Ради "Турецкого потока"
Россия и ЕС обозначили позиции в переговорах о судьбе газопровода "Турецкий поток", преемника отмененного в прошлом декабре South Stream, пишет "Коммерсант".
"Газпром" жестко дал понять, что в любом случае откажется от транзита газа через Украину к 2020 году, и предложил Европе поторопиться построить газопроводы, чтобы получать газ через Турцию.
Однако Еврокомиссия усомнилась как в экономической целесообразности схемы, так и в том, что "Газпром" готов ради "Турецкого потока" разрушить свою репутацию надежного поставщика.
Таковы итоги первого визита в Россию нового европейского переговорщика по энергетике, вице-президента ЕК Мароша Шефчовича. Глава "Газпрома" Алексей Миллер довольно жестко объяснил Шефчовичу подход, которым будет руководствоваться "Газпром".
Монополия собирается к 2020 году полностью отказаться от транзита через Украину, перебросив объемы на "Турецкий поток" (так в соответствии с желанием президента Турции Реджепа Эрдогана будет названа новая труба).
К этому моменту европейцы должны построить газопроводы, которые позволили бы им забирать российский газ в западной Турции, а не в Центральной Европе, как сейчас.
"Турецкий поток" является единственным маршрутом, по которому могут поставляться 63 млрд кубометров российского газа, идущие сейчас пока транзитом через Украину, других вариантов нет", - цитирует газета Алексея Миллера.
По его словам, европейцы должны начать строить газопроводы "прямо сегодня", иначе "эти объемы газа могут оказаться на других рынках". Ультимативная позиция едва ли стала новостью для Шефчовича, но после встречи он активно демонстрировал удивление.
"Сегодня мы узнали, что тот газ, который идет транзитом через Украину, будет перенаправлен в новый трубопровод. Честно говоря, я был очень удивлен этому объявлению, поскольку я приехал сюда изучить возможности для Юго-Восточной Европы после отмены проекта South Stream", - сказал он.
Марош Шефчович подчеркнул, что 63 млрд кубометров - это большой объем газа, "который, наверное, не нужен ни Турции, ни странам Юго-Восточной Европы". Что касается поставок в Центральную Европу, то, по мнению вице-президента ЕК, следует найти "экономически более обоснованное решение".
Шефчович дал понять, что идея "Газпрома" о продаже 50 млрд кубометров газа европейцам в западной Турции "вряд ли будет работать", хотя ЕК и готова обсуждать ее. Для этого Россия сможет участвовать в деятельности рабочей группы, в которую входят представители бывших стран-участниц South Stream.
По мнению собеседников "Коммерсанта" в газовой отрасли, угроза Миллера перебросить газ на "другие рынки" выглядит блефом, поскольку в 2014 году "Газпром" добыл минимальный объем газа за всю свою историю именно потому, что не смог продать больше.
"ЕС едва ли заинтересован во вложении денег в новые газопроводы для того, чтобы получать тот же газ, который и так идет в Европу через Украину", - отмечает Андрей Полищук из Raiffeisenbank.
По его мнению, "Газпром" при создании "Турецкого потока" мог бы предложить Европе скидку на эти объемы газа и даже продать их оптом в рамках концепции общих закупок газа в ЕС. Но, отмечает эксперт, сейчас ЕС - в том числе по политическим причинам - заинтересован в сохранении транзита через Украину.
ЦБ поменял ответственного
"Ведомости" пишут, что в разгар кризиса Центробанк меняет ответственного за курс рубля и финансовые рынки: в Банк России возвращается Дмитрий Тулин.
Ключевая роль в экономике сейчас принадлежит ЦБ, его денежно-кредитной политике (ДКП), ее куратор - ключевая фигура, констатирует Наталия Орлова, директор Центра макроэкономического анализа Альфа-банка.
В момент вхождения экономики в рецессию и угрозы банковского кризиса ЦБ решил сменить куратора ДКП.
О кадровых переменах объявила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева на Гайдаровском форуме: "Я хочу сосредоточиться на вопросах стратегии, а вопросы денежно-кредитной политики и рефинансирования перейдут к Дмитрию Тулину".
"Я, конечно, очень высокого мнения о Ксении Юдаевой, но решение оправданное: нужно делить ответственность и невозможно заниматься всем сразу", - прокомментировала зампред правления Сбербанка Белла Златкис.
ДКП - это меры, при помощи которых ЦБ воздействует на цены, рост экономики и курс национальной валюты: сколько денег и на каких условиях выдать банкам; изменить ли норму резервирования по кредитам; жестко ли бороться с ростом цен или сделать ставку на оживление экономики за счет дешевых кредитов.
Натали Орлова из Альфа-банка считает, что Тулин человек очень практический и хорошо знает реалии банковского бизнеса.
"Сравнение теоретика и практика слишком прямолинейное, он не трейдер, он создавал систему, называть его только практиком неправильно", - считает Златкис. Тулин занимался не только банковским надзором, он начинал с денежно-кредитной политики.
Тулин - банкир с большим стажем, напоминает газета, он более 10 лет работал еще в Госбанке СССР, дважды был зампредом ЦБ.
Предправления "Юникредит банка" Михаил Алексеев считает Тулина одним из наиболее профессиональных специалистов в области банковского регулирования.
"Возможно, это расплата за действия ЦБ в конце прошлого года, - рассуждает экономист ING Дмитрий Полевой, - за панику на валютном рынке, критику со стороны банковского сообщества, в том числе за некоторую академичность действий, за отчасти спорное повышение ключевой ставки до 17%".
Сегодня денежно-кредитная политика ЦБ адекватна рыночной ситуации, очень тяжелой, говорит главный исполнительный директор группы Deutsche Bank в России Павел Теплухин: приходится принимать непопулярные, но в целом для экономики оправданные решения.
Юдаевой не хватало навыков профессиональной работы на финансовом рынке, критикует директор Проекта национального развития Андрей Черепанов (в 1998-2000 гг. - директор департамента иностранных операций ЦБ). Назначение Тулина он называет попыткой придать импульс инструментарию и каждодневным операциям ЦБ, в первую очередь на валютном рынке.
Министры в растерянности
"Независимая газета" пишет, что речи российских министров на Гайдаровском форуме в среду показали скорее растерянность, чем готовность к согласованным действиям. При этом глава Сбербанка Герман Греф заявил, что власти не управляют ситуацией и даже не имеют ясных целей экономической политики на 2015 год.
Между тем в правительстве, похоже, бродят самые экзотические идеи – в том числе и запрет свободного обмена рублей на доллары. Это подтверждают вчерашние заявления премьера Дмитрия Медведева о том, что "власть не пойдет на отказ от свободной конвертации рубля", отмечает газета.
Дискуссия о направлениях антикризисной политики должна быть закончена в кратчайшие сроки, заявил глава Сбербанка Герман Греф на Гайдаровском форуме в Москве. "Мы, честно говоря, очень мало понимаем, что будет делать правительство", – сообщил руководитель крупнейшего государственного банка страны.
По мнению Грефа, должны быть объявлены направления политики. В противном случае, указывает глава Сбербанка, если власти и в дальнейшем не будут управлять ситуацией, все большее огосударствление российской экономики будет продолжено.
Например, при цене нефти 45 долл. за баррель банкам придется формировать около 3 трлн руб. резервов за 2015 год, соответственно к банкам в собственность может перейти часть заемщиков, поясняет Греф. А значит, государство начнет капитализировать банки, приобретая и повышая свои доли в этих банках.
В результате, резюмирует он, у нас будет одно большое государство и вся отечественная экономика, по сути, станет государственной.
Единственное, по его мнению, что могло бы помочь, – это разворот в экономической политике. "Нужен радикальный поворот в экономической политике – радикальный поворот, который приводит к сдвигу парадигмы, который ломает сложившийся стереотип и резко возрождает доверие бизнеса к власти. Без такого доверия нам дальше проводить любую политику будет невозможно", – заявил Греф.
Впрочем, по мнению газеты, российским чиновникам пока нечего ответить на упреки в отсутствие ясной антикризисной стратегии. Хотя министры всячески пытались дать понять, что они знают, как спасти российскую экономику. Правда, пока взгляды на решение проблем в министерствах зачастую высказываются прямо противоположные.
Например, основная полемика развернулась между министерствами экономического блока. В частности, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предлагал сделать своего рода маневр: смягчить фискальную политику, но оставить жесткой монетарную политику. И в этом смысле его предложение кардинально расходилось с позицией главы Минфина Антона Силуанова, утверждавшего, что страна не может позволить себе смягчение фискальной политики.
"В итоге создается даже впечатление, что кабмин близок к панике и рассматривает для решения проблем отечественной экономики любые, даже самые экстравагантные варианты. Например, отказ от свободного обмена валюты. Брожение подобных идей косвенно подтверждается и вчерашним высказыванием председателя правительства Дмитрия Медведева", - пишет газета.
Премьер-министр заявил, что Россия не будет закрываться от мира, менять курс в сторону мобилизационной модели экономики, а власть не пойдет на отказ от свободной конвертации рубля ни при каких условиях.
Сквозила идея сделать российский рубль необменной валютой и в речах главы Минэкономразвития. "Совершенно неважно, сколько стоит нефть в американских долларах – следует смотреть на рублевую цену. В том случае, если курс оставался бы фиксированным, сейчас при курсе в 33 руб. за доллар, который был в начале года, бюджетная конструкция была бы немыслимой, а вот при плавающем курсе бюджет намного устойчивее," – рассказал он. К тому же, как считает Улюкаев, рубль в ближайшее время начнет укрепляться.
Недооцененный рубль при этом вполне удобен федеральному бюджету. "Рубль недооценен, мы вполне можем воспользоваться частью золотовалютных резервов уже в начале года, чтобы получить доходы при размещении в рублевом эквиваленте. Мы готовы уже сейчас использовать средства Резервного фонда. Забрать их с тем, чтобы размещать в качестве ликвидности на рынке. Если мы реализуем часть валюты Резервного фонда, мы очень хорошо заработаем для бюджета", – пояснил Антон Силуанов.
Критика в адрес правительства вполне оправдана, замечают эксперты. Нельзя не согласиться с тем, что у правительства на сегодняшний день действительно нет четкого плана действий, говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
"Но важно не только наличие этого плана, но и то, что в него будет заложено", – напоминает он. У Николаева есть объяснение, почему антикризисного плана до сих пор нет у кабинета Медведева. "По мысли правительственных чиновников, текущий кризис – повторение 2008 года, а значит, зачем создавать план, если все действия уже апробированы предыдущим кризисом?", – резюмирует он.
"Банковский сектор ждет от правительства выработанной консолидированной позиции с прописанной на несколько лет политикой и четкими шагами", – говорит аналитик компании "Финам" Антон Сороко. Отсутствие же такого плана, по его мнению, заставляет банкиров занять выжидательную позицию.
Источник: inopressa.ru