В последнее время, благодаря Рамзану Кадырову, события на Северном Кавказе после недолгого затишья снова привлекли к себе внимание общественности – преимущественно, конечно, российской, но и не только. Я уже давно и регулярно слежу за ситуацией в соседнем регионе и пытаюсь понять, что там вообще происходит, но с точки зрения не фактов и событий, а тенденции: куда идет Северный Кавказ?
Постоянные наблюдения позволили мне сделать некоторые выводы – довольно спорные и без претензий на истину в последней инстанции. Мне кажется, что на сегодняшний день из Северного Кавказа делают Грузию 70-80-х годов. Я бы назвал этот процесс «грузинизацией», принимая однако во внимание, что он в основном касается недавнего прошлого грузин и очень мало связан с нынешними реалиями страны.
Если внимательно посмотреть на то, что сейчас культивируется на Северном Кавказе, то мы можем увидеть, что развитие событий идет по двум направлениям.
Первое – это архаизация общественных нравов. Северный Кавказ – традиционное общество, но сейчас идет культивирование традиционных жизненных норм в гипертрофированном форме. Мечта Кремля – это видеть кавказцев, разделенных по кланам, с узким мышлением, не принимающих никаких ментальных изменений. Отсталость в данном случае не только не отвергается, но и приветствуется.
Оно и понятно почему: чем общество более архаично, тем легче им манипулировать. Общество, зажатое с одной стороны разнообразными фобиями, с другой – вездесущими костями предков, неспособно на прорывы и восприятие новшеств. Всегда можно направить его энергию в нужное русло: религия, гомофобия, ксенофобия, вечная боязнь потерять свою драгоценную идентичность, – все это делает невозможным создание открытого гражданского общества.
Что, собственно, и требуется. Пусть кавказцы сидят у себя в аулах, молятся аллаху, растят всех под одну гребенку, грызутся за хлебные посты, покупают дипломы. Пока все будет так, власти России на Кавказе ничто не угрожает. Никакой организованный и осмысленный протест невозможен.
Второй пункт «грузинизации» – казалось бы, полностью противоположный – создание большой прослойки граждан, привыкших к сладкой жизни и легким деньгам.
Посмотрите на чеченских и дагестанских «мажоров»: сегодня спартанские горские народы подсаживают на хорошие тачки, рестораны, золото, выпивку, наркоту. Цель и тут вполне понятная – создать в республиках СК местную элиту, озабоченную только тачками, люстрами и золотыми пистолетами. Такая элита никогда не взбунтуется, они будут в глубине души ненавидеть Россию и презирать ее, но всегда останутся лояльными – как кадыровцы.
Культ потребительства подтачивает спартанский характер кавказцев. При этом я ничего не имею против потребительства, если оно функционирует по западным законам. То есть появление класса «мажоров» идет в ногу с демократическими институтами, ростом общественного самосознания, а возможность заработать большие деньги и потреблять без ограничений в конечном итоге связана с учебой, работой, упорством и прочими похвальными чертами человеческой натуры. Такое потребительство подталкивает людей больше учиться, больше работать и достичь успеха.
На Северном Кавказе культивируется совсем другой вид потребительства – он связан не с учебой и трудом, а распилом, воровством, крышеванием, чиновничьим креслом. Такое потребительство – верный признак начинающегося процесса разложения.
Эти два направления – архаизация и тяга к сладкой жизни – гармонично дополняют друг друга: элиту покупают, толпу зомбируют и лишают перспективы развития.
Если кто жил в Грузии в 70-80-е годы, легко узнает в описанной картине моральной деградации знакомые черты: то же безумное потребительство, то же хамское поведение в Москве и Питере, та же зацикленность на собственной идентичности и традициях, тот же зашкаливающий непотизм, то же самовосхваление, то же стремление попасть на должность, те же купленные дипломы, тачки, люстры, золото, рестораны. То же дикое сочетание гедонизма и архаики...
Именно поэтому – «грузинизация». В 70-80-е годы из нормальной суровой кавказской нации сделали балаган и обезьянник: с одной стороны, гламурные чикас и мучачос, с другой – заплесневелые одноклеточные традиционалисты, считающие свой никчемный и бесполезный образ жизни верхом развития человеческой цивилизации. Всего за 20 лет грузины деградировали до невероятного уровня, превратившись в нацию похотливых транжир, обеспечивающих свой высокий уровень жизни исключительно за счет большого северного брата.
Конечно, сделать такую штуку с вайнахами, дагестанцами и адыгами будет посложнее – религия другая, культура несколько иная, характер посуровее, однако процесс займет на 10-15 лет больше, а итог будет тот же самый. То, что дела идут в этом направлении, для меня наглядно показывает несвойственный для северных кавказцев всплеск уровня наркомании.
Наркота на Кавказе гораздо больше, чем где-либо в другом месте, извечный спутник начинающегося процесса разложения...
Я долго не мог понять: то ли это происходило с Грузией и происходит сейчас с Северным Кавказом естественным путем, то ли это умышленная, намеренная попытка Москвы превратить неблагонадежные и опасные народы в сборище деградантов. Сейчас я уже уверен: все это делается специально, умышленно. И по-своему умно. Если все продолжится в нынешнем темпе, то скоро на Кавказе протестовать будет некому...
Это только с виду кажется невероятным. А по факту – посмотрите, во что превратили чеченцев – непокорную нацию индивидуалистов, в языке у которых даже нет понятия «вы» в отношении конкретного человека. У них никогда не было тирании, никогда не было диктатуры, ни один, даже самый богатый человек не мог позволить себе хамить даже самому простому пастуху.
А сегодня – их выстраивают в ряд, заставляют маршировать и петь песни про великого Рамзана. Уж не знаю кому как, но, на мой взгляд, – это все что угодно, только не Чечня. Это скорее какое-нибудь центральноазиатское ханство, чем земля, населенная горцами.
Ни в коей мере не говорю это в упрек чеченцам – любой другой народ не вынес бы и сотой доли тех испытаний, которые вынесли чеченцы за прошедшие 20-25 лет, любая другая нация сломалась бы на полпути. Поэтому никто не имеет права в чем-либо их укорять. Мой упрек исключительно в адрес Москвы, которая делает это совершенно умышленно в своих целях.
Очевидно, что процесс идет. Грузию по чистой случайности спас развал СССР, который приостановил превращение грузинской нации в сборище парнокопытных существ. Северному Кавказу вряд ли повезет так же...
Поэтому я довольно пессимистично настроен в отношении горских народов Кавказа, к которым отношусь с большим уважением и симпатией...