В рамках первого официального визита в Грузию президент Белоруссии Александр Лукашенко признал Абхазию частью Грузии и призвал к сближению позиций Грузии, Белоруссии и России.
Хотя ранее Лукашенко выступал за возвращение Грузии в СНГ, в рамках визита он подчеркнул, что необходимо максимально выгодно использовать участие Белоруссии в Евразийском экономическом союзе и реализацию Грузией соглашения об ассоциации с ЕС.
"Мы разумные народы, разумные люди и разумные государства. Мы найдем схемы и варианты сотрудничества так, чтобы наши партнеры в Евросоюзе, в Евразийском союзе ни имели к нам претензий. В этом вы можете быть уверены", - заявил он.
Грузинские власти отмечают значимость визита и говорят о переходе на новый этап сотрудничества между двумя странами в целом ряде сфер.
Тем не менее у многих экспертов остаются опасения, что за первым в истории независимой Грузии визитом белорусского лидера стоят определенные интересы Москвы.
Некомфортный партнер
Бывший замминистра по евроатлантической интеграции и одна из основательниц Ассоциации реформ Грузии Елена Хоштария называет визит Лукашенко в Грузию неординарным, отмечая, что президент Белоруссии является выразителем несколько иной системы ценностей нежели те, к которым стремится Грузия.
По ее мнению, заявления Лукашенко указывают на то, что он пытается в определенной степени дистанцироваться от Москвы.
Грузия, со своей стороны, может сыграть определенную роль посредника между Минском и Европой, говорит Хоштария.
"Я думаю, что для него главная цель – это удержаться у власти, - объясняет эксперт. - Он старается делать достаточно независимые заявления, которые возможно свидетельствуют об определенном интересе к возобновлению каких-то контактов с Европой".
Но директор Центра европейских исследований Каха Гоголашвили считает, что несмотря на "определенное место для маневра", которое есть у Лукашенко, его независимость ограничена.
Он сомневается в том, что за визитом Лукашенко на самом деле стоит необходимость и высокая заинтересованность белорусского лидера обсудить грузино–белорусские отношения на высшем уровне в Тбилиси.
"Грузино-белорусским отношениям ничего не угрожает, они стабильно находятся в нормальном состоянии. Я думаю, что здесь вопрос в том, что Путин попросил Лукашенко поехать и передать какие-то послания грузинскому правительству", - считает Гоголашвили.
Нигде, кроме Сухуми
Свой трехдневный визит в Грузию Лукашенко начал с возложения венка к могиле Неизвестного солдата в парке Ваке в Тбилиси.
"Нашу Беларусь освобождали тысячи грузин. У нас погибли сотни, а может и тысячи грузин, поэтому я отдал дань уважения в канун этой даты всем грузинам, всем советским воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны", - рассказал он на встрече с грузинским президентом Георгием Маргвелашвили.
Лукашенко отметил, что никогда прежде не бывал в Тбилиси, а Грузию посещал лишь единожды, когда в советские времена приезжал в Сухуми.
Эта фраза сразу привлекла внимание СМИ как очередное подтверждение признания Минском территориальной целостности Грузии.
Позднее, отвечая на вопрос о позиции Минска в вопросе признания независимости отколовшихся от Грузии регионов, Лукашенко подтвердил, что позиция Белоруссии остается неизменной.
"В противном случае я бы не приехал”, - сказал он на пресс-конференции в Тбилиси.
Жить в одной семье
В ходе пресс-конференции Лукашенко заявил, что вмести с грузинским президентом они договорились подумать о возможностях нормализации отношений между Грузией, Белоруссией и, в перспективе, Россией.
"Думаю, в ближайшее время мы найдем хотя бы один ответ на маленький вопрос, какой сделать шаг для того, чтобы не только прекратить эту риторику, а сблизить позиции государств и жить в одной семье, как когда-то было. Ведь нет противоречий между грузинским народом, белорусским народом, россиянами… Есть непонимания на политическом уровне, они преодолимы”, - заявил Лукашенко.
Он не стал разглашать детали договоренностей, достигнутых с Маргвелашвили, но пообещал, что в ближайшее время о них станет известно.
Нина Ахметели