Андрей Пионтковский: впереди маячит не перестройка, а перестрелка
– Вчера был арестован Алексей Улюкаев, один из видных представителей т.н. системных либералов. Многие считают, что его арест является признаком стратегических изменений курса Кремля. Что Вы по этому поводу скажете?
– Первое впечатление — Улюкаева подставили. Не надо разбираться в хитросплетениях кремлевских интриг, чтобы понимать, что для Улюкаева который за годы служения режиму приобрел (формально легальными способами, а на деле банальным воровством) десятки миллионов и является мультимиллионером – жалкие два миллиона долларов не являются чем-то таким, ради чего можно идти даже на незначительный риск. И уж точно он не помчался бы за этими, с его точки зрения, семечками, да еще чтобы брать кэшем ночью в офис Роснефти.
Что касается моего личного отношения, то Вы знаете — я никогда не был большим поклонником Алексея Навального. Мне не нравится его позиция по многим вопросам: по Чечне, Грузии, Украине. Но вчера, я расшарил его очень точный текст о том, что трудно испытывать сочувствие к представителям этой гоп-компании, даже в том случае, когда надуманный характер обвинений совершенно очевиден. Они не испытывают никаких сожалений относительно всего беззакония, которое творится в стране, в том числе при их деятельном участии.
Будущие "сислибы". Фото конца 1980-х годов.
Мне в этой связи вспоминаются записи из дневника жены Булгакова, которые она делала в 1937 году. Там много записей, который звучат примерно так: "арестован Авербах. Есть возмездие". А потом, перечисляется еще длинный список подобных персонажей. (Авербах это один из литературных функционеров, который травил Михаила Афанасьевича многие годы). Арестовали его как японского или немецкого шпиона совершенно беззаконно. Но Елена Сергеевна была права в том, что это было возмездие тем людям, которые преданно служили преступному большевистскому режиму. Разделяли ответственность, за все то, что было содеяно его руководством: начиная с Красного террора и заканчивая Коллективизацией и Голодомором. Этот же режим потом раздавил и их самих. Я не хочу говорить о том, что Улюкаев лично виновен в чем-то ужасном. Но он верно служил путинскому режиму. Причем служил на самых важных, ответственных "фронтах". Занимался легитимацией Путина на международной арене, обеспечением экономической жизнедеятельности режима. Этот человек прекрасно отдавал себе отчет в том, что государственная система, которой он служит, виновна в военных преступлениях на территории Чечни, Украины, Грузии и Сирии, в массовых нарушениях прав человека здесь, в России. Сейчас, когда мы видим, что его коллеги все эти Чубайсы, Кудрины, выражают целый спектр эмоций: от недоумения, до шока. И меня, как и Навального интересует вопрос, почему эти персонажи не шокированы мученичеством Ильдара Дадина, политзаключенного, которого вообще ни за что держат в лагере и пытают? Кстати я готов побиться об заклад, что никто из этой псевдолиберальной гопоты и не подумает уходить в отставку в знак протеста против ареста Улюкаева. Как никто из них, включая самого Улюкаева, ни словом не обмолвился, когда был арестован другой светоч либерализма – Никита Белых. Сейчас он сидит себе в камере, и никто из его бывших друзей о нем и не вспоминает. Так же будет и с Улюкаевым. Так же будет и с остальными, если до них очередь дойдет. Мы помним, как те, кто в 37-38 годах попали под нож внутрипартийных чисток, когда их по ночам рассаживали по воронкам – кричали "позвоните товарищу Сталину". Я думаю, что и Улюкаев, когда его арестовывали, очень хотел позвонить товарищу Путину.
– Что Вы скажете о гипотезах о том, что арестами, подобными аресту Улюкаева, Путин наносит опережающий удар против потенциальных заговорщиков?
– Да какой, к черту, заговор! Какие среди этих опарышей могут быть заговорщики. Заговор против Путина может формироваться где угодно, но только не в среде системных либералов, которые, как я повторюсь, будут ему служить до последнего вздоха.
– Звучат голоса о том, что дело Улюкаева может сигналиировать о начале зачистки в "либеральных" элитах. Что Вы на это скажете?
– Я не разделяю эту точку зрения. Даже если просто судить по той информации, которую распространил Следственный комитет, очевидно, что в этой операции активно участвовала Роснефть. Нам говорят, что жадный коррупционер Улюкаев, требовал что-то беззаконное, а кристально честный Сечин пошел и доложил "куда следует". То есть даже это одно указывает на то том, что арест Улюкаева больше похож на провокацию, которая связана с корпоративным конфликтом интересов. Но мы ведь хорошо знаем, о напряженной ситуации, связанной с приобретением Башнефти и приватизацией Транснефти. Поэтому скорее всего, в данном, конкретном случае, перед нами — спор хозяйствующих субъектов, между Сечиным и Улюкаевым, который для Улюкаева разрешился таким вот образом.
Что касается "зачисток", то такие зачистки не очень вяжутся с психологией самого Путина, который привык во всем поддерживать равновесие. Полностью зачистить один лагерь и остаться заложником другого – это на него не похоже. Он скорее будет "выдергивать" фигуры по одному по очереди из разных лагерей, чтобы окружение не расслаблялось, но никогда не пойдет на то, чтобы полностью зачистить один из них.
– Значит конкретно этот случай нельзя связывать с так называемой Перестройкой 2.0, о которой последнее время много так много разговоров?
– Разговоров о возможных изменениях в конфигурации власти последнее время действительно ведется очень много (особенно ими увлекается наш уважаемый коллега Валерий Соловей). Но на самом деле, эти изменения скорее имеют под собой несколько другую причину. И прежде всего, это изменения во внешнеполитической ситуации. Режим потерпел фундаментальное поражение в развязанной им 4-й мировой войне (это их собственное определение). План по созданию "Русского Мира", который должен был начаться с Украины, провалился с треском. Подавляющее большинство русских остались лояльными Украине, а не Путину. А в самой России, к большому неудовольствию кремлевских выяснилось, что умирать за путинские геополитические химеры русские отказываются. И любые потери, даже самые минимальные, неприемлемы до такой степени, что в итоге им пришлось специальным законом приравнивать данные о потерях к гостайне.
Провалился ядерный шантаж против Запада. Более того, судя по тем назначениям, которые ожидаются в будущей администрации Трампа (там, судя по всему, окажутся одни ястребы), мне представляется, что его президентство, которое приветствовалось в России до такой степени, что идиотка Симонян, собиралась кататься по Москве с американским флажком на автомобиле, станет для путинской Дзюдохерии таким же роковым, как президентство Рейгана для СССР.
Дума празднует победу Трампа
Эйфория в нашей Думе по поводу избрания Трампа напоминает такую же эйфорию, которая царила в бункере Гитлера в апреле 1945 года, когда пришло сообщение о смерти Рузвельта. А тут в окружении Путина безумно радуются сообщению о политической смерти Хиллари Клинтон и ждут послаблений. Не послабление будет, а ужесточение. Например, Рудольф Джулиани, который займет одну из ключевых постов в администрации Трампа, пару дней назад в интервью АВС уже назвал Путина убийцей и сказал, что Америка будет вести разговор с Россией с позиции силы. Или тот же Джон Болтон как возможный госсекретарь будет не безвольный Керри, а еще тот болт в задницу нашего Риббентропа.
Люди, которые развязали гибридную войну теперь стоят перед необходимостью гибридной капитуляции.
Скорее маячит не перестройка, а перестрелка. Так как при внешнеполитическом поражении самым уязвимым звеном становится сам диктатор. И рациональное решение проблемы это смена персонального бренда режима. Вот это да, это серьезный вопрос. А всякие там Улюкаевы, Сечины, это так, мышиная возня.