (87 дворов) и Чирикова. В Ах-Борзое жили остатки карабулаков, в Кескеме и Сагопши - ингуши и галгаи, Чирикове и Везешеве - ингуши-назрановцы, в Пседахе - чеченцы. Кроме того, в Малой Кабарде сохранилось еще 69 дворов чеченцев, из которых 50 жили в собственном ауле князя Бековича-Черкасского. Эти земли считались неудобными и поэтому были малопривлекательными для захватчиков.
В 1873 году карабулаки из аула Ах-Борзой переселились из-за маловодья в Сагопши.
Во время переселенческой реформы в 60-е годы XIX века из Малой Кабарды в селения Надтеречного наибства на запасные земли были выселены находившиеся там чеченцы, а в Назрановское общество - ингуши и карабулаки.
В 1866 году здесь сохранялись только чеченские селения Пседах, Сагопш и ингушское селение Кескем. Только после крушения самодержавия, в боях против контрреволюционного казачества и белогвардейцев чеченцы и ингуши отвоевывают часть своих земель, отторгнутых у них царизмом.
В октябре 1920 года было поднято антисоветское восстание в казачьих станицах Калиновской, Ермоловской, Закан-Юртовской, Самашкинской и Михайловской. В ноябре 1920 г. Чечне были возвращены земли станиц Ермоловской, Романовской, Самашкинской, Михайловской.
Ингушетии вернули земли станиц Сунженской, Аки-Юртовской, Гарской, Фельдмаршальской. Около 25 тысяч казаков были переселены в 1920 году в Терский округ (Ессентукский. Минераловодский, Прохладненский, Моздокский районы с предоставлением удобных земель. На освобожденных горских землях Указом ЦИК Горской АССР от 25 марта 1923 года были поселены чеченцы и ингуши, переселенцы с гор, стесненные со времен Кавказской войны острым малоземельем.
17 ноября 1920 года была провозглашена Горская АССР в составе РСФСР, в которую входили 5 национальных округов и 4 казачьих отдела: Пятигорский, Моздокский, Сунженский, Кизлярский, Чеченский, Хасавюртовский, Назрановский, Владикавказский и Нальчикский.
По состоянию на 20 января 1921 года Горская АССР состояла из: Кабардино-Балкарского, Северо-Осетинского, Ингушского, Сунженского автономных округов, двух самостоятельных городов: Грозный и Владикавказ. Часть территории была передана в состав Терской губернии Северо-Кавказского края (Моздокский отдел), а другая вошла в состав Дагестанской АССР (Хасавюртовский округ) (ауховские чеченцы и кумыки) и Кизлярский отдел.
4 января 1923 года были определены границы Чеченской Автономной Области, вышедшей из состава Горской АССР. Чечне были возвращены земли, занимаемые станицами Петропавловская, Горячеводская, Ильинская, Первомайская и хутор Сарахтинский Сунженского округа. Тогда же было принято решение о передаче г. Грозного, построенного на месте чеченских сел, Чечне.
В составе Чеченской АО было 6 округов (Гудермесский, Шалинский, Веденский, Надтеречный, Урус-Мартановский, Сунженский (Новочеченский) и один район - Петропавловский.
В 1926 году к Ингушской АО отошел район с. Балты, расположенный по левую сторону р.Терек. Граница с Северной Осетией прошла здесь по горному хребту. (Крупнов Е.И. К истории ингушей. Вестник древней истории. 2/7, М., 1939. С. 78. прим.1).
В начале 1929 года в Чеченскую АО вошли Сунженский округ и город Грозный. 11 февраля 1929 года Новочеченский округ был включен в Сунженский округ. В составе округа находились станицы Слепцовская, Троицкая, Карабулакская, Нестеровская, Вознесенская, Ассиновская, хуторы Давыденко, Акки-юрт (пос. Чкалово Малгобекского района - авт.), Чемульга, аулы (из Новочеченского округа) Ачхой-Мартановский, Асланбековский (совр. Серноводский - авт.) и Самашкинский.
Центром области стал г. Грозный. В составе Чеченской АО были теперь такие округа: Сунженский, Урус-Мартановский, Шалинский, Гудермесский, Ножай-Юртовский, Веденский, Шатойский, Итум-Калинский, Галанчожский, Надтеречный, Петропавловский.
Город Владикавказ остался традиционно административным центром двух автономных областей: Северо-Осетинской и Ингушской.
Ингушская АО в начале состояла из 4-х округов: Пригородного, Галашкинского, Пседахского и Назрановского. Произвол в административном делении Чечни продолжался.
14 марта 1929 года решением Ингушского облисполкома "в целях наиболее целесообразного использования средств, затрачиваемых в настоящее время на содержание адмаппарата, "указанные округа были слиты в два: Галашкинский с Пригородным, а Пседахский с Назрановским. Был образован Пригородный округ с центром в г. Владикавказе и Назрановский с центром в пос. Назрань.
В Пригородный округ вошли следующие сельсоветы: Ахки-Юртовский, Ангуштский, Галгайский, Шолхинский, Базоркинский, Джейраховский, Арштинский, Галашкинский, Мужичинский, Цоринский, Длинно-Долинский, Алкунский, Алхастинский, Бамутский, Семеогочинский, Хамхинский, Датыхский.
В Назрановский округ вошли: Альтиевский, Барсуки, Гамурзиевский, Далаковский, Кантышевский, Пседахский, Яндырский, Верхне-Ачалукский, Средне-Ачалукский, Нижне-Ачалукский, Сагопшинский, Кескемские хутора, Зязиковский.
Постановлением Президиума ВЦИК с 1 июля 1933 года гор. Орджоникидзе был включен в состав СОАО с непосредственным подчинением города Совету облисполкома СО автономной области.
30 сентября 1931 года округа были переименованы в районы.
15 января 1934 года Чеченская и Ингушская автономные области были объединены в Чечено-Ингушскую АО с центром в г. Грозном.
25 декабря 1936 года ЧИАО была преобразована в Чечено-Ингушскую Автономную Советскую Социалистическую Республику - ЧИАССР.
23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши были преступно выселены в Казахстан и Среднюю Азию. Геноцид снова привел к массовой гибели вайнахского населения.
7 марта 1944 года было объявлено об упразднении ЧИАССР и образовании Грозненского округа в составе Ставропольского края.
22 марта 1944 года в составе РСФСР была образована Грозненская область. Часть территорий бывшей ЧИАССР были переданы Грузинской ССР, СОАССР, Дагестанской АССР. Из Дагестанской АССР и Ставропольского края часть степных земель были переданы Грозненской области.
9 января 1957 года Чечено-Ингушская АССР была восстановлена, однако часть Пригородного района оставалась в составе СОАССР. Кроме того, не смогли вернуться на родные земли ауховские чеченцы, земли которых были заняты переселенными туда лакцами и аварцами (Новолакский район и Ленин-Аул, Калинин-Аул Казбековского района Дагестанской АССР). "Временно" в состав Грузинской ССР была включена Гилна (Гвилетия). Закрытыми для проживания оказался ряд горных районов республики. Десятки тысяч чеченцев и ингушей были лишены возможности вернуться в родные аулы и дома. Горных чеченцев поселили главным образом в Сунженский, Наурский и Шелковской районы. Ингуши, не имевшие возможности вернуться в Пригородный район, вынуждены были поселиться в станицах и селениях Сунженского, Малгобексого районов, города Грозного и т.д. Ауховские чеченцы вынуждены были селиться в других селениях Хасав-Юртовского, Кизил-Юртовского и Баба-Юртовского районов Дагестанской АССР.
Таким образом, из всего вышесказанного представляется справедливым требование II-го Съезда ингушского народа о возвращении бывшего Пригородного и западной части Малгобекского района, аннексированных в 1944 году в пользу СОАССР.
Является необоснованным требование Оргкомитета по восстановлению Ингушской автономии, навязанное на II-м съезде ингушского народа в г. Грозном в 1989 году, о включении в предполагаемую восстановленную Республику Ингушетия ряда населенных пунктов современного Малгобекского (восточной части) и Сунженского районов ЧИАССР: станица Вознесенская, пос. Красная Горка, пос. Чкалова (Акки-Юрт), современного Малгобекского района ЧИАССР, пос. Карабулак, станица Карабулакская, Орджоникидзевская, Троицская, Нестеровская, с.Чемульга современного Сунженского района, так как эти станицы и селения никогда не входили в состав Ингушетии, а были в составе Чечни. Ингуши появились в этих населенных пунктах только с 1957 года.
Далхан ХОЖАЕВ,
историк
г. Грозный, газета «Республика» от 1993 г.