Алексей Мельников: Демократия начинается с личной ответственности
Москва. Холод. Ветер. Мокрые плиты. Камень из Соловков. За ним оцепенело здание КГБ=ФСБ.
Сегодняшняя акция "Возвращение имён", завтрашний День памяти жертв политических репрессий необычны. Они о настоящем и будущем сегодняшней России, а прошлое здесь – урок, а не воспоминание о том, что ушло и никогда не вернется.
Может вернуться.
До политических репрессий (высшая точка – заказное убийство Б.Е. Немцова) сегодняшнее российское начальство уже докатилось, дойдёт ли дело до массовых репрессий – зависит только от сопротивления активной части общества.
Иммунитета от массовых политических репрессий у сегодняшнего российского начальства нет. Уже легализована возможность стрелять в народ, создана для этой цели "росгвардия".
Так получилось потому, что сегодняшнее российское начальство – в основе – выходцы из КГБ-ФСЬ, если в чём и отличаются от своих предшественников из сталинских и, шире, советских времён, то не образом мыслей, а приобретёнными навыками паразитировать на госсобственности. Да тем, что пока "время другое" – удобное для обогащения без массовых репрессий.
И всё же, как пел Юрий Шевчук ("В гостях у генерала ФСБ"): "Да, слава Богу, демократии конец / Давай чтоб Русь цвела, да вера пела!".
Плохо не только то, что коммерческие чекисты у власти, а то, что реши они стрелять в демонстрации и сажать своих политических противников сотнями и тысячами, омертвелое, инфантильное, растленное общество, воспринимающее войну, как игру, не шевельнется. Это уже видно по прошедшим 18 сентября выборам, когда большинство граждан сидело по домам даже в Москве и Санкт-Петербурге. Раз уж на выборы, имея альтернативу свободы, не пошли, то пойдут ли на большее? На то, что опасно?
Когда же общество погонят убивать на очередную придуманную "отечественную" войну за богатства верхушки, когда всякая гражданская, разумная оппозиция как структура, как центр организации сопротивления, будет уже уничтожена, то ничего уже нельзя будет сделать. Вообще ничего. Останется умирать (в лагере или окопе), дезертировать или поворачивать оружие.
Это ровно то, что было во Вторую мировую, при репрессивном советском режиме. Часто упускается из виду, что в той войне для коммунистической номенклатуры СССР было две победы – одна над нацистской Германией (с которой она сначала, в 1939-м, пыталась договориться), а вторая – окончательная победа над своим народом, его окончательное закабаление и торжество над ним. Главную угрозу для коммунистической диктатуры всегда представлял, как раз, закабаленный ею народ, а не внешние враги.
Пока есть возможность мирного сопротивления. Есть либерально-демократическая оппозиция, есть (пусть и нечестные) выборы, есть депутаты от оппозиции в региональных собраниях. Есть остатки независимой прессы. Есть глобальная сеть коммуникаций.
И у части общества есть активная память о том, что устроили советчики, захватив в ходе Гражданской войны Россию.
Мирное сопротивление не от слабости. Не от трусости. Не от страха. Оно от желания не быть такими, как сегодняшние правящие чекисты. Из стремления не использовать насилия – их метода. Из опасения, что методы незаметно превращаются в цели.
Удастся ли это? Ответ не отрицательный. Его пока нет. Тем больше будет шансов на удачу, чем больше будет людей ответственных за себя и за страну. Демократия начинается с личной ответственности. Не ждите масс, действуйте сами.
источник: kasparov.ru