Свобода, как основополагающий элемент чеченской нации, стоит выше языка, традиций и национального одеяния. Подлинность и искренность внутреннего чувства свободы являются более значимыми, чем внешние атрибуты. Наружные символы культуры и идентичности могут быть использованы для демонстрации приверженности, но без подлинного духа свободы эти символы теряют свою ценность и иногда могут быть неискренние или даже лицемерные.
Мы стали невольными свидетелями того лицемерия, что окутало чеченское общество. В погоне за демонстрацией преданности народным традициям в каждом доме кадыровского окружения стараются облачиться в лоскутки прошлого – национальные костюмы стали повседневным убранством, а календарь переполнен новыми чеченскими праздниками, выкованными из легендарных исторических событий. Но за этой яркой канителью кроется тяжёлая завеса – стыд за унижение от беспрекословной покорности.
Эти парады иллюзий, эти фасады преданности не новы – они восходят к дням, когда народы оказывались под игом чужеземного владычества. Колониальная политика часто заставляла подчинённые культуры носить маску собственной идентичности, превращая её в инструмент подавления и контроля. И теперь, когда должны быть заложены основы новой эпохи, мы вновь сталкиваемся с тем, что самобытность превращается в костюм для маскарада перед лицом колонизаторов, искажая суть настоящей культурной приверженности.
С другой стороны, опыт двух войн показывает, что идентичность и принадлежность к чеченской нации не обязательно определяются степенью знания языка или соблюдения традиций. Главным является готовность жертвовать собой ради свободы своего народа. Мы знаем множество примеров о тех, кто плохо владел родным языком и был не слишком близок к чеченским традициям в мирное время, но, когда наступил час войны, они без колебаний отдали самое ценное — свои жизни — ради борьбы за свободу своего народа. Те, кто без колебаний отдали свои жизни в борьбе за свободу в часы испытаний, неизменно утвердили своё место в сердце чеченской нации, не оставляя места для сомнений в их неотъемлемой принадлежности к народу.
Это подчеркивает, что идеалы и ценности могут быть более мощным связующим звеном для нации, чем этнические или культурные факторы. Свобода, как фундаментальная ценность, должна единить различные слои чеченского общества и способствовать формированию сильной национальной идентичности, выходящей за рамки внешних национальных атрибутов.
Наши легенды и герои, символы борьбы и стойкости, чьи имена веками вдохновляли сердца и вызывали страх у врагов, ныне оказались втянутыми в опасную игру переписывания истории. Они, когда-то маяки свободы, теперь становятся инструментами той же политики, против которой так героически восставали. Это не просто исторический анекдот, а скрытая стратегия, позволяющая колониальным правителям манипулировать идеалами народа, приспосабливая их к своей агенде.
Такая интерпретация наших героев, искажённая до неузнаваемости, становится двойным ударом по сердцу народной памяти: она не только уничтожает истинный образ борцов за свободу, но и внедряет подменённые значения, которые укрепляют политику подавления. Вместо того чтобы быть символами сопротивления и самоопределения, их образы пытаются превратить в марионеток, танцующих под дудку оккупационной администрации.
Восприятие исторической личности в качестве символа национального освободительного движения обладает мощным зарядом эмоций и значений. Когда в составе российских войск создается батальон, носящий имя великого героя Шейха Мансура с целью подавления тех самых идеалов свободы, за которые боролся Шейх Мансур, это действие выходит за рамки простой иронии судьбы. Это стратегический и коварный ход, цель которого стереть грань между подлинным героизмом и его имитацией, пытаясь искажать историческую правду и память о борьбе за независимость.
Это не только вызывает конфликт в коллективном сознании народа, но и ставит под вопрос саму природу героизма. Какой образ будет использован следующим? Какие другие великие имена из чеченского прошлого будут присвоены для оправдания репрессий и укрепления ложного нарратива? Хасухи Магомадова? Джохара Дудаева? Какое влияние это окажет на историческую память и будущее национального движения?
Это переписывание истории – орудие в руках тех, кто стремится сохранить своё доминирование, подавляя всякий зародыш самоидентификации и самостоятельности. Но истинная сила легенд и героев не в том, как их изображают в книгах или на площадях правители, а в том, как они продолжают жить в сердцах народа, воплощая вечные стремления к свободе и справедливости.
Кадыров пытается позиционировать себя как защитник и герой своего народа, стремясь предстать в образе самого отважного и достойного. Однако его слащавое угождение, выраженное через медовые слова и неизменное лидерство в списке подхалимов Путина, вызывает не просто неловкость, но и глубокое чувство испанского стыда у многих чеченцев. Некоторые считают, что унизительные действия Кадырова отражаются на всём народе, как будто пятно бесчестия распространяется на каждого чеченца. Схожесть языка и культурных традиций не предполагает автоматической солидарности с теми, кто их нарушает. В действительности, моральный выбор преступника, противоречащий духу исторической справедливости и рушащий фундамент традиционной морали, отчеркивает его как чужака, чьи деяния отвергаются обществом, ставя его за грань традиционных чеченских ценностей. Достоинство каждого человека определяется его собственными решениями и действиями.
Чеченская культура создает уникальную ткань, объединяющую нас, но эти связи не распространяются на тех, кто предал свои корни и оказался хуже открытого врага. Враг, даже вопреки нам, может владеть чувством чести и благородства, и история знает множество примеров, когда сражения и конфликты завершались миром, превращая вчерашних противников в уважаемых союзников. Однако предательство оставляет неизгладимый след и никогда не может служить фундаментом для доверия и истинного соглашения. Истинная ценность человека измеряется не словами, а поступками, не мимолетными решениями, а стойкостью его характера и неизменностью его принципов.
Честь чеченца не теряется до тех пор, пока вы остаётесь верными идеалам свободы и независимости, пока ваш дух сопротивления жив. Стыд приходит не с чужими поступками, а только когда вы сами примиряетесь с унижением, принимая несправедливость, которую вам навязывают. В этот момент вы теряете не только уважение в глазах своей семьи и соотечественников, но и рискуете оставить тяжёлое наследие покорности для будущих поколений, которые будут жить с тенью вашего смирения.
Инал Шерип, министр иностранных дел ЧРИ