Западные ресурсы не оставляют попыток дискредитации северокавказской политики Москвы
После начала широкомасштабной гражданской войны в Сирии и военного вмешательства России в этот затяжной конфликт, только ленивый журналист или аналитик не сравнивал происходящее там с мятежной Чечней.
Однако удивляет то, насколько диаметрально противоположные оценки и сравнения между Чечней и Сирией применяют различные авторы, в зависимости от того, какую страну и политическую силу они представляют.
Умудриться увидеть ИГ в Чечне
Несмотря на то, что Москва обещает Европе и США не допустить превращения Сирии в аналог мятежной Чечни, западные аналитики делают сравнения совершенно с другим вектором. Так, на днях влиятельная американская газета TheWall Street Journal (WSJ), вообще, написала, что Чечня при Рамзане Кадырове превратилась в исламский анклав внутри России, наподобие ИГ.
Причем нельзя сказать, что для WSJ это пишет заокеанский автор, не знакомый с ситуацией в России, на Северном Кавказе и в самой Чечне. Автором данного удивительного материала является Ярослав Трофимов.
Причем для сравнения Чечни Рамзана Кадырова с запрещенной в России организацией ИГ ему оказалось достаточно одного фактора – глубокой исламизации всех сторон жизни в данной северокавказской республике на фоне остальной части страны.
"При сильном правителе Рамзане Кадырове, бывшем повстанце, который сделался пламенным сторонником президента Владимира Путина, Чечня в последние годы претерпела поразительную исламизацию", - пишет он.
По его словам, большинство женщин на улицах Грозного - в хиджабах, спиртное практически невозможно достать, новые мечети растут, как грибы, в школах обязательны уроки ислама.
Дудаеву и не снилось
По мнению автора, такие преобразования вряд ли могли бы вообразить себе лидеры движения за независимость Чечни. Причем, данную точку зрения поддерживают и в самой Чечне. К примеру те чеченцы, которые воевали раньше против России.
"Если бы Дудаев сегодня был жив, ему бы понравилось то, что он видит. Он бы сказал: Рамзан достиг успеха там, где я потерпел неудачу", - цитирует WSJдепутата Народного собрания Чечни Магомеда Ханбиева, бывшего министра обороны мятежной Ичкерии.
Также издание цитирует оппозиционного политика Илью Яшина, ярого критика Рамзана Кадырова, готового ради этой критики подгонять друг к другу совершенно неочевидные и нестыкующиеся факты и явления.
"Ни один политик и ни одно ведомство не способны сегодня гарантировать, что созданное в Чечне исламское государство Кадырова /.../ не превратится со временем в новое "Исламское государство", готовое объявить джихад России", - писал он в своем недавнем скандальном докладе о Чечне и власти Рамзана Кадырова.
И наконец, WSJделает поразительный вывод: «Сегодня Грозный - не совсем то же самое, что Ракка или Мосул. Есть действующая церковь, планируется даже восстановить синагогу, разрушенную во время войны».
«Путь Кадырова»
«И все же в этом городе к соблюдению предписаний ислама обязывают значительно строже, чем во многих местах на Ближнем Востоке", - резюмирует издание, подводя читателя к заключению о том, что простого контроля за соблюдение норм ислама в обществе достаточно, чтобы напрямую сравнивать его с ИГ.
При этом издание отмечает, что, в отличие от ИГ «истины, пропагандируемые Кадыровым, опираются на относительно умеренную традицию суфийского ислама», а «радикалы в Чечне сегодня сильно ослаблены».
Справедливости ради также стоит отметить, что издание цитирует и Джамбулата Умарова, министра национальной политики, внешних отношений и информации Чечни, заявившего: "У нас нормальная секулярная республика. Российские законы для нас священны".
"Но если вы идете путем Кадырова, путем созидания, путем возвращения к культурным ценностям, то вы мусульманин и должны подавать пример во всем, и вы должны максимально следовать священным истинам, в том числе в вопросах одежды и целомудрия", - добавил он.
Грозный ответ
Своеобразным ответом Рамзана Кадырова на подобные попытки раскачать ситуацию, стало его недавнее заявление о том, что авторы террористического "чеченского сценария" пытаются реализовать его на территории других государств. Об этом глава Чечни заявил на международной конференции по вопросам безопасности.
По словам чеченского лидера, спецслужбы пытались использовать Чечню в качестве плацдарма для развала страны. Аналогичные, по мнению Кадырова, механизмы сейчас можно наблюдать и на Украине, и в Сирии.
«Сегодня документально доказано, что имела место попытка спецслужб целого ряда государств ослабить Россию, поставить её на колени, разделить на части. Но авторы "чеченского сценария" и сегодня не сидят сложа руки.
Эти же методы используют в Сирии, Ливии, Украине, Ираке. Некоторые из этих государств существуют только юридически, фактически утратив свой суверенитет, — заявил глава Чеченской Республики». И немалую роль в этом играет пишущая братия.
Оттого, готовность западных либеральных изданий за любой попыткой усиления мусульманских духовных ценностей и усиления общественного и государственного контроля за вопросами традиционной нравственности видеть «путь ИГ», поражает.
А в ситуации, когда за такими сравнениями стоят не заокеанские авторы, а вполне себе знакомые с пост-советской реальностью России и Северного Кавказа, наподобие Трофимова, тогда и вовсе становится очевидной природа их материалов.