Андрей Илларионов: Идеологическая формула "единой русской нации" по Путину – православие и самодержавие
В.Путин: Один из этих центров – Херсонес, где мы находимся. Мы сейчас обсуждали с Дмитрием Анатольевичем. Может быть, мы подумаем, как то, что касается Херсонеса, выделить в отдельную тему, культурологическую. Здесь нужно создавать русскую, российскую "мекку", в известном смысле. Дело не в том, что здесь князь Владимир крестился, а дело в том, что после этого началось укрепление централизованного Российского государства. Да, конечно, мы знаем, что и в Новгороде, в других регионах Древней Руси складывалась государственность уже к этому времени, все понятно. Но вот идеологической базы для объединения славянских племен в единую русскую нацию и в укрепление единого национального Российского государства на базе нескольких составляющих, они хорошо известны – это единый рынок, это общий язык, это вера общая и власть князя. Вот четыре главные составляющие, которые привели, собственно говоря, к созданию относительно современного, по тем меркам современного единого национального Русского государства и созданию, по сути, русской нации как таковой. В этом смысле место, где мы находимся сейчас, Херсонес, оно все равно имеет уникальное значение для нашего государства, для нашего народа и для нашей государственности.
http://www.kremlin.ru/events/president/news/55365
Таким образом, крупнейшим открытием В.В.Путина в сфере общественных наук является обнаружение единой русской нации и единого национального российского государства в конце Х века.
Другим важнейшим вкладом Путина в современную политическую практику становится идеологическая формула сегодняшнего и завтрашнего российского государства. Поскольку две "главные составляющие" т.н. "единой русской нации" по Путину (рынок и язык) существовали задолго до крещения князя Вольдемара-Владимира в Василькове близ Киева в 987 г. и взятия им Херсонесом в 989 г., то путинская идеологическая формула "единого национального российского государства" выглядит как вера общая и власть князя, то есть "православие плюс самодержавие".
Тем самым она является творческой переработкой имперской формулы графа С.Уварова "православие, самодержавие, народность" и отличается от нее лишь на один элемент, ставший теперь совершенно излишним – народность.