Олег Панфилов
Кремль намеренно разжигает вражду в мусульманском мире – и может жестоко за это поплатиться.
В конце прошлого года сразу несколько ведущих мировых СМИ опубликовали информацию о том, что из Чечни в Сирию было отправлено подразделение "военной полиции". Прокремлевская газета "Известия" со ссылкой на неназванные военные источники уточнила, что "военнослужащие батальонов специального назначения "Запад" и "Восток", дислоцированные в Чеченской Республике, займутся охраной авиабазы Хмеймим в Сирии". Глава Чечни Рамзан Кадыров в ответ заявил, что батальонов "Восток" и "Запад" вообще не существует, а если в российских подразделениях в Сирии есть этнические чеченцы, то это не его проблема.
По сути, публикация в "Известиях" была первым официальным упоминанием об участии чеченцев в сирийской войне. Батальоны, которые теперь подконтрольны Рамзану Кадырову, были созданы людьми с разной политической ориентацией. В батальон "Восток" входили бойцы гудермесской группировки братьев Ямадаевых – клана, в 90-х соперничающего с кадыровским кланом за "ярлык на княжение" от Кремля. "Запад" же состоял из соратников Саида-Магомеда Какиева, который выступал против борца за независимость Чечни Джохара Дудаева в 1993-1994 году и участвовал в первой чеченской войне на стороне Кремля. Официально "Восток" и "Запад" расформировали еще в 2008 году. Но бойцы батальонов продолжают служить в различных формированиях в Чечне. Информация об их военных "успехах" время от времени всплывает в прессе. В частности, известно, что оба батальона в 2006 году находились в Ливане, а "Восток" в 2008 году участвовал в оккупации Грузии. Скорее всего, часть военнослужащих "Востока" и "Запада" входят в отправленную в Сирию группу.
Читайте также: Пороховая бочка мира
Разные российские эксперты стали незамедлительно давать оценку. К примеру, депутат Государственной думы Леонид Калашников объяснил Lenta.ru, что на принятие решения об отправке чеченских бойцов в Сирию повлияли "и климат, и умение воевать, и схожесть менталитетов жителей Чечни и Сирии". Познания российских экспертов и политиков – тайна за семью печатями, но можно, конечно, предположить, что разная национальность, разные языки и разная культура, это и есть "схожесть менталитета", а "схожесть климата" - это вообще нонсенс.
Другой российский эксперт, руководитель отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития Антон Мардасов, посчитал, что "одна из причин отправки чеченцев — желание наладить отношения с суннитским населением". Мардасов без тени сомнения заявил "Газете.ru", что "чеченцы могут пригодиться в Алеппо в том числе для фильтрации населения и определения пособников ваххабитов". У "Газеты.ru" почему-то не возникло желания узнать у Мардасова, каким образом чеченцы, которые исповедуют суннизм, в российской военной форме будут налаживать отношения с суннитским населением, которое убивает сирийская армия и их российские союзники. Интересно также, каким образом чеченцы смогут определить из числа сирийского населения "пособников ваххабитов" - по одежде, по диалекту арабского языка, по поведению или знанию Корана и Сунны?
Телеканал "Дождь" месяц назад разместил любительскую видеозапись, на которой группа чеченских солдат, названная "военной полицией", слушает напутствие чеченского муфтия Салаха Межиева перед отъездом в Сирию. На видео, озаглавленном по-русски "Чеченский спецназ направляется на службу в Сирию", солдаты общаются между собой на чеченском. Если следовать утверждениям российских экспертов, то муфтий должен напутствовать чеченцев к исполнению ратных подвигов во славу России, но вряд ли рядовые чеченцы не знают, что на самом деле происходит в Сирии.
Сирийский оппозиционный активист доктор Махмуд аль-Хамза уже объяснял "Радио Свобода" о том, что решение об отправке чеченцев в Сирию может стоить Рамзану Кадырову отношений с Саудовской Аравией. Он считает, что "в Саудии его приняли и стараются к нему хорошо относиться, но он неисправимый. Поэтому, мне кажется, что будут плохо относиться к нему в целом в Заливе... Думаю, Саудия не будет закрывать глаза происходящее, поскольку все это серьёзно". И если, как следует из утверждений российских экспертов, чеченцы будут участвовать в охране российских военных баз, то они станут объектом нападения тех вооруженных оппозиционных формирований, которые борются с режимом президента Башара аль-Асада.
13 декабря прошлого года российское агентство "Росбалт" сообщило, что правоохранительные органы возбудили уголовное дело после публикации видео "Чеченский спецназ направляется на службу в Сирию". Позднее ресурсу "Кавказский узел" в военной комендатуре заявили, что проводится проверка, а отправка военнослужащих приостановлена. Всего, по информации издания, в Сирию отправили 500 чеченцев из батальона военной полиции в Ханкале – микрорайона Грозного. Поскольку официально никакая информация не опровергается и не подтверждается, то многие СМИ пользуются предположениями, например, вроде такого - "министерство обороны РФ уволило 12 чеченских военнослужащих за отказ ехать в Сирию для участия в боевых действиях". Хотя, скорее всего, эта история началась еще в сентябре 2015 года, когда батальон только формировался, и от службы в Сирии отказались несколько контрактников.
Российский журналист Орхан Джемаль объяснил проекту "On Kavkaz": "В чеченской истории все началось с того, что была утечка информации через "Фейсбук" о факте формирования добровольно-принудительного батальона для работы в Сирии из военной полиции Чечни. Выяснилось, что 12 человек отказались и были уволены из силовых структур. Далее эту информацию опровергли. Потом завели уголовное дело о разглашении государственной тайны и арестовали 5 человек". Но и в этом случае никто официально не опровергает и не подтверждает эту утечку. Батальон уже отправили, а все остальное стало историей, как и утверждения Рамзана Кадырова, которые он сейчас не вспоминает. В феврале 2016 года он в интервью канала "Россия" заявил, "чеченцы в Сирии занимаются разведкой, в том числе и под прикрытием". Для большей убедительности Кадыров тогда добавил: "Туда были направлены лучшие бойцы республики. Они собирают информацию о структуре, численности террористов, определяют цели для бомбардировок и фиксируют их результат".
Читайте также: Сирийская петля на шее у Кремля
После этого интервью, по всей видимости, Кадырову высказали в Кремле, и он замолчал. Хотя еще раньше в октябре 2015 года он выразил убеждение, что для борьбы с ИГИЛ на Ближнем Востоке надо задействовать не только Военно-воздушные силы, но и Сухопутные войска: "Безусловно, это правильное решение (использование ВВС для борьбы с ИГИЛ), потому что оно принято для борьбы с терроризмом. Россия знает (о терроризме) не понаслышке. Но обидно то, что это только Военно-воздушные силы, что там не используется пехота. И нам, чеченцам, к сожалению, пока нет возможности участвовать в борьбе против этих шайтанов".
Замечу, что "шайтанами" Рамзан Кадыров назвал сирийских мусульман, и это значит, что глава Чечни на той же стороне, что и Кремль. Орхан Джемаль, комментируя случаи отказа чеченцев воевать в Сирии, уточняет: "В чеченском случае могу допустить, что имела место и религиозная солидарность чеченских мусульман с сирийскими суннитами. Ведь им пришлось бы убивать единоверцев ради сохранения политических интересов алавитской верхушки Сирии".
Кремлю всегда было все равно с кем воевать – с мусульманскими Чечней и Афганистаном или с христианскими Грузией и Украиной. У Кремля другие интересы, которые идут вразрез с религиозной совестью: Путин может отстоять рождественскую или пасхальную службу, а потом отдать приказ бомбить Гори или Донецк. Но в случае с Кадыровым ситуация намного сложнее – ему приходится постоянно лицемерить, называя сирийцев "шайтанами" только для того, чтобы понравиться Путину. К тому же существует огромная опасность длительного конфликта между шиитами и суннитами, если уже сейчас эти религиозные интересы четко разделили противников. С одной стороны, алавитская группировка шиитского меньшинства (10-12 процентов населения Сирии), во главе с кланом аль-Асадов, ливанские боевики "Хезболлы", этнические хазарейцы, последователи шиитской секты "исмаилья" из Афганистана, иракские боевики, шиитский Иран, а с другой – суннитское большинство сирийцев, которых поддерживают турки, саудиты и большинство мусульманских стран.
Другой вопрос – почему Кремль посылает в Сирию чеченцев, хотя не сложно проверить индекс доверия в большинстве своем суннитского мусульманского мира к аль-Асаду и продолжающемуся конфликту. Самый непонятный компонент в этой истории – так называемый ИГИЛ, вооруженная группировка, появившаяся совсем недавно, одновременно с путинским проектом "русского мира". Стратегически очень лояльная к идеологии российского доминирования, без каких-либо перспектив признания и поддержки со стороны мусульманских стран. Почти как "русский мир", который зиждется на идеологии православного фундаментализма и имеет своей целью создание на постсоветском пространстве некоего образования, где лидер может быть только один – Путин.
Специфичность чеченской ситуации в том, что Рамзан Кадыров уверен – он может интерпретировать мусульманские ценности так, как ему вздумается. Точно так же он нарушает чеченские традиции, окружив себя людьми, которые хвалятся богатством и ставят остальное население в зависимость от своего положения. И как бы не были чеченцы оторваны от национальных и религиозных ценностей последние десятилетия, они понимают, на что их толкает Кадыров и Путин, отправляя в Сирию.
Россия, а раньше и Советский Союз, вольно интерпретировали исламские ценности, смешивая их с социализмом и получая такие уродливые образования, как сирийско-иракскую партию "Баас". С тех пор у российских "востоковедов", по большей части людей служивых, нет иных отношений с Востоком, кроме интриг и поддержки экстремистских организаций. В Сирии Кремль пошел дальше – на поддержку противостояния двух течений ислама, где одной стороной является Иран, стремящийся к монопольному влиянию на всех шиитов мира, и с другой стороны – подавляющее большинство мусульман мира – более 80 процентов, являющихся сторонниками суннизма. Для Кремля это очередная афера, но последствия могут быть серьезные – мусульмане отличаются сплоченностью, к тому же часть шиитов понимают, чего добивается Россия. А добивается она раздробления мусульманского мира ради странных геополитических интересов: влиять на нефтедобывающие страны Ближнего Востока России уже не под силу, но все еще очень хочется. Как уже успел убедиться мир, амбиции сейчас для Кремля превыше всего, в том числе и здравого смысла. И вот уже в Тегеране на похоронах экс-президента Ирана Али Хашеми Рафсанджани прозвучали лозунги — "Марг ба Русиё!" — "Смерть России!".
источник: http://ru.tsn.ua/