В своем прогнозе развития мировой энергетики до 2035 года компания ВР предполагает, что Россия сохранит место крупнейшего экспортера энергоносителей, однако по производству нефти и газа уступит США и Саудовской Аравии.
Иначе говоря, по-прежнему останется сырьевым придатком более развитых стран мира.
Долгосрочные прогнозы редко сбываются в полном объеме, однако уменьшение зависимости российской экономики от нефти и газа сегодня и впрямь представляется маловероятным.
Ведущий "Пятого этажа" Михаил Смотряев беседует с экономистом и политологом Сергеем Алексашенко.
Загрузить подкаст передачи "Пятый этаж" можно здесь.
Михаил Смотряев: Такие доклады ВР публикуют каждый год. Они не одни этим занимаются, но им особое внимание, потому что они дают долговременные прогнозы. Интерес представляют перспективы России. Предсказывать нефтяные цены сложно, что показали события прошедшего полугода, но две категории стран, те, которые пользуются нефтепродуктами, – США, теперь Китай, есть производители, типа Саудовской Аравии, а есть находящиеся между ними – среди них Россия наиболее заметная. В ОАЭ задумались о том, что делать, когда кончится нефть, то же в Норвегии, но они знают, а в России, кажется, собираются качать, пока не кончится. Это будет не завтра, а после нас – хоть потоп?
Сергей Алексашенко: Такое ощущение возникло давно. Структура российской экономики не меняется, не появляется новых отраслей, секторов, прорывов на мировой рынок. Экономика последние годы замыкается на себя. Правительство выпускает программы по импортозамещению, запрещает закупку разных импортных товаров, но ни к чему хорошему это не ведет. Невозможно добиться быстрого развития экономики, опираясь на собственные силы и внутренний спрос. Все быстро растущие экономики опираются на экспорт. Ничего неожиданного в прогнозе ВР не содержится, вообще про Россию там сказано достаточно мало: добыча нефти сохранится на нынешнем уровне, добыча газа будет медленно расти. Мне же кажется, что проблемы в газовой отрасли гораздо серьезнее, чем в нефтяной. И да, такая сырьевая экономика у нас останется.
М.С. Сегодня "Финмаркет" приводит цифры опроса около 30 экспертов, не только российских, о перспективах российской экономики на ближайшие годы. Прогноз роста на 2015 год снизился до -4%. Российские чиновники называют гораздо более оптимистичные цифры, хотя…
С.А. Нет-нет. В последнем прогнозе минэкономики уже -3%, и было бы -4 с хвостиком, если бы минэкономики не сказало, что процент мы отыграем на своих антикризисных мерах. Правительство сейчас несильно расходится с экспертами, оно только сильно преувеличивает значимость антикризисных мер. Не будет роста в этом году, следующем, скорее всего, тоже. Но когда мы говорим о 20-тилетней перспективе, один-два года роли не играют.
М.С. Если посмотреть в докладе ВР, где Россия упоминается всего четыре раза, как рассчитывается структура российской составляющей в энергопроизводстве, энергопотреблении, энегропереработке, то поддерживать объемы добычи как сегодня через 20 лет будет не так просто. В докладе говорится, что сжиженный газ будет играть более важную роль, чем трубопроводный, и кажется, что к этому Россия не готова вовсе – почти нет терминалов по переработке и транспортировке сжиженного газа. Вместо этого строят трубопроводы в Китай, хотя для китайской экономики российские нефть и газ важны, но не критичны. И опять кажется, что вперед не заглядывают совершенно, хотя деньги до последнего времени были.
С.А. Сила этого доклада в том, что они смотрят на мир глобально, как на единый субъект, где есть производство, и есть потребление нефти и газа. И если убрать потери и тому подобное, то производство приблизительно равно потреблению. Россия находится сегодня по себестоимости добычи и нефти, и газа приблизительно в середине. Российская нефть не самая дешевая, но и не самая дорогая. То же самое и с газом. Вряд ли за 20 лет их производство настолько подорожает, что их трудно будет продать. Угроза со стороны сжиженного газа, в докладе он рассматривается как один из вариантов. Речь идет о преобразовании рынка. Но российский газ пока достаточно дешев, чтобы быть конкурентоспособным. Обойтись без российских нефти и газа в 2035 году мировому рынку будет невозможно.
М.С. Я сомневался в возможности России в 2035 году не продать, а добыть нефть и газ. Неизвестно, какие месторождения, которые можно разрабатывать традиционным способом, будут открыты в ближайшие 20 лет, но много упоминается новых технологий, которые пока дороги, а в современной обстановке на западные технологии Россия рассчитывать не может.
С.А. В своем прогнозе до 2035 года сотрудники ВР вряд ли рассчитывали на то, что санкции будут сохраняться все 20 лет. Если бы они исходили из этого, то Россия через 3-4 года начала бы испытывать быстрое падение объемов добычи и это пришлось бы отразить в приводимых таблицах. Более того, в разделе "Геополитические риски" Россия не указывается. Прогноз, видимо, исходит из того, что в обозримой перспективе санкции будут отменены.
М.С. А вдруг они ошиблись? Вдруг изоляция России продолжится?
С.А. Тогда есть прогнозы российских нефтяников, что в 2018 году падение добычи нефти может составить 5-7% из-за санкций. И это будет расти к 10% к двадцатому году и так далее. 15% российской добычи - это 75-80 млн тонн в год. Внутреннее потребление мы сократить не сможем, а снизить экспорт настолько будет чувствительно для мирового рынка, это вызовет необходимость роста добычи в других регионах.
М.С. А вот есть прогноз компании "Газпром", где они заявляют, что собираются в течение нескольких ближайших лет занять 15% мирового рынка сжиженного природного газа. Если дело пойдет как в последний год, это недостижимо ни в каких фантазиях.
С.А. Я не полагался бы на прогнозы "Газпрома". Перед кризисом 2008 года руководитель "Газпрома" обещал цену на нефть 200 долларов за баррель, а на газ - 1000 долларов за кубометр. Там своя технология прогнозов, и она явно носит ненаучный характер. ВР считает, что в России будут развиваться технологии сжиженного газа, но в незначительных объемах. Сейчас идет реализация нескольких проектов, к 2020 году они выйдут на максимальные объемы производства, после чего 7-8 лет новых проектов по сжиженному газу в России не предвидится. Поэтому как "Газпром" займет 15% мирового рынка сжиженного природного газа, я плохо понимаю. Для этого нужно кратно увеличить добычу газа в России. А дальше вступает в силу экономика. Сжижение газа - это издержки. Нельзя прогнать газ по трубе 5 тыс. километров, а потом отправить его на сжижение, себестоимость будет фантастическая.
М.С. Я и не предлагал относиться к этому всерьез, как и к недавнему заявлению господина Сечина, что нефть будет стоить 200 долларов за баррель. Хотя мы живем в непредсказуемом мире, все возможно.
Источник: bbc.ru