Возможно, из Барака Обамы получится хороший аналитик кредитного рейтингового агентства, замечает в одном из блогов The Washington Post журналист Мэтт О'Брайен. В послании "О положении страны" Обама "в некотором роде сделал "круг почета", объявив, что Россия заплатила за свою агрессию: ее экономика "изодрана в клочья". "Что ж, агентство S&P придерживается того же мнения: оно только что снизило рейтинг России до "мусорного", - говорится в статье.
О'Брайен сообщает читателям, что обычно не принимает во внимание оценки, которые рейтинговые агентства дают правительствам - "это всего лишь их мнения, часто неверные". Но тут другой случай: "Если у России "мусорный" рейтинг, ту же оценку получат российские компании, и затраты по кредитам, уже взятым ими, возрастут". Также возможно досрочное предъявление облигаций к погашению, что вкупе с ростом процентных ставок может обойтись России в 20-30 млрд долларов (по подсчетам одного из официальных лиц).
Сумма для России непосильная, считает автор: "Вместо экономики у России - скорее компания-экспортер нефти, субсидирующая все остальное, но при 50 долларах за баррель она мало что может субсидировать". Нефть дешевеет, у российских компаний меньше долларов, которые можно конвертировать в рубли, рубль слабеет. Но чрезмерного ослабления допускать нельзя: тогда компании не смогут погасить кредиты. Возможно также истощение валютных активов в российских банках, так как граждане покупают доллары.
Россия приняла меры, но краткосрочное укрепление рубля вскоре заглохло. Ларс Кристенсен из Danske Bank пояснил автору: курс просто "должен" составлять 75 рублей за доллар, пока баррель нефти стоит около 50 долларов. Причем обычно курс падает не до "справедливой" отметки, а еще ниже, до отметки, от которой он будет расти до "справедливой".
Пока фундаментальные индикаторы слабы, все попытки укрепить рубль быстро выдохнутся. Низкие цены на нефть тянут рубль вниз.
"Налицо экономическая "уловка-22" под названием "доллары в дефиците", - продолжает автор. России пришлось спасать не только рубль, но и свои банки. "После того как она заставила российские компании продать доллары, пришлось спасать их, снова выдавая им доллары, чтобы они могли погасить долларовые долги. Это финансовая "игра в наперсток", призванная скрыть, сколько резервов правительство на самом деле расходует. Но в конце концов правительству, возможно, придется спасать от долгов самое себя", - говорится в статье. Возможен дефицит бюджета, поскольку нефтяные доходы упали вдвое, а санкции закрыли доступ к внешним заимствованиям.
"Дальше будет только хуже", - пророчит автор. По оценке ЦБ РФ, при цене нефти в 60 долларов за баррель ВВП упадет на 4,5-4,7%. Но сейчас нефть стоит меньше 50 долларов, а заоблачные процентные ставки и меры экономии бюджета усугубят ситуацию. К тому же "ЕС готовится ввести новые санкции после того, как повстанцы, которых поддерживает Россия, вновь совершили атаку на Украине", указывает О'Брайен "самый мощный негативный фактор, помимо дешевой нефти".
"Россия обречена, пока цены на нефть низки, а санкции действуют", - заключает автор. Она могла бы перетерпеть любую из этих бед, но не обе сразу.
Правительство, со своей стороны, пытается держаться браво. "Один кремлевский чиновник даже заявил, что россияне готовы "меньше есть", чтобы поддержать Путина. Возможно, именно поэтому Путин не допускает проведения настоящих выборов: ведь это не лучший слоган", - так завершается статья.
Источник: The Washington Post