Вообще говоря, эту историю можно рассказывать как анекдот. Свежий, смешной, черный, политический. Из жизни зеков и тюремщиков.
Короче, звонит однажды Вера Савченко Дмитрию Пескову. Спрашивает: "А можно я вместо сестры отсижу?". "Заложников не берем!" - отвечает Песков, и если в этом месте вы не засмеялись, то я, наверное, плохо рассказывал. Или вы не в курсе, кто они такие, сестра Надежды Савченко и пресс-секретарь Путина. Или, наоборот, владеете всей полнотой информации и рассказан анекдот правильно, то есть медленно и мрачно, а вам не смешно. Почему-то.
Хотя я настаиваю, что это уморительная во всех отношениях хохма, просто не до всякого сразу доходит. А соль в том (понимаю, что объяснять анекдот - последнее дело, но тут особый случай), что пресс-секретарь, который, подобно шефу, любит поглумиться над беззащитными людьми, мог бы и утаить от нас эту историю. Но ему захотелось поделиться с публикой своим остроумным ответом. Дескать, мы взяли заложницу, да, и все про это знают, но "по нашему законодательству... действия, которые можно сравнить с взятием заложников, мы не производим".
Это еще называется: дал отповедь.
Поэтому Надежда Савченко будет сидеть. И точка. Причем именно образ Пескова, тупого садиста с претензией на остроумие, вышел в этом анекдоте смешным, прямо обхохочешься. А так, что говорить, сюжет невеселый, до безысходности.
Впрочем, все лучшие анекдоты на свете - они же не про тещу или мужа, вернувшегося из командировки, а про смерть, про войну, про суму и тюрьму, про "сталина-гитлера", про "политику". Истинный юмор вырастает из трагедии, горя и отчаяния, как-то сам собой вырастает, пробиваясь сквозь асфальт небытия, а что касается вождей и их соратников, то они обычно последними догадываются о том, что являются персонажами анекдота. Зрители и слушатели, умирая от страха и смеха, догадываются гораздо раньше.
Ну и всегда, конечно, важен контекст. Как в этой истории с заложницей. Или взять, к примеру, легендарного депутата Яровую, чья жизнь и законотворчество в последние наши годы представляет собой сплошной анекдот, причем высочайшего качества. Недавно она выступила с новой инициативой, предложив начислять пенсию за верную службу отставным стукачам. И все бы хорошо, и даже не очень смешно и не слишком трагично, если не вспомнить о том, что эти граждане вместе с теми, кого они, так сказать, курируют, живут в эпоху санкций. А также мудрых контрсанкций кремлевского руководства, приближающих экономическую катастрофу. Их всех скопом власть взяла в заложники. За Крым.
А это значит, что в случае принятия исторического законопроекта достойно встретить старость пожелают десятки миллионов граждан. Вероятно, подавляющее большинство россиян из тех 88%, которые, согласно последним опросам, во всем поддерживают Владимира Путина. И страшно даже подумать о том, сколько резаной бумаги с водяными знаками придется произвести, чтобы оплатить их самоотверженный труд на благо Отечества. Так что кураторы поневоле с тоской и благодарностью начнут думать о той горстке смутьянов, которые против власти и готовы голодать в преклонные года, замедляя темпы инфляции и не тревожа Пенсионный фонд, но не доносить на соседей. А сколько будет ложных доносов - в погоне за длинным рублем и в надежде на спокойную старость! Кошмарная картина предстает глазу, какая-то реинкарнация 1937 года, но при этом смешная и поучительная.
Сегодня, кстати, исторический день. Первая годовщина знаменитой "крымской" речи президента РФ, в ходе которой мы узнали всю правду про древний Херсонес, духовный подвиг князя Владимира, подлых американцев, коварных европейцев и местных национал-предателей. А потом, как все помнят, трое мужчин в галстуках и один в свитерке в обстановке всеобщего ликования подписали договор о принятии в состав РФ новых субъектов.
Это был один из самых жутких моментов в новейшей истории, и кровь тысяч людей на той войне, где русские будут убивать русских за русский мир и грядущую Новороссию, уже проступала на гербовой бумаге, но ведь и смешной. Кажется, никогда еще грабеж средь бела дня, сопровождавшийся карнавальным попиранием международных договоров, грабителями подписанных, не был столь нагляден. Ибо зрелище транслировалось в прямом эфире, с идеальной картинкой и звуком, на весь мир.
Это сегодня главная официальная новость: годовщина аншлюса. А Надежда Савченко опять голодает, и в этой не самой топовой российской новости отражаются, однако, все прочие. Годовщина покоренья Крыма, холодная война, печальная участь крымских татар, оптовые смерти в Донбассе, судьба заложника Олега Сенцова и его подельников, теракт в Одессе, смерть Бориса Немцова, ядерные страшилки Путина. Все это, говорю, на свой лад идеально сочетается с голодовкой пленной летчицы и свежим анекдотом от Пескова - точнее, про Пескова и его сослуживцев. Про них про всех.
Илья Мильштейн